Считать, что вы что-то делаете, — это связанность

Вопрос: Мы некоторое время жили в Ашраме Сатья Саи Бабы. Также мы провели два месяца в Шри Раманашраме в Тируваннамалае. Сейчас мы возвращаемся в Соединённые Штаты.

Махарадж: Способствовала ли Индия каким-либо переменам в вас?

В: Мы чувствуем, что сбросили свою ношу. Шри Сатья Саи Баба сказал нам предоставить всё ему и просто проживать день за днём как можно праведнее. Он всё время говорил нам: «Ведите себя хорошо, а всё остальное предоставьте мне».

М: Что вы делали в Шри Раманашраме?

В: Мы повторяли мантру, которую дал нам Гуру. Также мы немного медитировали. Мы там почти не размышляли и не учились, мы просто пытались хранить внутреннюю тишину. Мы придерживаемся пути бхакти и не очень сильны в философии. Нам не надо много размышлять, а просто доверять нашему Гуру и жить своей жизнью.

М: Большинство бхакти доверяют своему Гуру, только пока с ними всё в порядке. Когда возникают трудности, они чувствуют, что их предали, и отправляются на поиски другого Гуру.

В: Да, нас предупредили об этой опасности. Мы стараемся принимать трудности вместе с радостями. Чувство «всё есть Милость» должно быть сильным. Один садху отправился пешком на восток, но оттуда начал дуть сильный ветер. Садху просто повернулся и пошёл на запад. Мы надеемся жить так же — приспосабливаться к обстоятельствам, которые посылает нам наш Гуру.

М: Есть только жизнь. Нет того, кто живёт эту жизнь.

В: Мы это понимаем, однако постоянно делаем попытки проживать наши жизни, вместо того чтобы просто жить. Кажется, в нас очень сильна привычка строить планы на будущее.

М: Строите вы планы или нет, жизнь продолжается. Но в самой жизни в уме возникает маленькое завихрение, которое потакает своим фантазиям и воображает, что подчиняет и контролирует жизнь.

Жизнь сама по себе лишена желаний. Но ложное «я» хочет продолжения удовольствий. Поэтому оно всегда вовлечено в обеспечение собственного продолжения. Жизнь лишена страха и свободна. Пока вы думаете, что влияете на события, освобождение не придёт к вам. Считать, что вы что-то делаете, что вы причина, — это связанность.

В: Как нам преодолеть двойственность того, кто делает, и того, что делается?

М: Рассматривайте жизнь как что-то вечное, неделимое, всегда присутствующее, всегда активное, пока не осознаете своё единство с ней. Это не так уж сложно, потому что вы просто будете возвращаться к своему естественному состоянию.

Как только вы осознаете, что всё проистекает изнутри, что мир, в котором вы живёте, был спроецирован не на вас, а вами, ваши страхи окончатся. Без этого понимания вы отождествляете себя с внешними вещами, такими как тело, ум, общество, нация, человечество, даже Бог или Абсолют. Но всё это лишь бегство от страха. Только когда вы полностью принимаете на себя ответственность за маленький мир, в котором живёте, и наблюдаете процесс его создания, сохранения и разрушения, только тогда вы можете освободиться от своей воображаемой связанности.

В: Почему я представляю себя таким несчастным?

М: Исключительно по привычке. Измените своё отношение и свой способ мышления, приглядитесь к ним, изучите их внимательно. Вы связаны из-за невнимательности. Внимание освобождает. Вы слишком много вещей принимаете как само собой разумеющееся. Начните задавать вопросы. Самые очевидные вещи — самые сомнительные. Задавайте себе такие вопросы: «Был ли я действительно рождён?», «Действительно ли я такой-то и такой-то?», «Откуда я знаю, что существую?», «Кто мои родители?», «Они создали меня, или я создал их?», «Должен ли я верить всему, что мне говорят обо мне?», «Кто я, в конце концов?» Вы затратили столько энергии на сооружение тюрьмы вокруг себя. Теперь потратьте столько же на её разрушение. На самом деле разрушать проще, потому что ложное растворяется, когда оказывается обнаруженным. Всё держится на концепции «я есть». Исследуйте её очень тщательно. Она лежит в корне любой беды. Это что-то вроде кожи, которая отделяет вас от реальности. Реальное и внутри и снаружи кожи, но сама кожа нереальна. Эта концепция «я есть» родилась не с вами. Вы вполне могли бы жить и без неё. Она пришла позже вместе с вашим самоотождествлением с телом. Она создала иллюзию отделённости, которой на самом деле нет. Она сделала вас чужаком в вашем собственном мире, а мир сделала чужим и враждебным. Без чувства «я есть» жизнь продолжается. Бывают моменты, когда вы пребываете в покое и счастье, без чувства «я есть». С возвращением «я есть» возникают проблемы.

В: Как освободиться от чувства «я»?

М: Вы должны поработать с чувством «я», если хотите освободиться от него. Наблюдайте его в покое и в действии, как оно начинается и когда заканчивается, чего хочет и как добивается этого, до тех пор пока не увидите ясно и не поймёте полностью. В конце концов, все виды йоги, независимо от происхождения и особенностей, преследуют лишь одну цель: спасти вас от бедствия отдельного существования бессмысленной точки в необъятной и прекрасной картине.

Вы страдаете, потому что отдалились от реальности и теперь пытаетесь убежать от этого отчуждения. Вы не можете убежать от собственного наваждения. Вы можете только перестать поддерживать его.

Именно по причине того, что «я есть» ложно, оно желает продолжаться. Реальность не нуждается в продолжении. Поскольку она знает, что неразрушима, она равнодушна к разрушению форм и выражений. Чтобы усилить и упрочить «я есть», мы делаем разные вещи — всё тщетно, поскольку «я есть» перестраивается от мгновения к мгновению. Это непрестанная работа, и единственное радикальное решение — заставить исчезнуть отделённое чувство «я такая-то и такая-то личность» раз и навсегда. Бытие останется, но не «я»-бытие.

В: У меня есть определённые духовные амбиции. Разве я не должен работать ради их исполнения?

М: Никакие амбиции не являются духовными. Все амбиции работают на «я есть». Если вы хотите добиться реального прогресса, вы должны избавиться от идеи личного достижения. Амбиции так называемых йогов чудовищны. Страсть мужчины к женщине — это сама невинность по сравнению с вожделением вечного личного блаженства. Ум — это ловушка. Чем более добродетельным он кажется, тем хуже его предательство.

В: К вам часто приходят люди со своими мирскими проблемами и просят помощи. Откуда вы знаете, что им сказать?

М: Я просто говорю им то, что приходит мне на ум в данный момент. У меня нет никакой стандартной процедуры общения с людьми.

В: Вы уверены в себе. Но когда люди приходят ко мне за советом, как я могу быть уверен, что мой совет правильный?

М: Наблюдайте, в каком вы состоянии, с какого уровня вы говорите. Если вы говорите из ума, вы можете ошибаться. Если вы говорите из полного проникновения в ситуацию, когда ваши ментальные привычки приостановлены, ваш совет может быть настоящим откликом. Главное — полностью осознавать, что ни вы, ни человек напротив не являетесь просто телами. Если ваше осознание ясно и полно, ошибка маловероятна.

Наши рекомендации