Общие формы игры обусловленности.

Они следующие: разрушенные горы, высохшие озера, обветренные скалы, землетрясения, снегопад, подземный гул, камнепады и сели; дергание за одежду, удары и тычки в спину, тайный шепот в ухе, окликание по имени издалека, перенесение с места на место, мелодичное и грустное пение, хохот, смех, плач, стоны, вой и прочие неприятные звуки; уговоры и угрозы, просьбы уходить с этого места, угроза вырвать сердце, оторвать голову, съесть мясо и выпить кровь; внезапные острые болезни и угрозы оставить таким; обещания оказать помощь, если уйдешь; грохот, молнии, блуждающие огни, треск, горящие стрелы, копья, пламя, облака, туман, пугающий вихрь, сотрясающий землю, потемнение, изменение цвета земли; небо, наполненное огнем, наводнение, видение деревьев и кустов как острого оружия; видение необычных вещей, видение различных устрашающих животных, тигров, львов, медведей, слонов, быков, диких яков, обезьян, диких свиней, ослов, собак, волков, рысей, крокодилов, ящериц, скорпионов, пауков и прочих; видение существ, нападающих с различным оружием, свиты Царя Мертвых, ракшасов, чудовищ, пожирателей плоти пугающего облика; рев и другие звуки, издаваемые этими существами; видения пожирания этими существами, сплетение тела змеями, ползание по телу различных насекомых, нападение темных людей; видение множества угрожающих мужчин и женщин, связанность путами, несвобода; дождь из насекомых, земля, кишащая змеями и другими тварями; угрожающие явления, ощущаемые со всех пяти дверей: пугающие формы, видимые глазами, чудовищные звуки, слышимые ушами, ужасные запахи, ощущаемые носом, гарь, трупный запах и прочее, сухость, жажда, различные неприятные вкусовые ощущения, прикасание к телу, пожирание плоти, разрывание на куски; страх, смятение, ужас в уме, сомнения, двойственность, ослабление сознания, желание сбежать, душевные муки, боль в суставах, неудобство, печаль, желание помощи от друзей и прочих, мощное проявление всех страстей, потрясение, дико бегущие мысли, безумие, втягивание элементов; ощущение падения в бездну, крушение всего: гор, лесов, неба, вселенной, столкновение солнца и луны, падение неба на землю, холод смерти в сердце, лопание сосудов, отекание легких, разрыв полых органов, раздавливание тела, сдирание кожи, отсечение конечностей, забирание дыхания жизни, угрозы, что ты родишься в аду; пугающие речи типа: "Я забрал жизненную силу Учителей твоей линии традиции, твоих предков и родителей".
Или же, напротив, это могут быть видения прекрасных мужчин и женщин, смеющихся и радостных, вызывающих страсть, вдруг изменяющих свой облик на чудовищный, свои голоса на вой и рев; видения знакомых людей, друзей, супругов, зовущих с печальным видом, иногда они приходят в форме вашего Идама принять ваше подношение, дают различные ложные наставления, призывают отказаться от нравственной дисциплины и вообще от практики шести парамит на пути; они говорят вам, что это необязательно, что вы завершили путь и что не нужно больше прилагать усилия; говорят вам, что вы уже чисты, выполнив предварительные практики, и в этой жизни обретете результат пути, способность усмирять Мару, демонические силы, просят вас идти жить обычной жизнью в селения, в города, проповедуют ложный путь, просят не отказываться от всех соблазнов и превратить их в чистую радость; говорят вам, что вы очистились от клеш и достигли Освобождения, обрели его на пути и просят вас осознать это и действовать так; говорят вам, что вы уже Просветленный, возбуждают гордость, самодовольство, вовлекают на ложный путь превращения Мары в Божество – иногда приходят в виде вашего Ламы или Идама и дают такие учения – говорят, что вы достаточно пострадали на этом пути, а теперь нужно бросить это учение и дают наставления ложного пути; искажают учения, отворачивают ум от Ламы и Учения, порождают сомнения в способностях Прибежища и Трех Драгоценностей, – все эти явления, создающие помехи на пути к полному и окончательному Просветлению, порождают желание совершать отрицательные деяния.
Всё это проявления Мары и именуется игрой обусловленности, осознавание этих вещей крайне важно.
Эти явления происходят на трех уровнях:

1) наяву;
2) в сновидении;
3) в виде созерцательного опыта.

Что касается значения выражения "созерцательный опыт" (тиб.: sgom nyams), оно обозначает явления, происходящие не во сне и не наяву, а в состоянии ясности, прозрачности и чистоты сознания. Это явления, воспринимаемые через шесть чувств в состоянии очень острой и чистой осознанности (ригпа), а также явления, не имеющие характерных признаков, видимые внутренним взором, различные формы игры обусловленности, – все это называется "созерцательный опыт".
Далее, даже если нет конкретного видения, слышания звуков и т.д., но все равно ощущается подавленность невидимой мощью богов и демонов, ощущается страх, смятение и т.д., волосы встают дыбом на теле, все время пребываешь в ожидании ужасного события, тело бесконтрольно дрожит, возникает желание озираться, ожидая чего-то то спереди, то сзади, ощущение озноба, страх без видимых причин, без видимого проявления, – это называется игрой обусловленности через невидимое присутствие энергии духов.
Кроме того, явления игры обусловленности должны ясно прийти в сновидениях, очень важно различать игру обусловленности через сновидение и через невидимое присутствие.
Эти особенности таковы, запомните их, дети мои: множество собравшихся мужчин и женщин, желающие получить долг или поиграть, повеселиться, со множеством пустых сосудов, лежащих у дверей; множество нищих, стучащихся к вам в дверь, – если приснится такое, то это верный знак проявления духов кармических долгов (тиб.: lan chags). В этом случае нужно обязательно совершить этим кармическим гостям сто-восьмикратное подношение тела в восьми тунах в течении одних суток и разорвать привязанность.
Игра в различные игры, например, в кости, раздавание драгоценностей, игральных костей и прочего, поражение в драке, погруженность в грязную жижу, прикосновения к вашему телу, чувство усталости и слабости, невозможность двигаться, нарывы на теле, невозможность идти по причине отсечения всех конечностей, окружение темной стеной, темные одежды, темнота и потеря ориентации, навьючивание огромного тюка на вас, множество пустой посуды, темной и грязной, – это знаки проявления сильной душевной оскверненности. Устреми свои помыслы к Трём Драгоценностям и не желай ничего от других людей, устрани жадность и усердствуй в методах очищения от душевной скверны.
Закат солнца и луны, вхождение в темноту, черные одежды, обувь, черные стяги, тысячи стрел, натирание пеплом, развеивание пепла в черных горах, черный осел без ушей, езда на нем верхом в сторону темной, пустой долины, – все эти сны есть знаки прихода смерти через три года, ухудшения положительной энергии, добродетели, везения и удачи, поэтому откажись от своей родины, уйди в чужие места, в безлюдные долины, поселись там, отбрось жалость и привязанность к телу и жизненной силе и преврати их в пищу для демонических, нечеловеческих существ и направь внимание на это как на общий выкуп для всех живущих.
Черные шапка, платье, обувь, надетые вместе, непосильный груз, дорога, ведущая вниз, тело, увешанное металлическими предметами, их непосильная тяжесть, железные колодки на ногах, падение в глубокую яму вниз головой, соскальзывание вниз с высокой горы, падение с неба, – все эти сны есть знаки накопления плохой кармы, знаки движения в низкие рождения, поэтому обрати со всей искренностью свой ум к Трём Драгоценностям и приложи свирепое усилие через тело, речь и ум в накоплении благих заслуг, совершай подношение тела, отбрось, забудь о лени и рассеянности.
Какие бы формы игры обусловленности ни проявлялись, нужно четко их различать и понимать их тонкости, и, как было сказано выше, применять наставления по контролю этих сил, прилагая все свое усердие, – но если вкратце, то все это преодолевается видением шуньяты. Отсеки довольство, радость в душе от приобретенных благих способностей, какие бы ошибочные видения ни приходили, осознай, что их источник – ум, и отсеки это, слейся с небесным пространством свободной природы сознания. Как удивительно совершить это, Эмахо!
О благороднорожденные, если будете прилагать усердие в применении этих наставлений, то Лама, Идам, Дакини и Защитники будут лелеять вас, как своих детей, в особенности придет энергия вдохновения дакини материнских тантр, радость, счастье и ясность духа. Боги и демоны сансары станут служить вам, все неблагоприятное превратится в счастье, распространится учение, добродетель и сила жизни, исчезнут препятствия, легко обретутся высшие и обычные сиддхи, и в конце вы обретете состояние нерожденной Великой Матери, в этом нет сомнений. О благороднорожденные, сейчас идет одно из последних, остаточных пятисотлетий, нечеловеческие существа весьма свирепы, это время умножения пяти скверн.
Глава вопросов Джебзун Зилнона закончена.
Самая Джа Джа Джа!

Часть III: Предсказания Мачиг Лабдон.
Глава IX. Предсказания о будущем мирского закона.

Вопросы Сонам Гьян.


Далее снова вопрошала Сонам Гьян:
О Мачиг, разъясните теперь нам значение выражения "время пяти скверн", – наше ли это время и действительно ли эти скверны возрастают и, если возрастают, то как это отражается на образе жизни и поступках нынешних людей? Будет ли учение Будды в будущем широко распространяться или исчезать, в особенности эта ваша линия традиции, о Мачиг? Будут ли угасать или процветать мирской и духовный законы, – прошу вас раскрыть нам свое знание!
Мачиг ответила на это в таких словах:
– Да, я осознаю, каким будет будущее, и разъясню это вам. У тебя очень ясный ум и память, о девушка, ты обладаешь мудростью (тиб.: shes rab), поэтому слушай внимательно мои слова.
Эти пять скверн (тиб.: snyigs ma lnga) в будущем будут все возрастать, и завтрашний день принесет лишь углубление споров и пяти скверн, люди этого времени будут весьма буйны и будут совершать особые скверные поступки. В это время оба закона придут в упадок, как мирской, так и духовный, и наша линия учения не избегнет этого: тех, кто практикует ее по всем правилам, будет не видать, будет много отклонений, в частности, в различные личные склонности и прочее. Эта священная Дхарма превратится из лекарства в яд по причине неправильного понимания и неправильного практического применения, поэтому через это будет накапливаться лишь неблагая карма. В такое время нравственный закон учения Будды может проясниться на очень краткое время, как вспышка молнии во мраке, но, так как испарения из пасти демона в это время очень сильны, все закончится раздорами, и нравственный закон не будет передаваться и пребывать. Так разъясняется это. Снова Сонам Гьян вопрошала:
– О Мачиг, хорошо вы разъяснили, теперь скажите нам, через сколько лет произойдут эти изменения, и мирской и духовный законы придут в упадок? Это прояснение учения Будды, подобное блеску молнии, – произойдёт ли оно благодаря вашей энергии сострадания? В чём будет причина этого? Какие будут знаки этих пяти скверн?
Мачиг отвечала на этот вопрос:
– Слушайте же внимательно то, что скажу вам сейчас, о благородные девушки! Это время пяти скверн придет спустя сто пять лет. Тот, кто прояснит учение в это время пяти скверн, сейчас находится в Индии на горе Пота Ри, на ее юго-восточном склоне, совершает практику аскезы на пользу живущим. Он является бодхисаттвой, который помнит свои рождения, обладает особой мудростью, особыми силами. Он просил учения у Авалокитешвары, просил учения у Майтрейи, просил учения у Кукурипы. Он обладатель великого намерения принести пользу живущим, он великий бодхисаттва, охраняющий учения, его слуга – шестирукий Махакала, гневное проявление Авалокитешвары; он дал обет прийти сюда в это время пяти скверн, пребывать здесь в виде чистого монаха и вновь Вернуть ясность учению Будды. Это предсказал сам Будда Шакьямуни, Будда Амитаюс, Майтрейя и другие. Вот в чём причина и условие прихода этого шраманы.
Знаки пяти скверн умножатся, когда продолжительность жизни людей станет равняться пятидесяти годам. В это время еще более усилятся проявления Мары и придет его манифестация в виде ужасного Царя. Этот правитель зажжет подобно огню все пять клеш, они забурлят подобно бешеному потоку, закружатся как вихрь. В особенности он будет привязан к вещам и женщинам. Силой низкого происхождения Царь и женщина объединятся, божества и наги, охраняющие учение Будды, будут разгневаны и нашлют проклятье, приведут в упадок силу его добродетели и вовлекут в низкие деяния. Царь попадет под влияние женщины, нарушит мирской закон, его сановники начнут притеснять и введут в вечную кабалу города и селения. Царский закон будет нарушен и начнут совершаться скверные поступки, споры, раздоры, войны. Сила усердия придет в упадок, сила привязанности к материальным вещам возрастет неимоверно. Низкорожденные сановники попадут под влияние своих женщин и доведут до конца разрушение мирского закона, и появится Царь, который полностью его разрушит. В это время благороднорожденные женщины не смогут выносить такую свиту правителя, сила их добродетелей, как царских жен, придет в упадок, их удача и власть окажется в руках сановников, это приведет к внутреннему столкновению и противоречию с мирским законом. Люди оставят благороднорожденного царя и поставят над собой дурного владыку. В это время хранители и хранительницы мирского закона не будут его соблюдать, их власть будет полностью находиться в руках должностных лиц, и мирской закон будет полностью подчиняться их произволу. В это время будет совершено множество казней, сановники будут шагать по головам, истинное и ложное слово будут уравнены, желание получать взятки, оброк и выкуп будет повсеместным. Темнота, мрак и всеобщее разложение, приход этих вещей, – это знаки полного уничтожения мирского закона. Обещание, договор, клятва, буква закона не будут иметь никакой силы и влияния на сановников. Пустословие и обман распространятся повсеместно, погоня за славой будет наиболее характерным явлением, ложь и правда смешаются, как молоко и кровь, как тайное и грубое, и невозможно будет их разделить. Хранители закона, обретя власть, сразу будут становиться угнетателями. Общность людей распадется, связь между правителем и народом будет разорвана. В это время царь будет испытывать зависть к собственности своих сановников, а сановники будут испытывать зависть к собственности хранителей закона, а хранители закона будут испытывать зависть к собственности хранителей областей. Понятие закона, стыда, совести будут утеряны. Жители районов не будут доверять словам своего управляющего, управляющий районов не будет доверять словам хранителей закона, а хранители закона не будут доверять словам сановников, а сановники не будут слушать слова царя. Царь и сановники будут слушаться только своих жен, и власть будет принадлежать женам, попадет в их руки. Все вступят на ложный путь нарушения всех правил, взаимосвязь элементов рухнет и проявятся бесчисленные недоброжелательные поступки живых существ, – всё это знаки пяти скверн.
В это время все демоны темной стороны раскроют свою пасть и сознание людей станет неустойчивым, запылает пламя пяти страстей и все позабудут закон, перепутаются друзья и враги, добро и зло, добродетель и грех, господин и слуга, правила поведения и действия, все совершаемые поступки, устная речь и традиционные тексты, украшения и одежда, пища и питье, стремление к наживе, все станет изменчивым, легкомысленным, поверхностным, – это знаки крушения мирского закона.
Отбросив старинные традиции, станут действовать низкорожденные, питать гнев к слабым и мягкосердечным, к гневным, злобным существам будут питать пристрастие, забудут благодарность, долг перед предками и родителями, отвернутся от Трёх Драгоценностей, будут стремиться к недобродетельным вещам.
Сквернословие, пустая болтовня, заискивание перед сильным, угнетение бедного, презрение к благим качествам; разрыв устной традиции, передачи учения, обычаев и т.д.; стремление к новым друзьям, отрицание старых законов, всеобщее пустословие; отказ от опоры на мудрецов, мужчины и женщины будут говорить только о страсти, сексуальных заботах, отказавшись от священных вещей и текстов, будут заботиться только об украшениях и безделушках, – это знаки времени пяти скверн.
Отказавшись от почитания священных мест и храмов – объектов Прибежища, будут почитать лживых стариков, не ища Прибежища в несравненном Ламе, будут возносить хвалу омраченным и свирепым воителям. Не почитая океан добродетельных наставников, развивающих учение Шакьямуни, будут почитать внешних шаманов и людей, исповедующих неверные взгляды. Разорвав поток благих дел, почитание Трёх Драгоценностей, будут совершать массовые убийства множества животных; перестанут поддерживать закон, верных подданных, сановников, обратятся к разным проходимцам, грабящим народ. Появятся стражи закона, которые будут угнетать своих беззащитных подданных, настоящие проявления Мары. В это время головы отцам будут сносить их дети, а головы детей – их отцы, собственность отца будет отнята сыновьями, а сыновей – отцами, отцы и дети станут врагами, мать и дети столкнутся из-за имущества и станут врагами. Будет множество страданий, дети, плоть от плоти своих родителей, забыв о своем долге признательности, связавшись с чужими людьми, пойдут грабить и убивать своих родителей, будут поносить, бить друг друга, видеть друг в друге врагов. Муж и жена, разделившись, станут заводить тяжбу и раздел имущества, господин женится на служанке, госпожа возьмет в мужья слугу. Понятие стыда будет потеряно, все перемешается таким образом: родовые традиции, чистота крови будут потеряны. Человеческая порода станет низкой, будет совершаться множество скверных деяний, добро и зло сольются, в тех, к кому нужно питать благодарность, станут видеть врагов. Станут следовать и восхищаться свирепыми существами, разоряющими страну, будут войны, гнев, раздоры, сильный поработит слабого, власть будут держать женщины, мудрых будут считать лжецами, глупцов – глашатаями истины. Благие качества будут принимать за недостаток, головы у людей пойдут кругом от множества всяких изменений. Те, кто ищет духовный путь, познаёт ум, практикует искренне, от всего сердца, станут редки, как дневные звезды. Даже если найдутся святые наставники духовного пути, то добродетель тех людей будет так мала, что они не станут даже почитать их. Священные клятвы будут позабыты и потеряны. Увидя различных проповедников ложных взглядов, так как мала их добродетель, соберутся к ним и станут восхвалять их. Будут много говорить о Священной Дхарме, но мало осуществлять её. В это время сила Защитников светлой стороны станет уменьшаться, а сила Мары, демонов темной стороны, станет увеличиваться. Неправильная практика Дхармы – это накопление собственности, желание почета и славы от людей. Сила Мары создаст препятствия святым существам и им будет трудно находить пищу и питье, будет очень много больных и слабых. Кроме того, будет много препятствий для почитания Трёх Драгоценностей верующими людьми, возникающими от силы Мары и различных отрицательных явлений. И эти люди отвратят ум от практики и стремления к Трём Драгоценностям и будут считать их неистинными. Храмы и монастыри будут превращены в места раздора и стоянки для войск, в бойни. Будут убивать живых существ и их кровью почитать Три Драгоценности.
Люди этого времени будут очень недалекими, с малой глубиной осознания и острым интеллектом, с плохой памятью, легкомысленные и рассеянные, с очень малой ясностью, с короткой жизнью, бедные, с большими страстями, с грубыми понятиями, изменчивые, непостоянные. Сегодня друзья, завтра враги, то сознающие, то забывающие осознанное, многословные. Будут совершенствоваться оружие, способы войны, будут восхваляться войны, женщины будут стремиться к мужскому, а мужчины к женскому, монахи будут искать женщин. В это время путы сдерживания людей, законы государства разорвутся. Учение Будды придет в упадок, пять скверн умножатся.
Таковы знаки прихода этого времени. Видя такие поступки, мое сердце нищей йогини трепещет, ум приходит в смятение, мир колышется, волосы на теле встают дыбом: не забывайте сказанного мной, держите это в памяти, не проповедуйте об этом, храните в глубине ваших сердец.
Так она ответила на эти вопросы.
Это была глава вопросов Сонам Гьян, глава об упадке мирского закона.

Наши рекомендации