Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи

Цель и задачи экспериментального исследования

Цельюнашего экспериментального исследования является изучение пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.

Задачами экспериментального исследования являются:

1.

2.

Организация исследования

Эксперимент проводился на базе «Ковчег» по адресу: город Москва, Авиамоторная улица, дом 45 (Школа № 1321 Ковчег Дошкольное отделение № 3).

Эксперимент проводился 14 и 15 марта 2017 года.

В экспериментальном исследовании приняли участие:

Ф.И. Дата рождения
Всеволод А. 16.11.2010
Александр В. 04.11.2011
Артём К. 11.11.2011
Дарья К. 24.02.2012
Дамир Л. 25.03.2011
Мария Май. 28.10.2011
Мария Маш. 31.01.2011
Глеб С. 01.04.2011
Даниил У. 18.11.2010
Никита У. 18.11.2010

Для экспериментального исследования была использована методика «Зеркальные буквы» (Семенович А.В).

Каждому ребёнку была дана инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».

Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Критерии оценки данной методики:

0 баллов – ребёнок показал букву, которая написана неправильно

1 балл – ребёнок показал букву, которая написана правильно

Максимальное количество баллов - 23

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Всеволод А. Дамир Л. Глеб С.
Александр В. Мария Май. Даниил У.
Артём К. Мария Маш. Никита У.
Дарья К.    

Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Уровень развития пространственных представлений (%):

Низкий уровень развития – 2человека (20%)

Средний уровень развития – 6 человек (60%)

Высокий уровень развития – 2 человека (20%)

Глава 2. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Заключение

Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.

У детей с нарушением речи затруднено формирование пространственной ориентировки, что в свою очередь оказывает влияние на формирование нарушений в письменной речи. Дети не всегда правильно пользуются предлогами.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)

2. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.

3. Ахутина Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с ЗПР // Школьный психолог. 2002.№18.

4. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,2004г.-128с

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2006. - 304 с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981.

7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994

8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.

9. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994

10. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология.-М.: Просвещение, 1988

11. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.

12. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2011.

13. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.

15. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035

16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2007.

17. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.

18. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи

детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология, № 6, 1986.

19. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991

20. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 1994.

21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2005.

22. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. Т. 1. - С. 91-99.

23. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.

24. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. - 72 с.

25. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1996.

26. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

27. Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2007

28. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001.

29. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.

30. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 2010.

31. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1983.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

33. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.

34. Люблинская А. А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - С. 114-153.

35. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. №3, Том 4.

36. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. -–М.:Пр.,1992г.-94с.

37. Моргачёва И. Пространственные представления. Издательство. Детство-Пресс., 2009.

38. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 -М.: Просвещение, Владос, 1995.

39. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с

40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.

41. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

42. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 2000

43. Парамонова Л.А. Пространственные представления и восприятия . 4-е изд.; М., 2007.

44. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.

45. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.

46. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.

47. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,2002.

49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2014.

50. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.

51. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. –М., 2008.

52. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.

53. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 2012.

54. Сиротюк А. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 7.

55. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.

56. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 2008г.-110с.

57. Умственное воспитание дошкольников./Под.ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972г.-288с.

58. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: 2003.

59. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2011.

60. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -- М.: Знание, 2010. - 80 с.

61. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: автореферат, - М., 2005.

62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2007.

63. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . – 65 с.

64. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2015. -75 с.

65. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.

66. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20.

67. Эльконин Д.Б. Периодизация развития. – М., 2016

68. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 2009.

Наши рекомендации