Действия вахтенного помощника капитана при постановке судна на якорь.
заблаговременно предупреждает вахтенного механика, проверяет связь с машинным отделением, сличает часы на мостике и в машинном отделении;
определяет место судна и переносит счисление пути на карту крупного масштаба;
включает эхолот, убирает выдвигающийся датчик лага;
устанавливает нужный канал УКВ радиостанции;
устанавливает, если это предусмотрено местными правилами,
связь с властями или со службой УДС, уточняет время и место
постановки на якорь, канал УКВ радиосвязи (при стоянке на якоре);
направляет боцмана на бак для подготовки якорного устройства, проверяет связь с баком;
проверяет и подготавливает средства световой и звуковой сигнализации, дополнительные средства, требуемые местными правилами;
переходит на ручное управление рулем;
после отдачи якоря определяет место судна, сообщает вахтенному механику указанную капитаном готовность СЭУ,измеряет глубину под килем, намечает контрольные береговые ориентиры, рассчитывает и наносит на карту окружность возможного нахождения судна с учетом вытравленной якорной цепи и длины судна.
Действия вахтенного помощника капитана во время стоянки судна на якоре:
обеспечивает наблюдение за спущенными на воду судовыми плавсредствами и другими плавсредствами у борта, организовывает связь с ними, контролирует ход рейдовых грузовых операций; 32
на конец вахты (если необходимо в течение вахты) делает контрольные определения места судна;
обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа судна;
систематически проверяет глубину под килем, состояние якорного устройства, натяжение якорного каната, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая при этом влияние приливо-отливных явлений.
С усилением ветра обычно потравливают якорные цепи Однако при этом следует ясно представлять, сколько времени понадобится для выборки якорей в случае необходимости снятия с якоря, чтобы судно за это время не было снесено к опасности.
Действия вахтенного помощника капитана при подходе судна к /зкости, системе разделения движения судов, прибрежным водам.
заблаговременно предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах или о переводе СЭУ в маневренный режим; по готовности СЭУ делает пробный реверс; сверяет часы на мостике и а машинном отделении; если необходимо, дает указание о закрытии и опломбировании клапанов судовых систем стока за борт;
переносит счисление пути на карту достаточно крупного масштаба, проверив отметку о ее корректуре; обращает внимание на содержание корректуры по ПРИП и НАВАРЕА, НАВИП; подготавливает навигационные пособия, в том числе содержащие местные правила плавания и информацию о ширине режимных вод;
включает вторую рулевую машину, если одновременная эксплуатация двух рулевых машин технически возможна;
проверяет установку пеленгаторов на крыльях мостика, включение УКВ радиостанции; сличает компасы, включает РЛС и эхолот, убирает выдвигаемый датчик лага (если имеется угроза его повреждения);
проверяет средства звуковой и световой сигнализации, машинный телеграф, связь с машинным отделением;
подготавливает необходимые флаги, сигнальные огни и знаки, сигнальный прожектор;
определяет место судна;
делает распечатку на ленте реверсографа и сличает его время с судовым, делает временную отметку на курсограмме;
контролирует закрытие дверей в водонепроницаемых переборках,
переходит, если необходимо, на ручное управление рулем; инструктирует и выставляет матроса-наблюдателя; готовит якоря к отдаче, проверяет связь с баком;
если маршрут проходит через лимитированные для судна глубины, рассчитывает осадку носом и кормой, необходимый запас глубины под килем с учетом крема (в том числе динамического), просадки, волнения и навигационного запаса;
предупреждает капитана о подходе к указанной им точке;
по указанию капитана вызывает на мостик подвахтенных судоводителей для усиления вахты;
следит за оповещениями по УКВ связи о движении судов и навигационными предупреждениями и сам своевременно делает оповещения;
следит за положением, сигналами, маневрами других судов.