Общие правила игры с гиперактивным ребенком

В главе «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», мы уже говорили о том, что немаловажным в терапии (лечении) гиперактивности у ребенка является тренировка дефицитарных (недостаточно развитых) функций, к которым относятся такие функции, как дефицит внимания, дефицит контроля поведения, чрезмерная двигательная активность, эмоциональная нестабильность, в том числе – склонность к проявлению гневных вспышек.

Также мы говорили, что тренировка данных функций должна осуществляться поэтапно – вначале развитие одной функции, потом – второй, и только потом – две или три функции одновременно. Наиболее эффективным путем развития дефицитарных функций является игра. Это простое и эффективное средство, не требующее никаких материальных вложений, не имеющее побочных последствий, как, например, лечение лекарствами, кроме того, дает главное – в процессе совместной деятельности у родителей и детей появляется замечательная возможность получше понять друг друга, сблизиться, наладить эмоциональный контакт, выработать доверие и уверенность в добрых намерениях друг друга.

Приведенные ниже игры, будут полезны не только родителям детей, страдающих СДВГ, но и любым родителям, заинтересованным в полноценном развитии своего ребенка, в установлении и поддержании тесного психологического и душевного контакта со своим ребенком.

Традиционно, при работе с детьми, страдающими СДВГ, выделяют следующие группы игр:

- игры для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течение долгого времени – основная проблема детей с СДВГ. Игры на развитие внимания помогают ребенку научиться произвольно концентрировать свое внимания на интересующей его, или просто нужной деятельности;

- игры для релаксации – это игры, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию малышом своего тела и впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль;

- игры, развивающие навыки волевой регуляции – то есть игры, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;

- коммуникативные игры – игры, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе.

Именно так и мы приводим игры – классифицировав их по данным группам.

Однако прежде чем приступить к описанию игр, необходимо сообщить о некоторых правилах, существующих при работе с гиперактивными детьми. Возможно, ваш невролог или терапевт уже сообщил вам о них, тогда просто пропустите этот раздел и переходите непосредственно к играм, выбирая те, что покажутся наиболее интересными вам и вашему ребенку.

Правило 1. Будьте терпеливы! Постепенно – все получится!

Не ждите, что с первого же раза все получится и не будет никаких проблем. Начинайте с тренировки только одной функции (например – внимания). Помните, что если гиперактивный ребенок пытается сосредоточить на чем-то свое внимание, то он перестает контролировать свои действия и может совершать какие-то непроизвольные движения (ерзать на стуле, болтать ногой, перебирать лежащие на столе предметы и т.д.), елси вы скомандуете ему «Не ерзай!», то он переключится на контроль своих действий и уже не сможет сконцентрироваться на самой игре. Поэтому не торопитесь, будьте терпеливы, если понимаете, что сейчас вы сами слишком устали или напряжены для того, чтобы терпеливо выносить беспокойное поведение вашего ребенка, то тогда лучше отложите занятие, поиграете, когда сами будете в более уравновешенном состоянии.

Правило 2. Никакого переутомления или перевозбуждения!

Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, однако не делайте этого слишком часто – ребенок может не успеть сконцентрироваться на предыдущей деятельности, а вы уже даете другое задание.

Соблюдайте режим дня, следите за тем, чтобы он полноценно и достаточно спал – сон должен быть обеспечен любой ценой, полноценный отдых перевозбужденного мозга – главный залог успешности занятий с ребенком, страдающим СДВГ, следите за тем, чтобы обстановка в доме была спокойной и доброжелательной.

Правило 3. Действуйте последовательно и оперативно!

Гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, поэтому нуждается во внешнем контроле, но для него очень важно, чтобы взрослые были последовательны в своих "можно" и "нельзя". Кроме того, не забывайте, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны следовать немедленно за поступком – хорошим или плохим. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Количество игроков должно увеличиваться постепенно!

С гиперактивным ребенком лучше всего начать заниматься индивидуально – чтобы вначале он научился сосредотачиваться на собственной деятельности, а не на внешнем виде, поведении, действиях окружающих детей. Потом постепенно можно начинать проводить занятия в малых группах (три-четыре человека) и только потом вводить ребенка в групповые игры и занятия. Параллельно с игрой нужно прививать ребенку элементарные правила поведения в коллективе, учить справляться со своим гневом и не допускать неконтролируемых вспышек ярости – если они присутствуют в его поведении достаточно часто, то, возможно, следует повременить с введением ребенка в более многочисленную группу сверстников и проконсультироваться с лечащим врачом.

Замечания по ходу игры следует делать очень спокойным, сдержанным тоном, запреты лучше формулировать не в виде категоричных запрещений, а по возможности предлагать альтернативу запрещаемому действию.

Правило 5. Старайтесь подбирать игры по указанным в начале главы группам:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для релаксации;

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

- игры, способствующие закреплению умения общаться (коммуникативные).

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

"Последний из могикан" (Т.Ломтева)

Ход игры: Прежде чем начать играть поговорите об индейцах – кто они такие, где живут, чем занимаются, чем отличаются от «белого человека» (близость к природе, умение обращать внимание на мелочи), когда должны быть особенно внимательны (на охоте, на тропе войны), от чего зависит их благополучие (увидят ли и услышат ли врага или добычу).

Затем, предложите ребенку вообразить себя таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами, а также определить – что это за звуки.

Когда ребенок сможет уже хорошо различать все знакомые звуки, усложните игру – специально издавайте звуки, которые могут ему помешать (стучите по разным предметам, шуршите бумагой, хлопайте дверью и т.д.)

"Корректор" (Т.Ломтева)

Гиперактивный ребенок привык, что его всегда все исправляют, одергивают, дают различные указания. Эта игра поможет ему не только развить внимание, но и на какое-то время поменяться местами со взрослыми, почувствовать себя важным и взрослым.

Ход игры: Если вы играете в эту игру в первый раз, то вначале объясните ребенку, что корректор – это человек, который ищет и исправляет ошибки в книжках, которые он так любит читать. И не только в книжках ребенка, но и в газете, которую читает папа, и в книжке которую читают мама или бабушка. Объясните, что корректор – это очень важный человек, который не позволяет ошибкам закрадываться в книжки, а это очень важно, потому что люди привыкли, что слово, напечатанное в книжке всегда правильно, а если вдруг где-то вкрадывается ошибка, то тогда люди запутываются – что считать правильным, а что – нет. Если корректор хороший, то тогда все слова в книжке будут правильными, поэтому в книжках, которые читает ребенок, ошибок не бывает.

Затем возьмите старый журнал или книгу, которую не жалко будет потом выбросить (единственным условием является размер шрифта – он должен быть крупным и очень четким) и договоритесь с ребенком, какую букву сегодня вы считаете «неправильной» и поэтому должны ее зачеркнуть во всех словах (например, буква «о» или «и» и т.д.). Выберите кусочек текста и засеките время (вначале дайте немного времени 2-3 минуты, чтобы ребенок не устал, затем постепенно доводите время игры до десяти минут (не более). В течение оговоренного времени ребенок должен найти и зачеркнуть в тексте все оговоренные буквы. По истечении оговоренного времени прочтите текст сами и подсчитайте количество пропущенных букв.

Данная игра очень полезна для развития внимания, но проводить ее нужно регулярно. Заведите листочек, на котором вы ежедневно будете отмечать количество ошибок, сделанных ребенком (незачеркнутых букв), каждый раз сравнивайте результат с прошлым. Если на количество ошибок стабильно падает и не превышает разумно допустимой нормы, усложняйте задание – зачеркивайте две, а затем и три буквы, причем, каждую можно выделять особым способом. Например, одну – зачеркивать, другую – обводить, третью – подчеркивать и т.п.

Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для "корректуры" время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль "вредного" родителя: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

"Учитель"

Игра предназначена для детей школьного возраста.

Ход игры: Вам придется представить себя нерадивым школьником и подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом вы должны допустить в своем тексте несколько ошибок. Ошибки должны носить очень явный характер и соответствовать уровню развития школьника. Можно пропустить некоторые очевидные буквы, перепутать буквы местами, не дописать слово или, наоборот, приписать к нему лишние слоги, пропустить пробелы между словами.

Предложите ребенку представить себя учителем и найти в тексте все ошибки. Когда ребенок будет исправлять ошибки – будьте внимательны в этом возрасте дети до мельчайших деталей копируют поведение взрослых, возможно вы узнаете себя или школьного учителя или еще кого-то, кто постоянно занимается с ребенком в том, как он будет вас исправлять. Возможно, играя в эту игру в первый раз вы сделаете для себя не совсем приятные открытия – не всегда просто увидеть себя глазами ребенка, почувствовать, как он воспринимает критику тех, кто его окружает.

"Найди отличие" (Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов)

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Только об одном" (Т.Ломтева)

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивает внимательность, умение слушать другого, кратковременную память.

Ход игры: Прежде чем начать играть, предложите ребенку выбрать какую-нибудь игрушку, а затем объясните правила игры.

Во время игры игрушка передается от одного игрока к другому, каждый должен сказать какое-то предложение, описывающее данную игрушку. Повторять предложение, уже сказанное кем-то – нельзя. Нельзя делать отвлеченные высказывания Так фразы типа: "А я в магазине видел похожую..." - караются штрафным баллом. Игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим. Штрафы также начисляются за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.

Лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли со своим ребенком определенных высот!

"Лови - не лови" (Т.Ломтева)

Предназначена для тренировки внимания, способности к обобщению, скорости обработки услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций.

Ход игры: Игра заключается в перебрасывании мяча от одного партнера другому. Правила игры похожи на игру «Съедобное-несъедобное».

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". В каждом коне игры играющие договариваются об условиях, при которых нужно ловить мяч. От кона к кону эти условия могут меняться. Так, например, в одном коне игроки ловят мяч, когда ведущий называет слово, относящееся к неодушевленным предметам, в другом коне играют в «Мебель – не мебель», в третьем «Рыба – не рыба», «Машина – не машина», «Летает – не летает» и т.д. Чем более разнообразны условия игры, тем лучше она влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

"Дрессированная муха" (Т.Ломтева)

Ход игры: Возьмите лист бумаги и расчертите его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое.

Поместите "муху" на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Задача ребенка – мысленно представлять себе и запоминать эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть "повелителем мух".

Если, следя мысленным взором за движениями мухи, ваш ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы клеточного поля, то пусть он немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать: кому-то достаточно встать с места или поднять руку, а кто-то предпочитает более выразительные действия, например вскрикнуть или подпрыгнуть, что помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.

"Броуновское движение" (Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов)

Данная игра развивает умение распределять внимание.

Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Я весь во внимании" (Т.Ломтева)

Игра направлена на развитие способности ребенка перевоплощаться.

Ход игры: В ходе игры ребенку, играющему роль актера, предлагают изобразить человека, полностью погруженного в какую-то деятельность (чтение книги, человека, полностью погруженного в свои мысли и чувства, человека, увлеченно выполняющего самые простые и обыденные действия, например, мытье посуды или полов и т.п.). Этот человек настолько занят своим делом, что не замечает ничего вокруг. Подскажите ребенку как можно лучше сосредоточиться – вообразить, что он играет в увлекательную компьютерную игру или смотрит фильм или читает книгу (в зависимости от пристрастий ребенка будет меняться и способ сосредоточения). Предложите ему вообразить, что он находится на кинопробах, от которых зависит его участие в очень интересном проекте, замечательная роль, поэтому у него есть множество конкурентов, которые пытаются всячески помешать ему удачно справится с ролью.

Роль конкурентов придется исполнять вам, либо можно пригласить несколько детей играть в эту игру. Конкуренты должны любыми доступными способами мешать актеру – можно издавать разные звуки, стучать предметами, хлопать дверями, включать музыку, пытаться рассмешить актера и т.д. Есть только два табу: нельзя дотрагиваться до актера и нельзя его оскорблять. Актеру же запрещается закрывать уши и глаза.

Если вы играете с несколькими детьми, то следите, чтобы «конкуренты» в своих попытках помешать актеру не перегнули палку и чтобы попытки отвлечь актера не носили однообразного характера – подскажите им еще какой-нибудь новый способ отвлечь ребенка.

Установите срок, в течение которого актеру нужно продержаться, например, пять минут. Если по истечении этого времени он не отвлекся, то вручите ему какой-нибудь приз и «пригласите на сцену» следующего актера.

"Зоркий Глаз" (Т.Ломтева)

Ход игры: Перед началом игры предупредите ребенка, что ему предстоит быть очень внимательным, уметь увидеть что-то, что находится на самом виду, но не бросается в глаза. Можно предложить ему представить себя сыщиком, который должен выработать в себе умение смотреть на все, окружающее нас, немного иначе, чем обычные люди.

Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

Когда ребенок нашел игрушку, обязательно похвалите его, скажите, что он прирожденный сыщик, или, что родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.

"Ушки на макушке" (Т.Ломтева)

Игра предназначена для развития слухового внимания. Особенно полезна для старших дошколят при их подготовке к школе, а также может служить средством корректирующим некоторые недостатки фонематического слуха (при их наличии, установить это может только врач-логопед).

Ход игры: Прежде чем начать с ребенком играть в "Ушки на макушке", выясните, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для малыша неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши.

Теперь можно объяснять правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

“Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Ход игры:

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

Ход игры:

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

"Волшебное число" (Т.Ломтева)

Предназначена для детей, умеющих хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса. Развивает навыки устного счета.

Ход игры: Для этой игры необходимо несколько участников. Задача игры заключается в следующем: дети должны по кругу считать от одного до тридцати, чтобы не сбиться можно использовать мяч и перекидывать его от одного участника к следующему. Однако, если число, которое должен назвать ребенок, содержит «волшебную» цифру (например, три) или делится на него без остатка, то его нельзя произносить, а нужно заменить каким-нибудь словом-заклинанием (например, «абракадабра»). Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того, как предыдущий игрок произнес "заклинание", а не число.

"Волшебным" в этой игре может быть любое число, но начинать лучше с трех, так как это действительно волшебное число всех русских сказок (что можно обсудить с ребенком).

"Пишущая машинка" (Т.Ломтева)

Предназначена для детей, умеющих хорошо читать.

Ход игры: В эту игру можно играть, если у вас в доме (постоянно или временно) есть несколько детей, умеющих читать. Нужно попросить их представить себя клавишами печатной машинки и «печатать» слова и предложения, которые будет говорить ведущий. Каждый ребенок должен представить себя какой-то буквой (если детей меньше, чем букв алфавита J, то тогда каждый ребенок может изображать несколько букв) и вставать, называя свою букву, когда дело доходит до нее. Когда "печатаемое" слово заканчивается, все "клавиши" должны встать. Когда нужен знак препинания, то все топают ногой, а в конце предложения точку обозначают хлопком в ладоши.

Клавиши, которые неверно печатают, будут отправляться в мастерскую, то есть дети, сделавшие по три ошибки, будут выходить из игры. Оставшиеся, напротив, считаются победителями. На таких детей-клавиш можно и гарантию давать, не боясь разориться на ремонте!

Если игроки разного возраста, то нужно давать для печати слово или фразу, с которым справится даже самый младший из них. Тогда все играющие будут в равных условиях и не проиграют только потому, что еще не учили в школе тех или иных правил русского языка.

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Ход игры:

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Все наоборот" (Т.Ломтева)

Предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возраста, помогает справится с неконтролируемым упрямством ребенка и превратить его желание делать все наоборот в игру. Позволяет развивать умение быстро мыслить, развивает ассоциативное мышление.

Ход игры: Ведущим в этой игре является взрослый, либо любой ребенок, значительно старше малыша. Ведущий должен задавать различные движения, ребенок должен выполнять их с точностью до наоборот. Если взрослый поднял руки, ребенку следует их опустить, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.

Впоследствии игру можно усложнить периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например, ведущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).

"Волшебное слово" (Т.Ломтева)

Цель игры – обучение правилам вежливости. Данная игра позволяет прививать навыки вежливости в игровой, интересной для ребенка форме, без долгих объяснений и нотаций.

Развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении готов ли ребенок к обучению в школе.

Ход игры: Спросите у ребенка, какие он знает "волшебные" слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово "пожалуйста". Если во фразе вы его произносите (например, говорите: "Подними, пожалуйста, руки вверх!"), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!"), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

“Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Ход игры:

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

"Последний штрих" (Т.Ломтева)

Игра для тех, кто любит рисовать вместе со своим ребенком. Применяется для развития внимания у детей любого возраста – от младшего дошкольника до подростка.

Ход игры: Попросите ребенка нарисовать любой рисунок – все, что ему захочется. Затем попросите его отвернуться и внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте что-нибудь к тому, что он сам нарисовал (сложность рисунка и степень заметности вносимых изменений вы можете регулировать сами в зависимости от возраста и настроения ребенка на данный момент. При игре с трехлетним малышом, нарисовавшим солнышко, вы можете пририсовать, например, ему глазки и ротик, при игре с подростком – рисовать сложные абстрактные картины и вносить в них еле заметные изменения). После этого попросите ребенка повернуться и найти на своем рисунке то, что изменилось, то, что рисовал не он. Если он укажет на все изменения, то он – выиграл, вы меняетесь ролями и теперь уже вы рисуете картину, а он – дорисовывает ее.

В эту игру можно играть и с двумя-тремя детьми.

Наши рекомендации