Психологические особенности детей младшего школьного возраста с ДЦП
Психологические особенности детей с ДЦП проявляются достаточно рано из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.
Задержка в развитии проявляется в образе психического инфантилизма, при котором страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Чем сильнее у ребенка проявляется детский церебральный паралич, тем сложнее ему адаптироваться психически и физически среди своих ровесников.
На развитие личности оказывает большое влияние социальная сфера, а преимущественно отношение родителей к ребенку и его недугу. От уровня просвещенности семьи в вопросах общения с детьми с ДЦП зависит будет ли ребенок развиваться интеллектуально и физически или же затормозится на определенном уровне развития. Так же большое значение оказывают так называемые биологические факторы, к которым относятся:
· степень тяжести заболевания;
· степень структурных изменений мозга;
· ограниченность дееспособности.
Детям с ДЦП предоставляется достаточно возможностей для развития (реабилитационные центры, центры досуга), но не каждая семья может себе это позволить.
Из-за сильных ограничений опорно-двигательного аппарата дети с детским церебральным параличом малоподвижны и поэтому способствуют поддержанию их относительно нормального состояния сбалансированное питание, массажи, занятия со специалистами. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.
Дети с менее выраженными дефектами вполне могут социализироваться. Если их движения не сильно нарушены, сохранен интеллект, присутствует предметная деятельность и они могут играть, то такие дети направляются для обучения в обычные школы и ведут вполне обычный образ жизни.
Процесс социализации детей с детским церебральным параличом усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Большинство родителей запрещают своим детям общаться с детьми, страдающими ДЦП из-за необоснованного страха. Из-за этого такие дети чувствует себя изгоями и их общение ограничивается родителями, врачами, медсестрами, социальными работниками, другими детьми-инвалидами.
Так как ребенок с ДЦП с ранних лет ограничен в общении, то у него не складываются привычные для нас понятия о морали и правилах поведения в обществе. В связи с этим его поведение может носить невротический характер:
· постоянная тревожность;
· агрессия;
· необоснованные страхи, кошмары.
Большую часть времени ребенок с ДЦП проводит в замкнутом пространстве, что усугубляет проблему невротического поведения и ограничивает его возможности в познавании мира, так как он не выходит за пределы собственной комнаты. В свою очередь это может привести к опасному состоянию – психической деривации, которое из-за особенностей психики ребенка с ДЦП будет развиваться стремительнее, чем у здорового ребенка. Психическая деривация может привести к серьезному отставанию психического развития, деградации.
Такие состояния имеют особую опасность для детей с сильными ограничениями опорно-двигательного аппарата, так как те не могут позволить себе полноценное общение, не смотря на то, что интеллект может быть сохранен на достаточном уровне. Таким детям нужно уделять особое внимание, заниматься с ними и в случае, если ребенок не может самостоятельно посещать школу или другое какое-либо учебное заведение, необходимо обеспечить обучение на дому, что позволит ребенку развиваться и получить образование.
Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача, который оценивает физическое состояние и психическое развитие ребенка и делает заключение, может ли он обучаться в школе. Затем необходимо определиться с типом школы. Если состояние ребенка позволяет ему учиться в обычной школе, то ему предоставляется данная возможность. Такие ученики вряд ли будут лучше всех, но закончить школу вполне могут и если им это удастся, то в дальнейшем можно пройти профессиональное обучение, а затем найти работу.
Если врач делает заключение, что тяжесть физического состояния или состояние психики не могут позволить ребенку посещать обычную школу, то родителям предлагают выбрать специальное учебное заведение. Крайне редко, при тяжелой форме повреждения нервной системы, детей с ДЦП признают необучаемыми.
Основными параметрами для оценки возможностей обучения являются личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей.
Личностные качества могут быть на достаточно высоком уровне и зависят от степени поражения мозга. Сохранность мозговой активности позволяет ребенку с ДЦП воспринимать весь спектр эмоций. Обычно такие дети не теряют связи с реальностью, являются очень доброжелательными и сострадающими, но нередко у них проявляется психический инфантилизм. Он проявляется в личностных изменениях и связан с неравномерным развитием различных участков мозга. Дети с ДЦП страдающие инфантилизмом в своих действиях стремятся к получению удовольствия, они не умеют различать свои и чужие потребности, у них полностью отсутствует чувство сопереживания.
Так как у детей с детским церебральным параличом очевиден недостаток общения в социуме, у них проявляется отсутствие предметной деятельности, они имеют смазанные представления о мире вокруг, своей роли, положении в нем.
Игровая деятельность имеет большое значение в формировании личности и психики детей с ДЦП. Ребенку необходимо все разъяснять до мельчайших подробностей даже в обращении с простыми игрушками, если правильно вовлекать ребенка в игру, оказывать ему поддержу, то это поможет овладеть ему множеством полезных навыков.
В 30-50% случаев заболеваний интеллект у детей, страдающих ДЦП, снижен. Что зависит, как уже говорилось ранее, от ответственности родителей. Если они будут заниматься с детьми, развивать их, то ребенок будет расти интеллектуально и чувствовать себя более полноценным. Но если оставить ребенка с сохраненным интеллектом без развивающих занятий, то уровень его умственных способностей начнет падать.
Дети с тяжелой формой ДЦП не понимают назначения игрового процесса и не способны поддерживать какое-либо общение. Это происходит из-за сильного повреждения центральной нервной системы. Детей с таким состоянием обучают элементарным правилам самостоятельного ухода насколько это возможно.
Важную роль в определении готовности ребенка с ДЦП к обучению играет его волевая готовность, которая подразумевает под собой, что ребенок 6-8 лет понимает важность и значимость учебного процесса, что он способен контролировать свои действия. Если же волевая готовность присутствует не в полной мере или отсутствует вовсе, то обучение в обычной школе невозможно.
Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Мотивации могут быть разнообразными, например: узнать что-то новое, освоить профессию, приобрести новые навыки. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения, что является причиной отсутствия мотива.
У детей с ДЦП наблюдаются психоорганические расстройства, которые проявляются стертостью, нечеткостью личностных реакций, органической их окрашенностью. Поэтому переживания собственного дефекта не всегда полностью осознаются в этом возрасте, они могут сочетаться с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.
По результатам исследования детей младшего школьного возраста , больных ДЦП, которое проводили И. И. Мамайчук и Г. В. Пятакова в ЛНИДОИ им. Турнера в 1985-1988 гг., выявили такие особенности личности, как неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость, недостаточно адекватная самооценка.
Л. И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения эгоцентризм, себялюбие, требовательность; он связывает это с тем, что развитие этих детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. С другой стороны, из-за непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки дети не уверены, несамостоятельны, испытывают постоянное чувство тревоги, собственной неполноценности. У них могут возникать реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.
Таким образом, дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом имеют немало психологических особенностей, изучение которых необходимо для улучшения качества жизни таких детей. Выше указанная информация позволяет оценить важность наличия полноценных пространственных представление для детей с ДЦП.