Особенности организации развивающего пространства в логопедической группе
Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
Младшая группа
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей логопедической группы нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные измене-
ния обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, в связи с чем не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. В группе должны быть 2—3 больших надувных мяча, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка-кольцеброс. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия), в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих, игрушек и предметов-заместителей.
Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Для этой цели рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.
У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патологией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается центр экспериментирования «Мы познаем мир» — место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов:
«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в аквариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.
Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.
Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить», оснащенный наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза, наборами игрушек для проведения артикуляционной и ритмической гимнастики, подборками предметных картинок по изучаемым лексическим темам, так как ведется активная работа по накоплению, уточнению и расширению словаря дошкольников.
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете,как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.
Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. В младшей группе под зеркалом располагается полка для картотек предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза), а также скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком. Логопед может подобрать такую игрушку-«по-мощницу» для проведения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.
Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыхательные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.
Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован парой детских столиков и несколькими детскими стульчиками.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности
детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.
В кабинете логопеда младшей логопедической группы рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для совершенствования чувственного опыта детей, формирования перцептивной деятельности, знакомства с разными способами обследования предметов, развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.
При этом следует помнить, что, организуя места для свободной деятельности детей, необходимо учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.
На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждую папку или коробку комплектуются крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением; формирования и совершенствования грамматического строя речи, фо-нетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.
Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Составляя
еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.
На двери кабинета или отдельном стенде логопед размещает график и расписание работы, список детей по подгруппам (который регулярно обновляется), советы и методические рекомендации родителям.
При оформлении микрозон в младшей логопедической группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов, схем, например алгоритма одевания в раздевалке, алгоритма умывания в туалетной комнате, схем построек в центре «Маленькие строители» и алгоритма сбора пирамидки в уголке «Маленькие конструкторы», пиктограмм в туалете и у входных дверей. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного гнозиса.
Одним из условий успешной коррекционной работы в логопедической группе является «оречевление» всего педагогического процесса. Это в особой степени касается работы по схемам и алгоритмам. Педагоги обязательно должны подробно объяснять детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ. При обсуждении работы по схемам необходимо поощрять речевую активность детей.
Ниже приведены некоторые алгоритмы и пиктограммы, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста (рис. 5, 6).