Действия вахтенного помощника при приеме ходовой вахты

• Вахтенный помощник не должен передавать вахту, если имеются основания полагать, что заступающий помощник не в состоянии эффективно выполнять обязанности по вахте, в этом случае вахтенный помощник обязан уведомить капитана;

• заступающий вахтенный помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен полностью выполнять свои обязанности;

• если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, то сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено;

• знакомится с распоряжениями капитана по вахте (журнал рас поряжений капитана по вахте и постоянно действующие распоряжения);

• принимает место судна на карте (электронной карте), проверяет точность последней обсервации, счислимую скорость, наличие и причины невязки, делает контрольную обсервацию;

• проверяет проложенные курсы на карте (введенные в электронные карты), соответствие курса заданному рулевому (выставленному на авторулевом), проверяет работу гирокомпаса и курсографа;

• знакомится с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, сравнивает ее с картой, опознает все навигационные ориентиры, выясняет параметры движения судов в зоне видимости, берет на контроль опасные и непонятные суда;

• выясняет, ведутся ли какие перекачки по судну балласта, топлива и другие важные операции в машинном отделении; при наличии крена выясняет причины крена и влияние крена на осадку и скорость судна.

• выполняет проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное.

Действия вахтенного помощника при ухудшении видимости

• Предупреждает капитана и вахтенного механика, проверяет связь с машинным отделением (ЦПУ), по указанию капитана переводит СЭУ в маневренный режим;

• начинает подачу туманных сигналов согласно МППСС-72;

• усиливает радиолокационное наблюдение, принимает меры по просмотру теневых секторов РЛС, используя оптимальную шкалу дальности РЛС с учетом заблаговременного просмотра ситуации на больших шкалах;

• переходит на ручное управление рулем;

• определяет место судна, ведет контроль за глубинами, на малых глубинах устанавливает на включенном эхолоте сигнализацию по выходу на заданную глубину;

• инструктирует и выставляет впередсмотрящего (в случае одного вахтенного матроса вызывает матроса на усиление вахты), обеспечив его надежной связью с мостиком;

• проверяет работу навигационных огней, систем связи;

• заполняет установленные контрольные листы, делает соответствующие записи в журналах.

При подходе к якорной стоянке и постановке на якорь

• Заблаговременно предупреждает вахтенного механика, старшего механика (при отсутствии вахты в МО), проверяет связь и сличает часы с машинным отделением (ЦПУ);

• заблаговременно предупреждает боцмана и членов палубной команды, задействованных в постановке на якорь о планируемом времени постановки на якорь;

• рассчитывает время подхода к якорной стоянке с учетом снижения скорости судна, переводит СЭУ в маневренный режим;

• определяет место судна наиболее точным способом, переносит счисление на карту более крупного масштаба;

• включает эхолот, устанавливает сигнализацию по выходу на заданную глубину;

• устанавливает нужный УКВ канал;

• устанавливает (в случае необходимости) связь со службой управления движением судов (VTS), уточняет время и место постановки на якорь;

• проверяет и подготавливает средства световой и звуковой сигнализации, дополнительные средства, требуемые местными правилами;

• переходит на ручное управление рулем;

• усиливает наблюдение за судами, маневрирующими в районе якорной стоянки и снимающимися с якоря;

• во время постановки на якорь действует по указаниям капитана;

• после отдачи якоря определяет место судна, наносит на карту зону возможного нахождения судна с учетом вытравленной якорной цепи и длины судна, выбирает береговые ориентиры для контроля за положением судна, измеряет глубину под килем, сравнивая ее с расчетной;

• сообщает вахтенному механику указанную капитаном готовность СЭУ и другие указания по организации вахты.

При стоянке судна на якоре

• Обеспечивает постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, другими судами (стоящими на якоре и маневрирующими), состоянием погоды;

• предупреждает капитана об ухудшении видимости;

• постоянно производит определение места судна (желательно различными способами), измерение контрольных параметров береговых ориентиров, анализирует положение судна, следит за отсутствием дрейфа судна;

• контролирует состояние якорного устройства, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая воздействие приливо-отливных явлений, глубину под килем;

• предупреждает капитана и принимает необходимые меры в случае появления дрейфа судна (якорь не держит, «ползет»);

• производит периодические обходы судна;

• проверяет наличие сигнальных фигур и работу якорных огней и палубного освещения соответствующим образом;

• обеспечивает предотвращение загрязнения окружающей среды судном и экипажем;

• в случае спуска на воду судовых плавсредств обеспечивает постоянное наблюдение и связь с ними, при проведении грузовых операций на якоре следит за выполнением судовых процедур, установленных в СУБ компании;

• прослушивает эфир на установленных каналах при помощи УКВ радиостанции.

Наши рекомендации