Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплекс 1
Цель: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса).
Работа ведётся в следующем порядке:
· развитие восприятия цвета;
· развитие восприятия формы;
· развитие восприятия размера и величины.
Дидактические упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса).
1.Запиши имена прилагательные. Соедини названия близких цветов из двух столбиков линиями.
желтый красный
бордовый лимонный
черный серый
оранжевый синий
голубой коричневый
2. Прочитай названия предметов. Запиши лишний по цвету предмет в каждой группе. Объясни свой выбор.
Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.
Ночь, туча, солнце, грязь.
Колокольчик, радуга, василек, вода.
Лист (летом), елка, медведь, крокодил.
3. Прочитай названия предметов. Запиши в первый столбик названия животных, во второй – названия растений. Подчеркни предметы карандашами соответствующего цвета.
Лиса, медведь, капуста, роза, крот, лимон.
4. Рассмотри предметы и назови их форму. Запиши слова, Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета.
5.Сравни пары предметов по ширине. Запиши ответы с помощью слов уже – шире.
6. Сравни пары предметов по длине. Запиши ответы с помощью слов длиннее – короче.
Комплекс 2
Цель: развитие зрительного восприятия и узнавания букв (буквенного гнозиса).
Помимо развития зрительного гнозиса на этом этапе логопедической работы осуществляется развитие зрительно – пространственного восприятия, обеспечивающего переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их топологических свойств. Работа начинается с актуализации зрительно – пространственных образов букв и ориентации элементов букв в пространстве, строке. Работа проводится по следующим направлениям:
· развитие восприятия цвета букв;
· развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
· дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и узнавания букв (буквенного гнозиса).
1.Допиши знакомые тебе печатные и рукописные буквы.
2.Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.
а у и ы э м к т пц б
3.Запиши только те буквы, которые написаны красным цветом.
у к е н г ш з щ з х ы м пр д
с ю б т и мл э ъ ж щ е л н с х
4. Выделить буквы, наложенные друг на друга. Написать.
5.Рассмотри буквы. Назови порядковый номер тех букв, которые записаны неверно. Запиши буквы правильно.
6.Продолжи строку букв.
уиуииуиуии
7.Запиши буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.
Водэчмншкюаяыйёфт
8.Рассмотри буквы и назови их.
Запиши буквы в алфавитном порядке.
9.Рассмотри таблицу букв. Запиши буквы парами, сходные по начертанию.
10.Назови «Какие буквы перепутались». Запиши слова. Подчеркни сочетание жи – ши.
11.Прочитай «изограф». Запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Комплекс 3
Цель: расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)
· развитие запоминания формы предметов;
· развитие запоминания цвета;
· развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом геометрические фигуры и буквы).
Комплекс 4
Цель: формирование пространственного восприятия и представлений.
При развитии пространственных отношений главной задачей будет формирование у ребенка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать онтогенез становления пространственных функций. Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности:
- уточнение и развитие «схемы тела», (вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева);
- восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику);
- временное расположение предметов в пространстве, на плоскости;
- отработка квазипространства (грамматическая структура речи).
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки. При развитии представлений о «схеме тела» важно определить ведущую руку.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (вверх-вниз), затем вперед и назад, затем отношение объектов (справа или слева). При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения.
Комплекс 5
Цель: обогащение и развитие временных представлений.
Развитие временных представлений - важный этап анализа сформированности пространственных представлений.
При работе над обогащением и развитием временных представлений нужно рассматривать следующий круг вопросов:
- умение оценивать продолжительность интервалов во времени (сравнение промежутков времени, осознание длительности);
- знание периодов человеческого возраста;
- уточнение представлений о последовательности, одновременности, цикличности каких – либо действий, событий;
- развитие и умение пользоваться лексическими, лексико-грамматическими и синтаксическими средствами языка на основе понимания характеристик времени.
Комплекс 6
Цель: развитие зрительного анализа и синтеза букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, синтезу элементов, по определению сходства и различия между графически похожими буквами.
Комплекс 7
Цель: дифференциация рукописных букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.
В слогах и словах
1. Чтение и запись слогов (с рукописного или печатного текста):
ша, аш, ше, еш, шту, шко; ща, ащ, ще, ещ, щик.
2. Работа над развитием функции словообразования (суффиксальный способ
образования слов) – суффикс «щик»
стекло – стекольщик, бетон - … ,камень - … , проект - … .
3. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (сложность комбинации
слогов зависит от степени подготовленности детей)
ла–шко– школа, ка–тур–шту– штукатур, ный-мощ– мощный, е–ни–ре–ше – решение, ка–щеп – щепка.
4. Вставить пропущенные буквы «ш - щ» в слова на тему «стройка» и найти
слова, которые нельзя перенести.
Мо.ь, мо.еный, .ум, .ель, .ели, помо.ь, за.ита, настоя.ий, .агаю.ий.
В слогах и словах
1. Поменять порядок слогов и записать слово.
сад, фа – фасад; мент, фун, да - … .
2. Вставить окончание прилагательных, проверяя, где это возможно, правильность выбора вопросом. Записать прилагательные.
Двор (какой?) больш… , молод… .
Дом (какой?) жил… , нежил… .
Клумба (какая?) кругл… ,овальн… , (сравнить с буквой «о»).
Лестница (какая?) винтов… ,гранитн.. .
Окно (какое?) прямоугольн… ,узк… .
Здание (какое?) современн… ,высотн… .
3. Собрать изображение домов из разрезанных картинок, узнай дом, ответь одним словом.
- Дом какого цвета?
- Какого размера дом?
- Сколько в нем этажей?
- Какие в доме окна?
- Как украшено здание?
- Каково назначение здания, дома?
(желт.го, больш.го, четырехэт.жный, прямоуг.льные, кол.нны, пилястр., шк.л.).
В тексте
1.Списать, вставляя подходящие по смыслу, прилагательные. (По необходимости дифференцируемые буквы «о - а» пропустить или заменить «шифром, условным знаком»).
Варианты текстов для анализа и записи.
Эт.тд.мжелт.го цвет.. Д.мбольш.й, м.ссивный. В д.ме четыре этаж.. Окна прямоуг.льные. Зд.ниеукр.шенокол.ннами (пилястр.ми). Здесь н.ш. шк.л.. Наш город очень… и … .Он раскинулся на берегах … Невы. Чтобы совершить путешествие по городу, нам понадобятся … виды транспорта. Трамвай - … и … вид транспорта, он самый … . Самым … считается метро. Это …дорога города.
Слова для справок змени, где нужно, окончания): большой, красивый, полноводная, разный, рельсовый, наземный, массовый, удобный, подземная.
В слогах и словах
1.Игра «Разведчики»
Инструкция: Нужно прочесть зашифрованную запись. Как вы думаете, какую букву обозначает цифра 2 ? А цифра 3 ?(Буква «п», у которой 2 ноги.Буква «т», у которой 3 ноги).
Расшифровка звукового сочетания.
3 и 3 | 3 у 2 | 2 а 3 |
т и т | т у п | п а т |
Расшифрованные сочетания букв записать в тетрадь.
2.Расшифровать слова.
2адае3 | лежи3 | хрус3и3 | скри2и3 | 3ае3 |
(Ученики расшифровывают, педагог под зашифрованным словом ставит карточку с записью слова).
падает | лежит | хрустит | скрипит | тает |
С каким явлением природы связаны эти слова?
Что обозначают эти слова?
Составить и записать предложение с одним из этих слов. Подчеркнуть главные члены предложения.
3.Расшифровать слова.
Выписать только названия профессий.
100рож, ак3са, 100матолог, госп1, по100ронний, и100пник.
4. Совершенствование навыка словообразования (из простых слов образовать
сложное, двукорневое, выделить корни, соединительные гласные и буквы «п т»).
Путь, водитель – путеводитель; лес, парк – лесопарк; зоологический парк - зоопарк.
В тексте
1. Сравнение букв в процессе работы по словообразованию (суффикс
профессий и рода деятельности – тель).
Писать – писатель. Собиратель - собирать
Читать – читатель. Создатель - создать
Хранить – хранитель Сочинитель – сочинить
2. Работа с деформированным текстом, используя слова с суффиксом -тель.
Книги создаются трудом многих людей. К ..телям книг относятся .. и
или по другому - ..и. (Создатель, писатель, сочинитель). Книги собирают и хранят в библиотеках. Там библиотекари собирают и хранят книги. Библиотекарь – это… и… книг (Собиратель и хранитель).
В слогах и словах
1. Составить слово из букв, слогов, данных в беспорядке, выписать слова с буквами «л - м» в два столбика.
зри, ли, те – зрители; такль, спек; ракт, ант;
о,ра,пе; лет,ба; мы,тю,кос.
2. Подписать картинки, разделив слова для переноса.
3. Прочитать и списать слова, вставляя пропущенные буквы «л – м».
С…ех, х …еб, с…ед, зи…а, рю…ка, пи…ка, пи…а, зе…ля, ко…ок.
Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
4.Распределить слова в 2 столбика по вопросам: кто? что?
Лужайка, ласточка, зима, медведь, мальчик, стрела, малина.
В слогах и словах
1.Найти в словах ударный слог. Записать.
Курица, малина, лисичка, душистый, живут, чуткий.
2.Записать диктуемые слоги в 3 столбика, зашифровывая гласные «и - у» стрелками. В первый столбик слоги с твёрдым согласным, во второй - с мягким согласным, в 3 столбик- слоги и с твёрдым и с мягким согласным.
Тин, уми, сул, ир, вли, рич, нит.
3.Записать слова в 3 столбика. В первый столбик- слова мужского рода, во второй столбик- слова женского рода, в третий столбик - слова среднего рода.
Пол…год…е, …част…е, …мен…е, варен…к, св…рель, др…ж…на, зр…тель, …ровень.
4.Вставить гласные «и - у» в слова. Подчеркнуть слова, которые не имеют форму единственного числа.
С.тки, т.фли, серьг., отр.б., капс.лы, р.ины, с..мерк., к.н.цы, кудр., парт.и, жм.рки, б.ханки, биг.ди.
5.Записать слова в 3 столбика. Вместо точек вставить букву «и» или «у».
СУЩ. ПРИЛ. ГЛАГ.
Дым.ть, сомкн.ть, кр.глый, .чёт, зван.е, защ.щать, с.хой, сут.лый, чеш.я, ф.алковый.
В предложениях и тексте
1.В предложениях правильно написанные слова чередуются со словами, которые нужно читать справа налево. Записать все предложения верно.
АлуТ славится имиовс пряниками.
Девушки иладаг на ещуг.
В екриц выступал никелрА.
Из ичеп достали юунчинешп булку.
2.Составить предложения к схемам, учитывая картинки. Обозначить части речи.
1 . 3. .
2. . 4. .
3.Составить пословицы. Списать, зашифровав гласные «и»-«у».
Поменьше говор-, а х-дая по свет- беж-т.
Недр-г поддак-вает, побольшесл-шай.
Добрая слава леж-т, а люд-др-жбой.
Пт-цы с-льны крыльям-, а др-г спор-т.
Подчеркнуть глаголы.
4.Озаглавить текст, списать, зашифровав гласные «и - у» и разделив предложения на слова.
1. ВЮжнойАмерикекактусыупотребляютвпищу.
2. Едятстебликактусов.
3. Ихочищаютотколючек.
4. Изнихготовятсупыисалаты.
5. Оченьвкуснысладостиизкактусов.
5.Составить рассказ из разрозненных предложений, вставив гласные «и -у» на место точек.
1. Король Англ. и реш.лпрекрат.ть это безобраз.е.
2. Мальч.к. гонял. мяч и сб.вал. прохож.х.
3. Он рапрет.л .грать в ф.тбол на .лицах.
4. В Средн.е века в ф.тбол .грали на .лицах.
В слогах и словах
1.Дополнить слоги до слов. Записать слова.
Ов- , до- , ве- , де- , ду- .
2. Вставить пропущенные буквы « в - д»
…оробей, гнез…о, голо…, холо…, …ерево.
Назвать слова с парным согласным на конце слова.
3.Распределить названия птиц в 2 столбика по буквам «в – д».
Ворона, воробей, индюк, лебедь, дрозд, тетерев, журавль, соловей, скворец, иволга, дятел.
Найти слова с парным согласным на конце. Подчеркнуть слова, в котором букв больше, чем звуков. Объясни свой выбор.
4.Записать словарные слова, подчеркнуть безударную гласную.
Поздравление, алфавит, человек, деревня, до свидания, Отечество, ягода, ветер, велосипед.
В слогах и словах
1. Игра «Прочитай слоги»:
//a-///a //a-///a-//a a//-a///
//y-///y ///y-///y-//y y//-y///
//ы -///и //ы -///и -///и ы///-ы //
//o-///o ///o-//o-///oo//-o///
2.Прочитать слова. Назвать слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую? Записать первый слог каждого слова.
Жучок, характер, хранилище, жилище, сжалился, жил, жаба.
3.Записать слова в два столбика: в первый столбик – имена существительные, во второй – прилагательные.
Хороший, урожай, жаркий, хлебница, жирный, журавль, хлеб, жалость, жидкий, плохой, хлеб, хлебный.
Найти однокоренные слова, выделить корень.
4.Игра «Запомни предметы».
Запомнить предметы в этом порядке (на наборном полотне стоят картинки):
Хлеб, жаба, жук, хомяк, жаворонок, хвост.
Записать по памяти ряд из шести слов. Подчеркнуть слова с парным согласным на конце слова.
В тексте
1. Работа с деформированным текстом:
Составить предложения из данных слов. Записать их, подчеркнуть буквы «х – ж»:
жакет, надел, Жора.
нарисовал, кружок, Михаил.
Женю, папа, хвалит.
Пирожок, на, лежит, тарелке.
Горох, склевал, петух.
2. Слуховой диктант.
Жёлтый шмель сел на хмель. Хозяйка купила в магазине жир. Конюх ухаживал за жеребцом. Он гладил его по холке. Жора живёт на пятом этаже. Женя выполнил чертёж. Хмурое утро было холодным. Под забором растут лопух и хрен. Сережа собирает ежевику. Глеб махал флажком. Михаил порвал рубашку.
Подчеркнуть букву «х» – двумя линиями, а букву «ж» – тремя линиями.
В предложениях и тексте
1.Составить предложения и выделить буквы:
Тихо, тропе, по, иду, я.
Жизнью, за, наблюдаю, лесу, в, я.
2. Записать текст, вставив пропущенные буквы, выделяя буквы б↑, д↓.
Берёзовый сок.
В.сной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в к.ре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают л.сные гости.
3. Работа с текстом. Записать текст, установив правильный порядок следования предложений. Дать название рассказу.
- Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.
- Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски.
- Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.
- Закинул рыбак удочку и ждёт.
Найти слова, написание которых можно проверить путем подбора проверочных слов.
4. Составить небольшой рассказ на данную тему, используя опорные слова.
Рыбалка.
Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.
Найти пары однокоренных слов, выделить корень.
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплекс 1
Цель: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса).
Работа ведётся в следующем порядке:
· развитие восприятия цвета;
· развитие восприятия формы;
· развитие восприятия размера и величины.
Дидактические упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса).
1.Запиши имена прилагательные. Соедини названия близких цветов из двух столбиков линиями.
желтый красный
бордовый лимонный
черный серый
оранжевый синий
голубой коричневый
2. Прочитай названия предметов. Запиши лишний по цвету предмет в каждой группе. Объясни свой выбор.
Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.
Ночь, туча, солнце, грязь.
Колокольчик, радуга, василек, вода.
Лист (летом), елка, медведь, крокодил.
3. Прочитай названия предметов. Запиши в первый столбик названия животных, во второй – названия растений. Подчеркни предметы карандашами соответствующего цвета.
Лиса, медведь, капуста, роза, крот, лимон.
4. Рассмотри предметы и назови их форму. Запиши слова, Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета.
5.Сравни пары предметов по ширине. Запиши ответы с помощью слов уже – шире.
6. Сравни пары предметов по длине. Запиши ответы с помощью слов длиннее – короче.
Комплекс 2
Цель: развитие зрительного восприятия и узнавания букв (буквенного гнозиса).
Помимо развития зрительного гнозиса на этом этапе логопедической работы осуществляется развитие зрительно – пространственного восприятия, обеспечивающего переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их топологических свойств. Работа начинается с актуализации зрительно – пространственных образов букв и ориентации элементов букв в пространстве, строке. Работа проводится по следующим направлениям:
· развитие восприятия цвета букв;
· развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
· дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и узнавания букв (буквенного гнозиса).
1.Допиши знакомые тебе печатные и рукописные буквы.
2.Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.
а у и ы э м к т пц б
3.Запиши только те буквы, которые написаны красным цветом.
у к е н г ш з щ з х ы м пр д
с ю б т и мл э ъ ж щ е л н с х
4. Выделить буквы, наложенные друг на друга. Написать.
5.Рассмотри буквы. Назови порядковый номер тех букв, которые записаны неверно. Запиши буквы правильно.
6.Продолжи строку букв.
уиуииуиуии
7.Запиши буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.
Водэчмншкюаяыйёфт
8.Рассмотри буквы и назови их.
Запиши буквы в алфавитном порядке.
9.Рассмотри таблицу букв. Запиши буквы парами, сходные по начертанию.
10.Назови «Какие буквы перепутались». Запиши слова. Подчеркни сочетание жи – ши.
11.Прочитай «изограф». Запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Комплекс 3
Цель: расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)
· развитие запоминания формы предметов;
· развитие запоминания цвета;
· развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом геометрические фигуры и буквы).