Выделение и разрешение проблемных ситуаций

Проблемные ситуации можно выделить из любимых произведений детской литературы, детских мультипликационных и художествен­ных фильмов, учебного Интернета, сказок, рассказов и даже сюжетных игр. При этом приемы разрешения противоречий, дос­тупные уже старшим дошкольникам, таковы:

- разделение источников противоречия в пространстве и времени;

- переход на микроуровень;

- выход в надсистему;

- сочетание противоположностей на разных системных уровнях.
Существуют следующие ТРИЗ-пришщпы минимизации противо­речий,которые можно использовать с дошкольниками как в ходе логико-математического развития на уровне планирования образо­вательных ситуаций, так и при непосредственном решении задач.

1. Дробление:

а) разделить объект на независимые части;

б) выполнить объект разборным;

в) увеличить степень дробления объекта.

2. Вынесение: отделить от объекта «мешающую» часть («мешаю­щее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.

3. Принцип местного качества:

а) перейти от однородной структуры объекта или внешней среды (внешнего воздействия) к неоднородной;

б) разные части объекта должны выполнять различные функции;

в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наибо­лее благоприятных для ее работы.

4. Асимметрия:

а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;

б) если объект уже асимметричен, увеличить степень асиммет­рии.

5. Объединение:

а) соединить однородные или предназначенные для смежных

операций объекты;

б) объединить во времени однородные или смежные операции.

6. Универсальность: объект выполняет несколько разных функ­ций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип «матрешки»:

а) один объект размещен внутри другого, который, в свою оче­редь, находится внутри третьего, и т.д.;

б) один объект проходит сквозь полость другого.

8. Предварительное антидействие: если по условиям задачинеобходимо совершать какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

9. Предварительное действие:

а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя

бы частично);

б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

10. Принцип «Заранее подложенная подушка»: компенсироватьотносительно невысокую надежность объекта предварительно под­готовленными аварийными средствами.

11. Принцип «наоборот»:

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;

б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды непо­движной, а неподвижную — движущейся;

в) повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.

12. Сфероидальность:перейти от прямолинейных частей к кри­волинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым кон­струкциям.

13. Динамичность:

а) характеристики объема (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;

б) разделить объект на части, способные перемещаться относи­тельно друг друга;

в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

14. Принцип «обратить вред в пользу»:

а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздей­ствие среды) для получения положительного эффекта;

б) устранить вредный фактор за счет сложения его с другими вредными факторами;

в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он пере­стал быть вредным.

15. Принцип «посредника»:

а) использовать промежуточный объект, переносящий или пе­редающий действие;

б) на время присоединить к объекту другой объект, который легко удалить.

16. Однородность:объекты, взаимодействующие с данным, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).

17. Отброс и регенерация частей:выполнившая свое назначение и ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (раство­рена, испарена и т.д.) или видоизменена в ходе работы.

18. Изменение агрегатного состояния объекта: это не толькопростые переходы (например, от твердого состояния к жидкому, но и переходы к промежуточным состояниям (например, использо­вание эластичных твердых тел).

19. Изменение окраски:

а) изменить окраску объекта или внешней среды;

б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды.

Оценка полученных решений производится на основании соот­ветствия объективным законам развития систем. Например, выде­лим противоречие в произведении «Федорино горе» К. Чуковско­го: с одной стороны, посуда должна остаться с Федорой, чтобы она могла готовить и принимать пищу, а с другой — не должна оста­ваться с Федорой, так как ее гигиенические качества не позволя­ют готовить и принимать пищу. Противоречие разрешается в про­изведении через принципы местного качества (по приведенной выше классификации, 3-в), «обратить вред в пользу» (14-в) или отброса и регенерации частей.

Постепенно под руководством педагога и родителей дошкольники сами приучаются выделять противоречия из доступных им произ­ведений.

Для решения проблемных ситуаций с детьми можно использо­вать игровой алгоритм «Ладошка»(версия и пример А.В. Лимаренко).

1. Задача (сформулировать задачу).

2. Противоречие (сформулировать игровое творческое противо­речие «данетка»).

3. Идеальный конечный результат (сформулировать идеальный конечный результат — ИКР).

4. Ресурсы (найди ресурсы, «поройся в карманах», найди «монетку» и «заплати» за решение).

5. Принципы (найди принцип(ы) решения).

Пример: «Морские сомики»

1. Задача: у берегов Южной Америки живут морские сомики — милые, но беззащитные рыбки. Нет у них ни зубов острых, ни яда сильного для отпора хищнику; ила нет, чтоб спрятаться; нет, как у кальмара, и чернил, чтоб воду замутить при случае. Как же спастись, ) как выжить сомикам?

2. Противоречие («данетка»): сомик должен защититься от хищника, потому что хочет выжить, и он не может защититься, потому что нечем.

3. ИКР (для инструмента и изделия):

♦ инструмент (хищник): хищник благодаря икс-элементу, не изменяя систему и не причиняя ей вреда, уходит сам, позволяя сомику спокойно пастись и жить дальше;

♦ изделие (сомик): сомики с помощью икс-элемента, не изменяя; природу хищника и не причиняя ему вреда, сами представляют опасность для хищника.

4.Ресурсы конфликтной пары (инструмент — изделие):

♦инструмент: полевой ресурс — страх хищника;

♦ изделие: вещественный ресурс — сомики, организационный ресурс — способ объединения их в стаю.

5. Принципы: сначала нужно найти то, что легче всего обнаружить, применяя изобретательские приемы (потрясти, перевернуть, надуть, сделать заранее, покрасить, нагреть); затем обсудить принципы минимизации противоречий.

Системные переходы — как устроен объект или система, что там можно сделать: объединить с чем-нибудь и таким образом исполь­зовать материальный или энергетический запас соседней системы или надсистемы, превратить в своего «двойника» и использовать неожиданные свойства, возникающие при этом, или погрузиться с ними в волшебный микромир с его чудесными и необычайны­ми свойствами.

В данной задаче сомики использовали принципы вынесения, сфероидальности, динамичности и принцип «обратить вред в пользу».

Решение: сомики сплетаются в клубок, очень напоминающий морского ежа, ядовитых колючек которого боятся все морские обитатели.

Наши рекомендации