Воспитание нравственности на уроках физической культуры у младших школьников

Возрастные и психологические особенности школьника:

Склонность к игре.

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

Невозможно долго заниматься монотонной деятельностью, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (дома, в школе и на улице).

На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.[6]

Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, сознательно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения.

Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке следующих упражнений: прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.

Вооружая учащихся доступными знаниями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспитанию школьников. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества, коллективизма.[7]

Методика формирования нравственности

1. Проведение эстафет на уроках физической культуры.

Эстафеты следует рассматривать как особый вид деятельности при обучении детей двигательным навыкам и формированию физических качеств, таких как: согласование действий с действиями товарища по команде, самостоятельности, дисциплинированности и организованности.

2. Спортивные праздники во внеклассной работе.

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание спортивных праздников, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и двигательные навыки.[8]

Выводы по I главе

В ходе изучения курсовой работы, можно сделать вывод, что нравственную культуру у младших школьников можно воспитывать через уроки физической культуры потому что:

1. При использовании физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание.

2. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива, примера лучших спортсменов.

3. Задача педагога в этом процессе – помочь составить план самовоспитания, наметить рубежи нравственных и спортивных достижений за год самостоятельных занятий.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственности на уроках физкультуры у младших школьников

Наши рекомендации