Подсчитайте, каких утверждений у Вас больше всего: А- аудиал, В- визуал, К- кинестетик.

Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необыч­ным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел карти­ны природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразитель­ностью и «живописностью».  
Яркость – бледность представлений. У одних людей представления обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преоб­ладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому об­разному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью сво­их представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мыс­ленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; раз­мышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.

Развитие представлений

Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представле­ний возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требу­ется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд, то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появ­ления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько туск­лым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в ре­зультате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что представления развивают­ся в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.

Важнейшим условием развития представлений является наличие богатого перцептивного материала. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка — слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а ино­странный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления ино­странных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах воспроизводятся в виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, если предложить ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроиз­вольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при фор­мировании способности оперировать представлениями определенного вида долж­ны быть направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление со­держит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увели­чения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направ­лениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации пред­ставление теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь — путь развития типических обра­зов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, кото­рые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержатьширокие обобщения.

Задание для форума:

Напишите эссе на одну из тем:

Ø Сравнительный анализ первичных и вторичных образов.

Ø Отличие образов представления от галлюцинаций.

Задания для самопроверки

1. Ответьте на вопрос: верно ли утверждение, которое приводится ниже:

А) Вторичные образы тесно связаны с текущей стимуляцией, а восприятие же невозможно без воображения (апперцепция).

Ответ: верно - образы тесно связаны с текущей стимуляцией

Б) Достройка перцептивного образа элементами воображения связана с механизмом поиска соответствия формируемых человеком гипотез о реальности.

Ответ: верно гипотезы о реальности необходимы для достройки перцептивного образа

В) Соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение воспринятого материала

Ответ: верно - соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение

Г) Образы-представления участвуют, в сличении результата восприятия с «акцептором действия» при антиципации

Ответ: верно - участвуют в акте сличения

Д) Возможны искажения восприятия при творческом озарении, вторжении в перцепцию сновидных и галлюцинаторноподобных эпизодов.

Ответ: верно искажения восприятия возможны

Опишите и объясните результаты экспериментальных исследований:

2. В экспериментах, Кюльпе и Перки исследовали интерференцию вторичных образов и перцепции. Испытуемых просили сообщать о любых объективных или субъективных событиях, которые они переживали во время релаксации в темной комнате. Время от времени на стены проецировался квадрат, который изменялся по размеру, яркости и локализации. Что сообщали испытуемые?

Ответ: наблюдалось смешение восприятия стимула с образом представлений, в зависимости от когнитивного стиля испытуемых, их установок, характера стимуляции, внутренний опыт, детерминированный преимущественно входной информацией, может переживаться и как вторичный образ, и как перцептивный. Материалом для любых образов является нейрофизиологически закодированная информация. Под «образом» понимается субъективный феномен, возникающий при различных сочетаниях внешней и внутренней стимуляции: при доминировании первой употребляется термин «перцептивный образ», при доминировании второй — «образ представлений».

2.Могут ли сильно желаемые или, наоборот, тревожные ожидания породить иллюзорный образ?

Ответ: да, особенно при снижении уровня бодрствования и в случаях патологии. Влияние желаний, страхов, пропущенных через фильтр защитных механизмов, на формирование вторичного образа может быть выборочным в связи с конкретной личностной проблемой. Особое значение в различении образных явлений имеют состояния сознания. Дремотные и сновидные состояния ослабляют контроль над влиянием мотивации и защитных механизмов на формирование вторичных образов. В случае психопатологии нарушается механизм различения реального и представляемого. Объяснение этому предлагает Хэбб. Перцепты и вторичные образы активируются подобными «клеточными ансамблями». При определенных условиях информация с «перцептивного источника» может быть представлена в матрице, обычно кодирующей информацию из «внутреннего источника», и наоборот. Важна роль контролирующих систем обратных связей, которые могут работать как согласованно, так и конфликтно. При параллельной переработке информации из внешнего и внутреннего источников содержание сознания определяется неким общим лимитированным «когнитивным фактором» (в связи с активацией одних и тех же нейронных структур). Это предполагает конкуренцию информационных каналов за представленность своей информации в сознании, что объясняет факты смешения в сознании (в определенных его состояниях) галлюцинаций, сновидений, гипнагогических и других образов с актуальным восприятием.

Вопрос на форум

Наши рекомендации