С другими видами деятельности детей с нарушениями зрения
Обучение ориентировке в пространстве, целенаправленно реализующееся на коррекционных занятиях тифлопедагога, а также в ходе общеразвивающих занятий, в свободной деятельности дошкольников с нарушенным зрением осуществляется в тесной связи с различными видами детской деятельности: игровой, изобразительной (лепка, аппликация, конструирование), трудовой и др. Так, все умения и навыки, приобретаемые детьми в различных видах деятельности, могут использоваться дошкольниками с нарушенным зрением в процессе ориентировки и передвижении в пространстве. И, наоборот, обучение ориентированию влияет на совершенствование той или иной деятельности, осуществляемой данной категорией детей.
Игра, выступая в качестве одного из ведущих средств познания мира и развития личности, имеет большое значение для компенсации слепоты, формирования способов пространственной ориентировки. В целенаправленно организованных дидактических играх, а также в свободной игровой деятельности дошкольников происходит преодоление у детей боязни пространства. Благодаря этому осуществляется формирование такого важного компонента деятельности, как исполнительные акты – их точность, согласованность, координация и т.д.
Своевременное и целенаправленное применение различных игр обеспечивает решение задачи социализации. Эта же задача требует решения и на занятиях по обучению ориентировке в пространстве: присвоение культурно-исторического опыта невозможно в отрыве от активного познания окружающего мира, невозможно без освоения пространства.
Кроме того, игра детей с нарушенным зрением именно тогда будет протекать более эффективно, когда дошкольники окажутся подготовленными к ней. Так, игровая деятельность связана с использованием игрушек, различных атрибутов. Перемещение тех или иных игровых атрибутов в пространстве, а также передвижения самого ребёнка в процессе игры предполагают наличие навыков ориентирования в окружающей действительности: в помещении детского сада, дома, на игровой площадке.
Все занятия по ориентировке в пространстве в ДОУ для детей с нарушенным зрением предполагают обязательное использование игровых методов и приёмов. В ходе дидактических игр на занятиях по ориентировке в пространстве дошкольники приобретают и закрепляют умения ориентирования на собственном теле, овладевают дифференциацией основных направлений пространства. У детей формируются навыки точно определять расположение предметов в пространстве. Сопровождая игры речью, дошкольники с нарушенным зрением учатся словесно обозначать пространственное расположение предметов.
Связь занятий по ориентировке в пространстве с общеразвивающими занятиями по игре прослеживается не только в используемых специалистами методах и приёмах (показ, поэтапное выполнение действий, словесное иллюстрирование предметов), но в тематике игр. Например, «Расставь мебель в кукольной комнате», «Покупки в магазине», «Геометрическое лото».
Подбирая необходимые игрушки, предметы, конструируя обстановку для игр, участвуя в подвижных играх, дошкольники с нарушенным зрением приобретают умения ориентироваться в малом и большом пространстве. В зависимости от содержания игр воспитанники СДОУ осваивают способы ориентировки в микро- и макропространстве.
Занятия по ориентировке в пространстве тесно связаны и с изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста с нарушены зрением. На занятиях по изобразительной деятельности дети названной категории усваивают сенсорные эталоны (прежде всего, цвет и форму, а затем и другие), знакомятся с характеристиками пространства (например, двухмерное или четырёхмерное пространство), в котором располагаются изображаемые детьми в процессе рисования или создаваемые в связи с аппликацией и конструированием предметы.
Как показывают наблюдения Л.И. Плаксиной, дети с косоглазием и амблиопией отстают от своих нормально видящих сверстников в овладении зрительно- двигательными действиями. Взаимодействие руки и глаза при выполнении продуктивных видов детской деятельности (самообслуживания, рисования, лепки, аппликации и др.) в условиях зрительной патологии складывается позднее, чем при нормальном зрении. Навыки ориентирования в пространстве способствуют улучшению качества детских рисунков за счёт формирующейся зрительно-двигательной координации. При выполнении аппликаций, предполагающих составление изображения на плоскости листа, у дошкольников развивается и совершенствуется пространственная ориентировка. На занятиях по конструированию дошкольники создают постройки в соответствии с определёнными условиями, которые они усвоили на занятиях по ориентировке в пространстве (например, комната для куклы по рисунку-образцу или схеме). Опыт работы на микроплоскости, приобретённый детьми в изобразительной деятельности, должен быть перенесён в собственно процесс ориентирования с точками отсчёта «от себя», от окружающих предметов, по схемам.
Занятия по изобразительному искусству, как и по ориентировке в пространстве, предполагают целенаправленное обследование детьми предметов, выделение их основных частей, признаков. На тех и других занятиях дошкольники учатся располагать предметы по горизонтали и вертикали.
Тифлопедагог на занятиях по изобразительному искусству проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирования способов обследования предмета и на начальном этапе овладения изобразительными навыками. Воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.
Регулярное участие детей в трудовой деятельности придаёт им уверенность в своих силах. Дежурства по столовой, в уголке природы, работа на занятиях по трудовому обучению с различным материалом, труд в природе (на участке детского сада) позволяют детям осваивать ближайшее и отдалённое пространство. Формирующиеся у детей на занятиях по трудовому обучению действия по показу, образцу, позднее – по словесному объяснению, инструкции принципиально важны для ориентировки детей в окружающей действительности.
На занятиях трудовой деятельностью дети знакомятся с предметами, объектами окружающего мира, которые становятся для них ориентирами, с опорой на которые ребёнок может свободно, не испытывая страха, передвигаться.
Таким образом, занятия по ориентировке в пространстве с СДОУ для детей с нарушенным зрением реализуются в тесной связи с различными видами детской деятельности. Эффективность последних также невозможна без соответствующих навыков ориентирования в пространстве – в малом и большом.
Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением зрения:
организация и методика проведения занятий в ДОУ
Занятия по СБО и планируются и проводятся с учётом содержания типовой программы по данному направлению коррекционной работы.
Занятия по СБО проводит тифлопедагог. Имеется сетка проведения данного вида занятия (на неделю).
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Занятия по СБО проводятся с 1 года обучения и воспитания детей в СДОУ 3-4 вида.
В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки ППД. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания. Большое значение имеет Поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребёнком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по СБО подбирается с учётом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с объектами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определённые действия в соответствии с назначением.
Полученные детьми на занятиях по СБО представления должны расширяться и закрепляться в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т.д.). Постепенно знания детей о труде взрослых на занятиях по СБО надо расширять. С этой целью детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников ДОУ. Для этого тифлопедагог должен проводить экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т.д. Важно у дошкольников с нарушенным зрением формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Без таких разъяснений невозможно понимание детьми сущности ряда профессий. В то же время надо дать как можно более полные и интересные сведения о тех видах труда, в которых дети в дальнейшем могут себя реализовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специальное предварительное ознакомление детей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими познавательными возможностями дошкольников с патологией зрения, их искажённым восприятием предметов на расстоянии. Например, перед экскурсией на кухню надо познакомить детей с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рассмотреть, обследовать при помощи осязания. Может быть проведена сюжетно-ролевая игра «Сварим кукле обед». Дети отгадывают загадки о предметах кухонной посуды, самостоятельно составляют загадки-описания и т.п. Во время проведения экскурсий тифлопедагог постоянно направляет зрительное восприятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью др. анализаторов: осязания, слуха, обоняния. Экскурсия в природу в разные времена года допускается проводить без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их.
На экскурсиях детям можно предложить рассмотреть опавшие листья, собрать их, соотнести с определёнными деревьями; сравнить по цвету, форме, величине, узнать по внешнему виду, запаху; можно предложить понаблюдать за порывами ветра и листопадом.
На занятиях тифлопедагога представления, полученные на экскурсиях, закрепляются. Дети рассматривают принесённые из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками; рассматривают по ним картинки, составляют по ним рассказы, придумывают загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.
Большое место на специальных коррекционных занятиях по СБО отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.
Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по СБО. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, какой наглядный материал изучали, какие сюжетно-ролевые и дидактические игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть чёткими, конкретными, дающими возможность уточнить представления по теме, помогающими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются использованием наглядности. Подбирается она в соответствии с темой беседы и с учётом зрительных возможностей детей.
В разделе курса по СБО «Ребёнку о нём самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребёнка адекватные представления о нём самом, о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т.п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребёнок рассматривает себя и рядом стоящего ребёнка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своём внешнем виде, объясняют выражение всего лица. Позже тифлопедагог предлагает ребёнку составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребёнка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создаётся представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на др. людей, черты внешности и характера. Дети начинают лучше понимать себя, др. детей и взрослых, чувствовать их настроение.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по СБО у детей формируются
-понимание своих сенсорных возможностей;
-адекватная самооценка;
-умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.
В дальнейшем это поможет детям выбрать доступную и интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности, безболезненно интегрироваться в общество.
Роль коррекционных занятий