Действия вахтенного помощника капитана при заступлении на вахту и в процессе ее несения при стоянке в порту.
вместе со сдающим вахту помощником капитана обходит внутренние помещения судна и главную палубу, проверяет надежность крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и защитных щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций, принимает указания и распоряжения по вахте;
обеспечивает наличие необходимых данных на информационной
доске вахтенного у трапа;
следит за осадкой, надлежащим креплением и состоянием швартовных тросов, кранцев, соблюдением местных правил;
следит за состоянием трапа или сходни, соответствием их состояния и оборудования требованиям правил техники безопасности;
присутствует при смене вахтенных у трапа, инструктирует матросов, заступающих на вахту;
контролирует допуск посторонних лиц на судно;
при грузовых операциях старается не допускать крена судна, контролирует погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовых грузовых средств, обеспечивает своевременное открытие/закрытие люков трюмов;
контролирует состояние пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях,
производит периодический обход и осмотр судна и судовых помещений, контролирует уровень воды в льялах трюмов;
следит и обеспечивает соблюдение правил пожаробезопасности при производстве ремонтных работ;
обеспечивает своевременную подготовку судна к перешвартовкам или перетяжкам;
объявляет судовую тревогу, в отсутствие капитана и старшего помощника капитана возглавляет борьбу за живучесть судна при возникновении опасности на судне, на берегу или на рядом стоящих судах:
контролирует и обеспечивает выполнение судовых работ, связанных с подготовкой судна к выходу в рейс.
При стоянке судна у причала в защищенном от ветра и волнения порту после получения штормового предупреждения вахтеннаяслужба
повышает готовность СЭУ и судна в целом к выходу в море;
проверяет и обтягивает швартовы, при необходимости заводит дополнительные тросы; устанавливает дополнительные кранцы;
проверяет и готовит к действию якорное устройство;
проверяет и готовит к действию осушительную и водоотливную системы;
включает УКВ радиостанцию на дежурный прием и устанавливает постоянную радиовахту;
устанавливает ежечасное наблюдение за метеофакторами;
на танкерах с опасным грузом проверяет работу противопожарных и искрогасительных систем.
С усилением ветра до крепкого грузовые операции обычно прекращаются, судно приводится в готовность к выходу в море.
При стоянке судна у причала в недостаточно защищенном от ветра и волнения порту вахтенная служба принимает меры к сбору на судно всех членов экипажа, проводит грузовые операции с расчетом обеспечения быстрой подготовки судна к выходу в море. Задержка с выходом в море из порта может создать аварийную ситуацию.
Действия судоводителей при подготовке судна к выходу в море.
заблаговременно предупреждают вахтенного механика и руководителей судовых служб о назначенном времени отхода;
проверяют, оповещен ли экипаж об отходе;
включают гирокомпас и согласовывают репитеры;
выполняют мероприятия по досмотру судна, связанные с прекращением грузовых операций, закрытием трюмов и т.д.;
проверяют чистоту крыльев мостика, рулевой и штурманской рубок, стекол рулевой рубки;
проверяют готовность к работе всех ЭРНП, сверяют часы в рулевой, штурманской рубках и в машинном отделении, готовят необходимые карты и пособия;
выполняют действия по подготовке к вводу СЭУ в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации;
проверяют рулевое, якорное, швартовное устройства, машинный телеграф, внутрисудовую командную связь, УКВ радиостанцию;
проверяют работу от бортового и аварийного питания навигационных и сигнальных огней, звуковых сигнальных средств (со всех постов, в том числе и управление с механическим приводом), подготавливают флаги, позывные судна, сигнальный прожектор;
проверяют отсутствие помех под кормой в районе винта и руля, убеждаются в отсутствии выступающих за корпус конструкций судна;
за 10—15 мин до отхода делают контрольную распечатку на ленте реверсографа и сверяют ее время с судовыми часами, ставят временную отметку на курсограмме или согласовывают ее с судовым временем, включают РЛС на подготовку;
выполняют мероприятия, связанные с приемом лоцмана;
убеждаются в исправности и присоединении к фалам огней и фигур сигналов "НЕ МОГУ УПРАВЛЯТЬСЯ"
проворачивают СЭУ в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации;
проверяют перекладку руля с помощью основных и резервных средств управления;
проверяют работу переключателя режима работы авторулевого;
проверяют работу очистителей и подогревателей стекол рулевой
проверяют работу палубного освещения; проверяют аварийные питание и сигнализацию; проверяют готовность палубной команды к швартовке; проверяют готовность якорей к отдаче, снимают осадку.