Тема 2. Особенности познания свойств и отношений между предметами детьми дошкольного возраста. Современные технологии развития и обучения.
Тема 2. Особенности познания свойств и отношений между предметами детьми дошкольного возраста. Современные технологии развития и обучения.
ПЛАН
1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
3.Сериация как способ познания размера, количества, чисел
4. Классификация как способ познания свойств и отношений
ТРИЗ и методика математического развития ребенка
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, — характерная особенность современной методики математического развития. Важнейшая цель при этом — помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить.
Целями адаптированияэлементов ОТСМ (ОТСМ — общая теория сильного мышления) и ТРИЗ к математическому развитию детей могут быть:
—коррекция и активизация умственных процессов;
—совершенствование познавательных процессов и создание потребности в умственной деятельности;
—развитие творческого потенциала.
Для их достижения используются такие методы и приемы ТРИЗ, как выделение и разрешение проблемных ситуаций, конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы, организация и проведение логических ТРИЗ-упражнений и специальных ТРИЗ-игр, организация рефлексии детской деятельности. Рассмотрим их подробнее.
Пример: «Морские сомики»
1. Задача: у берегов Южной Америки живут морские сомики — милые, но беззащитные рыбки. Нет у них ни зубов острых, ни яда сильного для отпора хищнику; ила нет, чтоб спрятаться; нет, как у кальмара, и чернил, чтоб воду замутить при случае. Как же спастись, ) как выжить сомикам?
2. Противоречие («данетка»): сомик должен защититься от хищника, потому что хочет выжить, и он не может защититься, потому что нечем.
3. ИКР (для инструмента и изделия):
♦ инструмент (хищник): хищник благодаря икс-элементу, не изменяя систему и не причиняя ей вреда, уходит сам, позволяя сомику спокойно пастись и жить дальше;
♦ изделие (сомик): сомики с помощью икс-элемента, не изменяя; природу хищника и не причиняя ему вреда, сами представляют опасность для хищника.
4.Ресурсы конфликтной пары (инструмент — изделие):
♦инструмент: полевой ресурс — страх хищника;
♦ изделие: вещественный ресурс — сомики, организационный ресурс — способ объединения их в стаю.
5. Принципы: сначала нужно найти то, что легче всего обнаружить, применяя изобретательские приемы (потрясти, перевернуть, надуть, сделать заранее, покрасить, нагреть); затем обсудить принципы минимизации противоречий.
Системные переходы — как устроен объект или система, что там можно сделать: объединить с чем-нибудь и таким образом использовать материальный или энергетический запас соседней системы или надсистемы, превратить в своего «двойника» и использовать неожиданные свойства, возникающие при этом, или погрузиться с ними в волшебный микромир с его чудесными и необычайными свойствами.
В данной задаче сомики использовали принципы вынесения, сфероидальности, динамичности и принцип «обратить вред в пользу».
Решение: сомики сплетаются в клубок, очень напоминающий морского ежа, ядовитых колючек которого боятся все морские обитатели.
Образовательная эвристика и методика математического развития ребенка
Процесс математического развития ребенка происходит посредством деятельности, в которой проявляются его внутренние способности. Смысловое познание и понимание детьми элементов начальной математики как образовательной области осуществляется через создание и осознание ими в себе соответствующей внутренней области — через рефлексию. Поэтому цель эвристического подхода к математическому развитию детей заключается в том, чтобы помочь ребенку открыть каналы своего общения с миром математики, осознать их особенности и освоить научные «языки». При этом никакая внешне предлагаемая информация о математических понятиях и зависимостях не может быть перенесена во внутреннее личностное содержание, если у ребенка нет соответствующей готовности, заключающейся в оживлении его внутренних образовательных процессов. Невостребованная информация развивающей роли не сыграет.
Введение полезной информации о начальной математике в жизнь ребенка должно происходить на основе наблюдения и анализа педагогом различных ситуаций взаимодействия воспитанника с внешним миром. О необходимости математической информации сообщают педагогу действия и образовательные продукты детей. Из этого следует задача педагога — не внесение в образовательную среду ребенка все новых и новых компонентов (симплификацйя развития), а организация свободного образовательного взаимодействия ребенка с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира. В результате ребенок сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладевать математическими закономерностями, присущими личностно значимой для него объективной реальности.
Для осуществления такого смысла математического развития используются когнитивные, креативные и оргдеятельностные методы.
Когнитивные методы. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
Вживание (эмпатия)— «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации типа: «Представь себе, что ты — число 5 (условная мерка, треугольник, цилиндр и т.п.). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? В результате он получает достоверную информацию о восприятии конкретным ребенком изучаемого объекта, может оценить степень интериоризации (Интериоризация (от лат.— внутренний) — формирование человеческой психики через усвоение структур внешней социальной деятельности) детьми уже изученных представлений и зависимостей, выявить смысловые ошибки, неточности, пробелы в знаниях.
Образное видение— эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на квадрат, нарисовать (слепить; собрать из конструктора, назвать), на что он похож.
Символическое видение— поиск или построение ребенком связей между изучаемым объектом и его символом. Педагог напоминает детям о распространенных символических клише (свет — символ добра, голубь — мира, спираль — бесконечности и т.п.), затем предлагает понаблюдать изучаемый объекте целью изображения его символа в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Эвристические вопросы(метод разработан знаменитым римским оратором Квинтилианом) — для поиска сведений об изучаемом объекте задаются вопросы (кто? что? зачем? где? чем? как? когда?), ответы на которые, особенно их всевозможные сочетания, порождают необычное видение объекта.
Сравнение— сопоставление интуитивных представлений детей об изучаемом объекте с культурно-историческими аналогами.
Конструирование понятий и правил— после предварительной актуализации уже имеющихся у детей представлений по той или иной теме педагог путем сопоставления и обсуждения помогает достроить их до культурных форм и сформулировать правила, связанные с использованием полученных понятий.
Метод ошибок— конструктивное использование ошибок детей для углубления образовательного процесса. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются в противовес общепринятым. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей, боязнь воспитанников совершить ошибку, формирование понимания относительности и вариативности любых знаний.
Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше 3? Да, если 4 и 3 — количественные характеристики объектов разной мерности, 4 — количество дней, а 3 — количество недель.
ЗАДАНИЯ КОГНИТИВНОГО ТИПА
♦ Решить реальную проблему, которая существует в науке: предложить версию происхождения изучаемого объекта (земли, человека, числа, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
♦ Сформулировать правила работы с изучаемым объектом (например, правила измерения величин, сложения однозначных чисел).
♦ Доказать или опровергнуть существование неизученного объекта (например, отрицательного числа, универсальной мерки).
♦ Объяснить графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность.
♦ Найти общие элементы в геометрических орнаментах разных культур.
♦ Исследовать объект — установить его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи (например, исследовать число, задачу, явление, правило).
♦ Провести опыт, эксперимент (например, эксперимент, выявляющий отвлеченную природу числа).
♦ «Проиграть» историческое событие или явление (например, возникновение букв, чисел, цифр, изобретение колеса).
♦ Вычленить общее и различное в разных системах (например, в языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм).
Креативные методы. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
Метод придумывания— способ создания неизвестного ранее продукта в результате следующих приемов умственного моделирования:
—замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового; — отыскание свойств объекта в иной среде;
—изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.
Метод«Если бы...»: детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения.
Например: «Если бы все объемные геометрические фигуры превратились в плоские, то...».
Гиперболизация— увеличение или уменьшение изучаемого объекта, его отдельных частей или качества с целью выявления его сущности.
Например: «Придумайте самое маленькое число, или многоугольник с самым большим количеством углов, или единицу меры, пригодную для измерения неоднородных величин» и т.д.
Агглютинация— соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов, и словесное описание и/или изображение получившегося.
Например, вершина пропасти, объем пустоты, пустое множество и т.д.
Мозговой штурм(предложен А.Ф. Осборном) — предполагает накапливание большого количества идей и теорий в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Организуется как разделение в пространстве и во времени процедур генерации, систематизации и критики идей (дети разбиваются на соответствующие группы, работа которых подчинена правилу: решать свою задачу только после действий участников предыдущей группы, а до и после внимательно слушать и не мешать им).
Метод синектики— мозговой штурм с использованием аналогий. Предполагает следующие основные этапы:
—формулировка проблемы педагогом;
—формулировка проблемы детьми (как они поняли педагога);
—генерация идей на основе составленных педагогом контрольных вопросов, наводящих детей на выяснение сути проблемы, и трех типов аналогий — прямой, личной, символической.
Например, педагог дает задачу: придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети трактуют ее: почему 5 больше 3? Контрольный вопрос: зачем нам известен состав числа из n-единиц; приемы приложения, наложения, отсчета парами. Далее прямая аналогия может натолкнуть на мысль о пригодности или непригодности полученного правила для произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия выявляет глубину математических представлений об однозначных числах конкретных детей; символическая аналогия может навести на мысль об упорядоченности натурального ряда чисел.
Метод морфологического ящика(разработан Ф. Цвики) — анализ признаков и связей объектов, полученных путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов других объектов, устройств, процессов, с целью постановки новых проблем, определяющих вектор развития ребенка.
Например, игровое комбинирование ребенком однозначных и двузначных чисел актуализирует для него закономерности построения многозначных чисел, выявляет суть десятичной системы счисления как позиционной, ставит простейшие комбинаторные задачи.
ЗАДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ТИЙА
♦ Предложить детям найти, открыть, выполнить то, что педагогу уже известно: придумать обозначение числа, звука, буквы, понятия, дня недели, месяца; дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математическую закономерность, способ изготовления наглядной модели и т.д.
♦ Сочинить сказку задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню и т.д.
♦ Составить кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, задание для других детей, сборник своих задач, программу концерта.
♦ Перевести элемент с языка одного предмета на другой (например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, «оживить» число, определить цвета дней недели).
♦ Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку.
♦ Провести мини-занятие в роли педагога, разработать свои учебные пособия (например, математические прописи, алгоритмы решения задач, памятки).
Оргдеятелъностпные методы
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
Детское целеполагание— выбор детьми целей из предложенных педагогом, их классификация с последующей детализацией; обсуждение на реалистичность и достижимость; конструирование по заданным алгоритмам.
Рецензии— выработка умения критически оценивать предложенный образовательный продукт (ответ или рассказ сверстника, просмотренный видеофильм и т.д.) по следующему алгоритму:
—что понравилось в ответе, о чем рассказано наиболее удачно;
—как построено выступление (по возможности выделить структуру и логику изложения);
—достаточно ли полно раскрыта тема, приведено примеров;
—какие замечены неточности, ошибки, противоречия;
—есть ли возражения;
—будут ли дополнения;
—есть ли замечания и пожелания;
—общая оценка выступления.
Применение данного алгоритма для рецензии решенных детьми арифметических задач несколько упрощает его структуру:
— о каких объектах и процессах идет речь в задаче;
— зачем ее необходимо решать;
— какими методами решалась задача;
— могут ли быть другие пути решения;
— каков вывод из решенной задачи.
Детское планирование— выделение ребенком основных этапов и видов его деятельности по реализации, поставленных им целей на определенный период времени (в течение занятия, дня, недели). План может меняться, дополняться или заменяться другим. В конце работы под руководством педагога осуществляется рефлексия планирования.
Рефлексия—организация процесса осознания детьми собственной деятельности. Цель рефлексивного метода — выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе продолжить намеченные действия.
Выделяют два основных вида рефлексии: текущая и итоговая. Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности ребенка" в такой последовательности:
—выполнение цикла предметной деятельности (например: решение группы однотипных задач);
—остановка предметной деятельности;
—активизация рефлексивной деятельности (например: возврат внимания детей к структурным элементам рассмотренных задач и их взаимосвязи);
—возобновление предметной деятельности с использованием рационализации, полученных в ходе рефлексии.
Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода и большей степенью заданности и определенности со стороны педагога. Из итоговой рефлексии вытекает необходимость самооценки ребенка, завершающей его образовательную деятельность.
Методы самооценкиделят на качественные и количественные. Параметры качественных методовформулируются на основе целеполагания и планирования ребенка или задаются педагогом. Параметры количественных методовотражают полноту достижения ребенком поставленных целей и выбираются совместно педагогом и детьми. При этом к качественной и количественной самооценке детей педагог должен подходить как к авторскому образовательному продукту и сопоставлять с известными культурно-историческими аналогами.
ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА
♦ Определить цели своих занятий по разным областям знания на день, неделю, в далекой перспективе.
♦ Разработать план домашней работы, хода занятия.
♦ Составить рецензию на свою работу или работу сверстника.
♦ Составить и провести для других детей показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд.
♦ Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) и сформулировать ее правила, закономерности или алгоритмы.
Основой для планирования педагогом эвристических образовательных ситуаций в ходе математического развития детей могут стать следующие задания.
♦ «Оживить» каждую цифру, нарисовать ее в цвете, изобразить своим телом. Придумать и обосновать собственные изображения чисел.
♦ Нарисовать города с жителями — сказочными числами, которые выполняют действия сложения и вычитания, собираются в таблицы, столбики, прячутся в окружающих предметах.
♦ Нарисовать (слепить, смоделировать из конструкторов) геометрический сад.
♦ Подобрать цвета к числам, дням недели, месяцам.
♦ Провести игру-соревнование «Поиск клада»: дети делятся на группы, каждая из которых должна нарисовать «клад» и план его поиска; кто быстрее найдет «клад», тот объявляется победителем.
♦ Дать собственное определение таким понятиям, как точка, линия, отрезок, угол, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник и др.
♦ Придумать свои игры с числами и фигурами, кроссворды, задания и провести (решить, выполнить) их в форме соревнований.
♦ Провести математические исследования на составление собственных числовых рядов, таблиц сложения, вычитания, выяснение связей чисел и геометрических фигур, обнаружение математических закономерностей в окружающих явлениях и календарях: придумать собственные меры измерения.
♦ Составить задачу на заданный пример (6 — 2+ 3) или тему (например, событие на прогулке: принесли 5 игрушек, осталось 3). Необходимо заметить, что свидетельством профессиональной близости педагогу эвристического подхода к математическому развитию ребенка является его умение идти на пересмотр, изменение и развитие своих планов и представлений о методике работы с детьми. Склонный к эвристике педагог неизбежно сам является субъектом и объектом образования, осуществляет все виды деятельности, в которые вовлекает детей, т.е. его эвристическое математическое развитие происходит одновременно и параллельно с развитием воспитанников. Обобщая сказанное, отметим, что, опираясь на самобытные основы русской философии, интегрируя многие ценности гуманистической педагогики, теория эвристического обучения представляет тем самым эффективный инструментарий для математического развития ребенка, тем более, что она адаптирована к дистанционным формам взаимодействия.
Эвристический подход позволяет успешно соединять индивидуальную творческую самореализацию всех субъектов педагогического процесса с их коллективной современной работой. Обучение, строящееся на атрибутах эвристики, дает ребенку возможность реализовать одну из главных своих миссий — открытие внутреннего и внешнего мира, в частности его математических закономерностей, что с точки зрения психологии является естественной способностью и потребностью человека.
Литература
1. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. – 297 с.
3. Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3—6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002. – 305 с.
4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.:З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008. – 422 с.
5. Егоров С.Ф., Лыков С.В.. Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики/Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: «Академия» 2001.-390с.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-3614.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-9499.html
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-matematicheskoe-obrazovanie-v-perio
http://do.gendocs.ru/docs/index-147432.html?page=4d-doshkolnogo-detstva-metodologiya-proektirovaniya
Тема 2. Особенности познания свойств и отношений между предметами детьми дошкольного возраста. Современные технологии развития и обучения.
ПЛАН
1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста
2. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
3.Сериация как способ познания размера, количества, чисел
4. Классификация как способ познания свойств и отношений