Определение количества, последовательности места звука в слове.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа (определение последовательности и количества звуков в слове, установление места звука в слове) проводится в тесной связи с обучением чтению, с учетом современного понимания процесса чтения в норме.

Первоначальная задача процесса овладения чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением в слове, со звуковым строением слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели. В связи с этим одной из основных предпосылок успешного и нормального формирования процесса чтения является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: вычленять звуки из слова, определять порядок их следования и установить место. Напечатанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи последовательностью букв в пространстве. Воссоздание этой модели невозможно без представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм функций фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плаке громкой речи, перенос действия в умственный план и окончательное становление умственного действия (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).

В связи с этим формирование функции фонематического анализа проводится по следующим этапам:

Первый этап- формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек по числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первыми словами для анализа должны быть односложные, состоящие из одного прямого слога: мак, дом, сук, рак, лук.

По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Развитие фонематического анализа основывается на уже сформированных к этому времени навыках вычленения первого и последнего звуков из слова, а также определения ударной гласной в слове.

Так, последовательность и место звуков в слове мак определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован мак, под ней - схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков. Логопед задает следующие вопросы: "Какой первый звук в слове мак?" (звук м.) Закрывается первая клеточка. "Какой последний звук в слове мак"? (звук к.) Фишкой закрывается последняя клеточка. Логопед обращает внимание детей на то, что определены только первый и последний звук в слове и остается не названным еще один звук. "После какого звука в слове слышится не выделенный еще звук?" С помощью схемы и повторного произнесения слова определяется, что этот звук произносится после звука м. Предлагается еще раз произнести и послушать слово и сказать, какой звук произносится после м в слове мак. Ученики определяют, что после звука м слышится звук а. Закрывается средняя клеточка. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове мак (первый звук, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Предложенная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Первоначально слово называется по картинке и несколько раз замедленно проговаривается логопедом.

Второй этап- формирование действия звукового анализа в речевом плане. Здесь опора на материализацию действия исключается, и формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Слово называется, определяется первый, второй, третий звук, уточняется количество звуков.

Третий этап- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно не воспринимая их.

Даются следующие упражнения:

1. Придумать слова с 3 - 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых четыре или пять звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинка не называется).

4. Разложить картинки в два ряда: в один - картинки, в названии которых четыре звука, в другой - картинки, в названии которых пять звуков.

Принцип усложнения осуществляется не только путем усложнения форм фонематического анализа, но и через усложнение речевого материала. В процессе формирования функций фонематического анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова. В связи с этим последовательность предъявления речевого материала будет следующей:

а) односложные слова без стечений согласных, состоящие из закрытого слога, открытого слога (ус, на, дом, рак, сын, сыр, рос, сок);

б) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов (рама, Шура, лапа, рана, Маша, каша, рука, луна, розы, козы);

в) двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, топор, забор, повар, гамак, лужок, дубок);

г) двухсложные слова со стечением согласных на стыке слогов (кошка, марка, лампа, полка, санки, сумка, ведро, мишка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, паркет, Барбос);

д) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, стул, крот, грач, врач, шкаф);

е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк);

ж) двухсложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи);

з) двухсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка);

и) трехсложные слова (паровоз, кастрюля, ромашка).

В процессе формирования функций фонематического анализа слога и слова параллельно проводится работа по устранению нарушений чтения слогов и слов. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно.

Так, например, при чтении слога ма ученик до произнесения первого звука должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук а, и только затем слитно произнести первый и второй звуки.

Необходимость ориентировки на последующую гласную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного в этом слоге зависит от последующей гласной. И поэтому слитное произношение слога, адекватное произношению в устной речи, возможно лишь в том случае, когда определена последующая гласная. В этом случае артикуляция первого звука не будет артикуляцией изолированно произносимого звука, что происходит при побуквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слога и слова, а также навык чтения с ориентировкой на последующую гласную служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искажений звуко-слоговой структуры слова.

При чтении слогов и слов необходимо использовать сформированные навыки звукового анализа. Так, при заменах закрытого слога открытым ученик должен произвести анализ названного слога. Например, если вместо ум ученик читает му, логопед обращает внимание на первый звук в произнесенном слове. Ученик определяет, что это звук м. Тогда логопед задает вопрос: какой должен быть первый звук при чтении данного слога. Ученик устанавливает, что первым должен быть звук у, так как первой написана буква у. Предлагается прочитать слог так, чтобы первым был звук у.

С целью контроля за усвоением функции фонематического анализа и синтеза и закреплением навыка чтения проводится составление слогов и слов из разрезной азбуки, диктанты слогов и слов.

Наши рекомендации