Даже если ты – последний из грешников, взобравшись на корабль духовного знания, ты уверенно пересечёшь океан греха.

Бхаванувада

Произнося шлоку, что начинается словами апи чет, Шри Бхагаван описывает величие гьяны. Слово пfпебхйаx означает: "Даже если ты худший из грешников, таттва-гьяна избавит тебя от последствий всех грехов". Здесь может возникнуть вопрос: "Как ум может очиститься, если он полон греховных мыслей? И если ум нечист, разве гьяна проявится в нём? С другой стороны, человек, обретший гьяну, не может повести себя дурно или совершить какой-либо грех".

В ответ Шрипад Мадхусудана Сарасвати даёт такие разъяснения: "Слова апи чет указывают на возможность невозможного, на то, что происходит вопреки правилу. Хотя сказанное в стихе не может свершиться никаким иным путём, здесь, чтобы описать плоды (или величие) гьяны, даётся определённое обещание. Иными словами, здесь говорится о том, как невозможное становится возможным".

Текст 37

YaQaEDaa&iSa SaiMaÖae_iGan>aRSMaSaaTku-åTae_JauRNa )

jaNaaiGan" SavRk-MaaRi<a >aSMaSaaTku-åTae TaQaa )) 37 ))

йатхаидfvси самиддхо ’гнир / бхасмасfт куруте ’рджуна

джufнfгниx сарва-кармftи / бхасмасfт куруте татхf

арджуна – о Арджуна; йатха – как; самиддхаx – пылающий; агниx – огонь; куруте – обращает; эдхfvси – дрова; бхасмасfт – в пепел; татхf – так; джufна-агниx – огонь духовного знания; куруте – обращает; сарва-кармftи – все последствия корыстной деятельности; бхасмасfт – в пепел.

О Арджуна, как жаркое пламя превращает дрова в пепел, так огонь духовного знания испепеляет все последствия кармы.

Бхаванувада

Когда в чистом уме проявляется гьяна, она сжигает всю карму (её последствия) за исключением прарабдха-кармы. Это объясняется в данной шлоке, начинающейся словом йатха.

Пракашика-вритти

Гьяна уничтожает последствия всех видов кармы – нитьи, наймиттики, камьи, викармы, апрарабдхи и санчиты – за исключением лишь прарабдха-кармы. Это подтверждается в "Веданта-даршане" (Брахма-сутра, 1.4.13):

тад-адхигама уттара-пурваргхайор

аштеша-винашау тад-вйападешат

Даже гьяни вынужден пожинать плоды своей прарабдха-кармы. Однако тот, кто вручил себя на милость святого имени, как это объясняет Шрила Рупа Госвами, даже если он находится на уровне нама-абхасы (если он воспринимает лишь отблеск чистого имени), то избавляется не только от таких видов кармы, как санчита, апрарабдха или кута, но и от плодов прарабдха-кармы. Что тогда говорить о человеке, который повторяет шуддха-наму? Шрила Рупа Госвами написал в своей "Шри Намаштаке" (стих 4):

йад-брахма-сакшат-крити-ништхайапи

винашам айати вина на бхогаих

"О Нама Прабху! Явившись на языке Своего бхакты, Ты уничтожаешь плоды его прарабдха-кармы, от которых невозможно избавиться даже осознав брахму с помощью непрерывной медитации". Об этом много и настойчиво говорится в Ведах.

Текст 38

Na ih jaNaeNa Sad*Xa& Paiv}aiMah ivÛTae )

TaTSvYa& YaaeGaSa&iSaÖ" k-ale/NaaTMaiNa ivNdiTa )) 38 ))

на хи джufнена садhiаv / павитрам иха видйате

тат свайаv йога-саvсиддхаx / кfленfтмани виндати

иха – в этом мире; хи на видйате – конечно же, не существует; садhiам – иной такой; павитрам – очищающей вещи; джufнена – как духовное знание; йога-саvсиддхаx – тот, кто достиг совершенства на пути нишкама-карма-йоги; виндати – обнаруживает; тат – эту (гьяну); свайам – спонтанно проявившейся; fтмани – в своём сердце; кfлена – с течением времени.

Нет на свете ничего более очищающего, чем духовное знание. В сердце того, кто достиг полного успеха на пути нишкама-карма-йоги, эта гьяна со временем проявляется сама собой.

Бхаванувада

Здесь говорится, что очищающая сила тапасьи, йоги и других методов (духовной практики) не столь велика, как у гьяны. И далеко не каждому удаётся обрести эту трансцендентную гьяну. Она приходит не сразу и не с первыми шагами, а лишь после того, как человек через долгое время достигает полного успеха в нишкама-карма-йоге. Эта гьяна проявляется в самом "я" живого существа, в его атме. Духовное знание невозможно обрести, просто приняв санньясу.

Текст 39

é[Öavamç>aTae jaNa& TaTPar" Sa&YaTaeiNd]Ya" )

jaNa& l/Bßa Para& XaaiNTaMaicre<aaiDaGaC^iTa )) 39 ))

iраддхfвfл лабхате джufнаv / тат-параx саvйатендрийаx

джufнаv лабдхвf парfv ifнтим / ачиреtfдхигаччхати

iраддхfвfн – человек, обладающий верой; самйата-индрийаx – кто обуздал чувства; (и) тат-параx – посвятил себя этой (практике йоги); лабхате – достигает; джufнам – (уровня) духовного знания; лабдхвf – достигнув; (уровня) джufнам – духовного знания; адхигаччхати – достигает; парfм – наивысшего; ifнтим – умиротворения; ачиреtа – без промедления.

Обладающий верой человек, который обуздал чувства и посвятил себя практике нишкама-кармы, обретает духовное знание. Обретя его, он очень скоро достигает состояния высшего умиротворения, свободы от материального рабства.

Бхаванувада

"Как и когда человек обретает эту гьяну?" Шри Бхагаван в ответ говорит: "Эту гьяну человек обретает тогда, когда в нём пробуждается вера: когда его ум очищается с помощью практики нишкама-кармы и когда он обретает истинный разум, склонный следовать наставлениям шастр. Тат-параx означает, что человек, с твёрдой верой (ништхой) занимаясь нишкама-кармой, обретает власть над своими чувствами и приходит к высшему умиротворению. Иными словами, он избавляется от рабства материального бытия".

Пракашика-вритти

Слово ачиреtа в комментируемом стихе означает "сразу, без промедления". Например, когда в комнате зажигают свет, то темнота, так долго царившая в ней, тут же исчезает сама собой. Точно так же стоит таттва-гьяне проявиться в сердце, как всё невежество, царившее в нём, сразу рассеивается.

Текст 40

Ajêaé[ÕDaaNaê Sa&XaYaaTMaa ivNaXYaiTa )

NaaYa& l/aek-ae_iSTa Na Parae Na Sau%& Sa&XaYaaTMaNa" )) 40 ))

аджuаi чfiраддхадхfнаi ча / саviайfтмf винаiйати

нfйаv локо ’сти на паро / на сукхаv саviайfтманаx

(тот, кто) аджuаx – глуп; ча – и; аiраддхадхfнаx – лишён веры; ча – и; саviайа-fтмf – сомневающаяся душа; винаiйати – погибает; саviайа-fтманаx – для сомневающейся души; на асти – не существует; сукхам – счастья; айам локаx – (ни) в этом мире; на – ни; параx – в следующем.

Наши рекомендации