Тема 4. Игровые формы организации досуга. Инновационные игры. Полидеятельностные игры.

Игра как деятельность, осуществляемая с целью социализации, обучения, общения. Игра как средство развития личности, формирования организационно-деловых отношений. Организация эмоционально значимого игрового окружения и положительного эмоционального настроя. Роли и позиции в игре. Субъекты организации игры. Творчески обогащенные игры.

Сущность инновационных игр. Особенности проведения инновационных игр. Типология инновационных игр. Структура игровой деятельности. Процедура постановки цели игры, выработки стратегических и тактических задач. Процедура разработки игрового процесса программы его реализации. Инновационные игры: «Биржа детей», «Взгляд», «Поиск», «Ориентир», «Магистраль», «Галактика».

Основная идея, цель, структура полидеятельностных игр. Принципы полидеятельностных игр: принцип индивидуальной системы роста каждого участника, принцип самоуправления, принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий, принцип игровой позиции педагога.

Интеллектуально-споривные игры. Интеллектуально-познавательные игры. Игры-встречи. Психодиагностические игры.

Тема 5. Трудовые молодежные центры. Учебно-оздоровительные детские центры. Историко-патриотические центры досуга с введением элементов патриотического воспитания. Детские экологические лаборатории.

История создания трудовых молодежных центров. Особенности организации трудовых молодежных центров. Проектирование, моделирование, конструирование социально-трудовых мероприятий. Специфика сочетания физического и интеллектуального труда. Содержание и структура деятельности трудовых молодежных центров.

Учебно-оздоровительные центры как форма организации детского и молодежного досуга. Профили учебно-оздоровительных центров: профориентационный, образовательный, оздоровительный и т.д. Специфика организации интеллектуальной деятельности в УОДЦ (мастер-классы, лаборатории, проектировочная деятельность), практическая деятельность (экология, журналистика, спорт, туризм), досуговая деятельность.

Организация кружковой работы по направлениям: «История родного края», «История моей страны», «Мировая история». Организация военно-патриотических смотров, фестивалей, конкурсов. Особенности воспитательной работы по патриотическому воспитанию с трудными подростками.

Организация детского экологического объединения (ДЭО) как новая форма организации досуга. Природоохранная и исследовательская деятельность. Организация и структура экологических лабораторий. Подготовка экологов в рамках работы информационной программы «Экология». Особенности проведения экологических мероприятий.

6.ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Цель и задачи досуговой политики.

2. История становления организации детского и молодёжного досуга.

3. Основные приоритеты развития детского досуга в стране.

4. Основные элементы государственной политики в сфере детского и молодежного досуга

5. Основные аспекты социализации детей и молодежи.

6. Общая характеристика развивающих личность социальных сред вне образовательной системы.

7. Социально-психологические механизмы оптимизации досуга.

8. Деструктивные процессы в поведении детей и молодежи как социальная проблема при организации досуга.

9. Особенности становления личности в социуме.

10. Актуализация и формирование субъектности личности во внеурочной деятельности.

11. Проявление интересов, склонностей,способностей в условиях разнопланового досуга.

12. Социальное творчество детей и молодёжи.

13. Кризис образовательной и культурно-досуговой политики и его последствия.

14. Организация воспитательных систем историко-патриотической направленности.

15. Характеристика молодежных движений и объединений историко-патриотической направленности.

16. Особенности организации клубной деятельности.

17. Типы клубов по интересам.

18. Общая характеристика клубной формы организации досуга.

19. Актуальность формирования экологического сознания детей и молодежи.

20. Детские экологические объединения как формы внеурочной досуговой деятельности.

21. Технологии организации детских экологических лабораторий.

22. Игровые педагогические технологии как средство развития личности в процессе воспитательной деятельности.

23. Психологические механизмы игровых технологий.

24. Характеристика основных модификаций ролевых и деловых игр.

25. ДОЛ в системе профессиональной организации досуга.

26. Логика, формы, содержание деятельности в ДОЛ.

27. Новые подходы к организации и тематике смен в ДОЛ.

Наши рекомендации