С другими видами деятельности детей с нарушениями зрения

Обучение ориентировке в пространстве, целенаправленно реализующееся на коррекционных занятиях тифлопедагога, а также в ходе общеразвивающих занятий, в свободной деятельности дошкольников с нарушенным зрением осуществляется в тесной связи с различными видами детской деятельности: игровой, изобразительной (лепка, аппликация, конструирование), трудовой и др. Так, все умения и навыки, приобретаемые детьми в различных видах деятельности, могут использоваться дошкольниками с нарушенным зрением в процессе ориентировки и передвижении в пространстве. И, наоборот, обучение ориентированию влияет на совершенствование той или иной деятельности, осуществляемой данной категорией детей.

Игра, выступая в качестве одного из ведущих средств познания мира и развития личности, имеет большое значение для компенсации слепоты, формирования способов пространственной ориентировки. В целенаправленно организованных дидактических играх, а также в свободной игровой деятельности дошкольников происходит преодоление у детей боязни пространства. Благодаря этому осуществляется формирование такого важного компонента деятельности, как исполнительные акты – их точность, согласованность, координация и т.д.

Своевременное и целенаправленное применение различных игр обеспечивает решение задачи социализации. Эта же задача требует решения и на занятиях по обучению ориентировке в пространстве: присвоение культурно-исторического опыта невозможно в отрыве от активного познания окружающего мира, невозможно без освоения пространства.

Кроме того, игра детей с нарушенным зрением именно тогда будет протекать более эффективно, когда дошкольники окажутся подготовленными к ней. Так, игровая деятельность связана с использованием игрушек, различных атрибутов. Перемещение тех или иных игровых атрибутов в пространстве, а также передвижения самого ребёнка в процессе игры предполагают наличие навыков ориентирования в окружающей действительности: в помещении детского сада, дома, на игровой площадке.

Все занятия по ориентировке в пространстве в ДОУ для детей с нарушенным зрением предполагают обязательное использование игровых методов и приёмов. В ходе дидактических игр на занятиях по ориентировке в пространстве дошкольники приобретают и закрепляют умения ориентирования на собственном теле, овладевают дифференциацией основных направлений пространства. У детей формируются навыки точно определять расположение предметов в пространстве. Сопровождая игры речью, дошкольники с нарушенным зрением учатся словесно обозначать пространственное расположение предметов.

Связь занятий по ориентировке в пространстве с общеразвивающими занятиями по игре прослеживается не только в используемых специалистами методах и приёмах (показ, поэтапное выполнение действий, словесное иллюстрирование предметов), но в тематике игр. Например, «Расставь мебель в кукольной комнате», «Покупки в магазине», «Геометрическое лото».

Подбирая необходимые игрушки, предметы, конструируя обстановку для игр, участвуя в подвижных играх, дошкольники с нарушенным зрением приобретают умения ориентироваться в малом и большом пространстве. В зависимости от содержания игр воспитанники СДОУ осваивают способы ориентировки в микро- и макропространстве.

Занятия по ориентировке в пространстве тесно связаны и с изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста с нарушены зрением. На занятиях по изобразительной деятельности дети названной категории усваивают сенсорные эталоны (прежде всего, цвет и форму, а затем и другие), знакомятся с характеристиками пространства (например, двухмерное или четырёхмерное пространство), в котором располагаются изображаемые детьми в процессе рисования или создаваемые в связи с аппликацией и конструированием предметы.

Как показывают наблюдения Л.И. Плаксиной, дети с косоглазием и амблиопией отстают от своих нормально видящих сверстников в овладении зрительно- двигательными действиями. Взаимодействие руки и глаза при выполнении продуктивных видов детской деятельности (самообслуживания, рисования, лепки, аппликации и др.) в условиях зрительной патологии складывается позднее, чем при нормальном зрении. Навыки ориентирования в пространстве способствуют улучшению качества детских рисунков за счёт формирующейся зрительно-двигательной координации. При выполнении аппликаций, предполагающих составление изображения на плоскости листа, у дошкольников развивается и совершенствуется пространственная ориентировка. На занятиях по конструированию дошкольники создают постройки в соответствии с определёнными условиями, которые они усвоили на занятиях по ориентировке в пространстве (например, комната для куклы по рисунку-образцу или схеме). Опыт работы на микроплоскости, приобретённый детьми в изобразительной деятельности, должен быть перенесён в собственно процесс ориентирования с точками отсчёта «от себя», от окружающих предметов, по схемам.

Занятия по изобразительному искусству, как и по ориентировке в пространстве, предполагают целенаправленное обследование детьми предметов, выделение их основных частей, признаков. На тех и других занятиях дошкольники учатся располагать предметы по горизонтали и вертикали.

Тифлопедагог на занятиях по изобразительному искусству проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирования способов обследования предмета и на начальном этапе овладения изобразительными навыками. Воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.

Регулярное участие детей в трудовой деятельности придаёт им уверенность в своих силах. Дежурства по столовой, в уголке природы, работа на занятиях по трудовому обучению с различным материалом, труд в природе (на участке детского сада) позволяют детям осваивать ближайшее и отдалённое пространство. Формирующиеся у детей на занятиях по трудовому обучению действия по показу, образцу, позднее – по словесному объяснению, инструкции принципиально важны для ориентировки детей в окружающей действительности.

На занятиях трудовой деятельностью дети знакомятся с предметами, объектами окружающего мира, которые становятся для них ориентирами, с опорой на которые ребёнок может свободно, не испытывая страха, передвигаться.

Таким образом, занятия по ориентировке в пространстве с СДОУ для детей с нарушенным зрением реализуются в тесной связи с различными видами детской деятельности. Эффективность последних также невозможна без соответствующих навыков ориентирования в пространстве – в малом и большом.

Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением зрения:

организация и методика проведения занятий в ДОУ

Занятия по СБО и планируются и проводятся с учётом содержания типовой программы по данному направлению коррекционной работы.

Занятия по СБО проводит тифлопедагог. Имеется сетка проведения данного вида занятия (на неделю).

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Занятия по СБО проводятся с 1 года обучения и воспитания детей в СДОУ 3-4 вида.

В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки ППД. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания. Большое значение имеет Поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребёнком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по СБО подбирается с учётом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с объектами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определённые действия в соответствии с назначением.

Полученные детьми на занятиях по СБО представления должны расширяться и закрепляться в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т.д.). Постепенно знания детей о труде взрослых на занятиях по СБО надо расширять. С этой целью детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников ДОУ. Для этого тифлопедагог должен проводить экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т.д. Важно у дошкольников с нарушенным зрением формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Без таких разъяснений невозможно понимание детьми сущности ряда профессий. В то же время надо дать как можно более полные и интересные сведения о тех видах труда, в которых дети в дальнейшем могут себя реализовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специальное предварительное ознакомление детей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими познавательными возможностями дошкольников с патологией зрения, их искажённым восприятием предметов на расстоянии. Например, перед экскурсией на кухню надо познакомить детей с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рассмотреть, обследовать при помощи осязания. Может быть проведена сюжетно-ролевая игра «Сварим кукле обед». Дети отгадывают загадки о предметах кухонной посуды, самостоятельно составляют загадки-описания и т.п. Во время проведения экскурсий тифлопедагог постоянно направляет зрительное восприятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью др. анализаторов: осязания, слуха, обоняния. Экскурсия в природу в разные времена года допускается проводить без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их.

На экскурсиях детям можно предложить рассмотреть опавшие листья, собрать их, соотнести с определёнными деревьями; сравнить по цвету, форме, величине, узнать по внешнему виду, запаху; можно предложить понаблюдать за порывами ветра и листопадом.

На занятиях тифлопедагога представления, полученные на экскурсиях, закрепляются. Дети рассматривают принесённые из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками; рассматривают по ним картинки, составляют по ним рассказы, придумывают загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по СБО отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по СБО. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, какой наглядный материал изучали, какие сюжетно-ролевые и дидактические игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть чёткими, конкретными, дающими возможность уточнить представления по теме, помогающими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются использованием наглядности. Подбирается она в соответствии с темой беседы и с учётом зрительных возможностей детей.

В разделе курса по СБО «Ребёнку о нём самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребёнка адекватные представления о нём самом, о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т.п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребёнок рассматривает себя и рядом стоящего ребёнка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своём внешнем виде, объясняют выражение всего лица. Позже тифлопедагог предлагает ребёнку составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребёнка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создаётся представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на др. людей, черты внешности и характера. Дети начинают лучше понимать себя, др. детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по СБО у детей формируются

-понимание своих сенсорных возможностей;

-адекватная самооценка;

-умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

В дальнейшем это поможет детям выбрать доступную и интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности, безболезненно интегрироваться в общество.

Роль коррекционных занятий

Наши рекомендации