Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи
Цель и задачи экспериментального исследования
Цельюнашего экспериментального исследования является изучение пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Задачами экспериментального исследования являются:
1.
2.
Организация исследования
Эксперимент проводился на базе «Ковчег» по адресу: город Москва, Авиамоторная улица, дом 45 (Школа № 1321 Ковчег Дошкольное отделение № 3).
Эксперимент проводился 14 и 15 марта 2017 года.
В экспериментальном исследовании приняли участие:
№ | Ф.И. | Дата рождения |
Всеволод А. | 16.11.2010 | |
Александр В. | 04.11.2011 | |
Артём К. | 11.11.2011 |
Дарья К. | 24.02.2012 | |
Дамир Л. | 25.03.2011 | |
Мария Май. | 28.10.2011 | |
Мария Маш. | 31.01.2011 | |
Глеб С. | 01.04.2011 | |
Даниил У. | 18.11.2010 | |
Никита У. | 18.11.2010 |
Для экспериментального исследования была использована методика «Зеркальные буквы» (Семенович А.В).
Каждому ребёнку была дана инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».
Критерии оценки данной методики:
0 баллов – ребёнок показал букву, которая написана неправильно
1 балл – ребёнок показал букву, которая написана правильно
Максимальное количество баллов - 23
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Всеволод А. | Дамир Л. | Глеб С. |
Александр В. | Мария Май. | Даниил У. |
Артём К. | Мария Маш. | Никита У. |
Дарья К. |
Уровень развития пространственных представлений (%):
Низкий уровень развития – 2человека (20%)
Средний уровень развития – 6 человек (60%)
Высокий уровень развития – 2 человека (20%)
Заключение
Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.
У детей с нарушением речи затруднено формирование пространственной ориентировки, что в свою очередь оказывает влияние на формирование нарушений в письменной речи. Дети не всегда правильно пользуются предлогами.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)
2. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.
3. Ахутина Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с ЗПР // Школьный психолог. 2002.№18.
4. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,2004г.-128с
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2006. - 304 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981.
7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994
8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.
9. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994
10. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология.-М.: Просвещение, 1988
11. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.
12. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2011.
13. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.
15. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2007.
17. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.
18. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи
детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология, № 6, 1986.
19. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991
20. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 1994.
21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2005.
22. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. Т. 1. - С. 91-99.
23. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
24. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. - 72 с.
25. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1996.
26. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
27. Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2007
28. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001.
29. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.
30. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 2010.
31. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1983.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
33. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.
34. Люблинская А. А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - С. 114-153.
35. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. №3, Том 4.
36. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. -–М.:Пр.,1992г.-94с.
37. Моргачёва И. Пространственные представления. Издательство. Детство-Пресс., 2009.
38. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 -М.: Просвещение, Владос, 1995.
39. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.
41. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.
42. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 2000
43. Парамонова Л.А. Пространственные представления и восприятия . 4-е изд.; М., 2007.
44. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.
45. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.
46. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.
47. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,2002.
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2014.
50. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
51. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. –М., 2008.
52. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.
53. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 2012.
54. Сиротюк А. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 7.
55. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.
56. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 2008г.-110с.
57. Умственное воспитание дошкольников./Под.ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972г.-288с.
58. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: 2003.
59. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2011.
60. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -- М.: Знание, 2010. - 80 с.
61. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: автореферат, - М., 2005.
62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2007.
63. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . – 65 с.
64. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2015. -75 с.
65. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.
66. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20.
67. Эльконин Д.Б. Периодизация развития. – М., 2016
68. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 2009.