Тема 5. Организация обучения математического развития детей дошкольного возраста

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА

Методологические основы формирования элементарных математических представлений детей

Тема 1. Предмет «Теория и методика ФЭМП» как научная и учебная дисциплины

· Составить терминологический словарь основных понятий методики ФЭМП: математическое развитие, формирование элементарных математических представлений, множество, число, счет, вычислительная деятельность, алгоритм, время, пространство, величина, измерение, форма, геометрические фигуры. Данные занести в таблицу.

Таблица

Основные понятия ФЭМП

Основные понятия Формирование и развитие математических способностей дошкольников Белошистая А.В. Теории и технологии математическо-го развития детей дош-кольного возраста Михайлова З.А. и др. Формирование ЭМП у детей дошкольного возраста. Леушина А.М. Формирование ЭМП у дошкольников: / под ред. А.А. Столяра.
1. Формирова-ние элемен-тарных мате-матических представлений        
2. Математичес-кое развитие        

Обосновать, в чем заключается основная цель теоретических основ развития математических представлений. Источник 2 (с. 50)

Тема 2. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников

1. Подобрать и описать дидактические игры (2-3) с математическим содержанием на развитие чувственной сферы детей.

2. Дать письменный анализ статьи З.А. Михайловой, Р. Непомнящей «Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений» // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1. – С. 66 - 68. по вопросам:

· цель словарной работы с детьми на занятиях по математике;

· специфика математического словаря, формируемого у дошкольников;

· роль речи, мышления и практических действий в овладении математическими знаниями;

· методы и приемы воспитателя по формированию математических выражений у детей в зависимости от возраста;

· причины речевых ошибок математического словаря и роль воспитателя в их исправлении.

Тема 3. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений.

· На конкретном примере с математическим содержанием представить реализацию каждой теории, концепции или научного положения дошкольного образовательного процесса. Привести пример упражнения (задания) в котором бы нашли отражение несколько концепций. Продумать усложнение данного упражнения по возрастам.

Тема 4. Теоретические основы отбора содержания математических знаний для детей дошкольного возраста.

· Разработать схему, показывающую связь всех принципов математического обучения детей (ист. 3 – С. 66.).

· Выписать группы методов, предлагаемых Г.А. Репиной для совершенствования и понимания смысла математического развития детей (ист.11.).

· Из программ «От рождения до школы» и «Детство» выписать основное содержание зависимостей, связей, свойств и отношений, осваиваемое дошкольниками в предложенную таблицу.

Таблица

Содержание зависимостей, связей, свойств и отношений, осваиваемое дошкольниками

Предметное содержание Зависимости Связи Отношения Свойства, признаки
Например: Геометрические тела и фигуры Форма предметов Количество и счет Пространство Время Пространство        

Тема 5. Организация обучения математического развития детей дошкольного возраста

Представить характеристику инновационных средств в обучении детей дошкольного возраста элементам математики.

Инновационные средства математического развития дошкольников

Название игры, средства Описание Задачи Методика использования Достоинства и недостатки материала
Логические блоки Д.Дьенеша       Напр.: «+» позволяет осваивать несколько свойств (каких): или «―» представлен ограниченный набор свойств
палочки Х.Кюизенера и т.д.        
Развивающие игры Б. Никитина        
Игры В.В. Воскобовича        

Выводыизложить письменно по следующим направлениям:

· в чем состоит универсальность блоков Д. Дьенеша как средства освоения свойств и отношений между предметами?

· какие логические операции и представления о свойствах и отношениях осваивает дошкольник в процессе игр и упражнений с блоками Д. Дьенеша?

· объем представлений и умений, приобретаемых детьми с использованием палочек Х. Кюизенера.

· какие свойства предметов осваивают дошкольники при использовании игр Б. Никитина и В. Воскобовича

· с какого возраста возможно применение данных материалов?

Наши рекомендации