Сложные формы звукового анализа

Тема. Звуковой анализ односложных слов.

Цель. Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки:

1. Девочка уронила чашку и ахнула.

2. Мальчик ушиб колено — и охнул;

«услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!»

1. Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой 10+1 и составим слово из разрезной азбуки. (То же - со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова ).

НАОБОРОТ

Слово ОХ и слово АХ

заблудились в трёх соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трёх соснах!

И заохали, и заахали,

и зажмурились и заплакали:

- Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ!

Закричало слово Эй!

- Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы –

улыбнётесь вдруг вы!

Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение.

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!

И сказало Ах: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со сна!»

И по лесу далеко побежало:

«Хо-хо-хо!»

А потом издалека доносилось:

«Ха-ха-ха!»

И когда их голос стих,

тут окончился мой стих

Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.

2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.

ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить По местам!

3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

«8 : 0»

Если штангой сделать эМ,

Если штангой сделать эЛ,

И забить в ворота Е-будет МЕЛ.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул!

Будет - МУЛ.

И - МИЛ,

Ы - МЫЛ,

А - МАЛ,

Я - МЯЛ,

Ё - МЁЛ,

Восемь — ноль!

(И. Токмакова.)

4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым.

Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

5. Из данных ниже слов получить другие путем замены

а) начальной согласной буквы:

точка, балка, лук, лак,

ком, день, педаль, макет

б) конечной согласной буквы:

сыр, сон, кот,

сук, мак, стоп

Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.

6. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук К, а заканчивается звуком А.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

7. Написать в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась».

Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа.

Ход занятия

Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу.

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом и —

хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

буква-озорница,

очень странные дела

начали твориться...

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Закричал охотник:

— «Ой! Двери гонятся за мной!»

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зелёный лук

с длинными усами!..

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

на головах у нас — щенки.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

Посмотрите-ка, ребятки,

раки выросли на грядке!

Говорят, один рыбак

в речке выловил башмак.

Но зато ему потом

на крючок попался дом.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

На виду у детворы

крысу красят маляры.

Миша дров не напилил,

печку кепками топил.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Жучка будку не доела:

- не охота, надоело…

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

— На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок

(А.Шибаев.)

Задания по тексту:

§ чтение стихотворения по фрагментам;

§ восстановление текста;

§ показ «буквы-хозяйки» (из кассы букв);

§ запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например:

двери - ... ?

лук - ... ?

будка - ... ?

9. Дать ответ на «Загадку».

Они, как я заметила,

везде и всюду есть:

в руке их только четверо,

зато в кармане — шесть.

Я шесть их вижу в радуге

и, если сосчитать,

то сразу сами скажете,

что их в арбузе — пять!

(Н.Разговоров.)

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

10. Перед каждым учеником ряд цифр (1—9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука».

Уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик...

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Позиционный анализ звуков в слове

1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением.

2. Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, скорый, белка; четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Устно указывают предыдущий и последующий звуки.

3. Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда):

четвертую букву слова машина, объяснить написание;

пятую « « пружина;

пятую « « стучал и т.д. — с повторением правил:

кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ (ДВА СПОСОБА)

Первый способ обозначения мягкости согласных (посредством гласных 2-го ряда)

Тема. Сходство парных гласных.

Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков):

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?

2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

о

э — ? и т.д.

3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:

Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

4. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

Тема. Различие парных гласных.

Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда.

Сложные формы звукового анализа - student2.ru

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными я, с и др.

2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно — услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б - б', в - в', г — г', д и т.д.

Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

да-дя, ро-рё, ня-на, до-де,

со-сё, вё-во, ду-дю, фы-фи,

лю-лу, ды-ди ту-тю, би-бы.

3. Диктант слогов (записать только слоги, содержащие мягкий согласный):

а) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

4. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий).

Объяснить разницу в написании слов:

мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол — вёл.

5. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать — начинять,

потомки - потёмки,

поток — потёк,

слог — слёг.

6. Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным:

Я во двор вола вела.

За рога вола вела.

Я вела во двор, а вол

в огород меня завёл.

7. Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образе ц: ф' - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...

8. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами:

а - я

Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчеригр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Нади Д-ша ед-т кашу. Юрбыл р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду.

а - е

Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з.

у - ю

Отец послал Петна почт-. Л-ся л-битл-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школЛ-шу. Н-жно полить вишни-.

Дифференциация гласных Ы - И

1. Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда):

мы — ми ни — ны ди — ды бы — би
ли — лы ры — ри вы — ви ти — ты

2. При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или и): пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

3. Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ

- Что глядишь, корова, строго и сурово?

- Мишка-лодырь через а написал «карова».

Напишите вы «Мишка» через ы.

Проучите Мишку - превратите в мышку.

Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

(С. Погореловский.)

4. Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы: нИть, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

5. Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и:

сл-в- к-т- н-тк- л-п-
р-б- в-шн- м-ш- п-л-
в-лк- пл-т- л-ж- хр-п-
пт-ц- с-льн-й с-т-й г-р-
х-л-й м-л-й ж-р- ш-н-

6. Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например:

рама - рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.

7. Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ ...

8. Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост.

У (сосна и елка) зеленые иголки.

У (береза и ольха) сережки.

У (коза и овца) густая шерсть.

У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

9. Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и:

а) Эти в-шн-, эти сл-всаммсажал-. Эти куст-кмал-нсампол-вал-.

б) У М-шж-лбел-е м-ш-. УЛюсс-н-е бус-. На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.

Текст для графического диктанта:

Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.

Наши рекомендации