ПМС — предменструальный синдром

ПМС — это неприятное состояние, которым страдает много женщин. Согласно аюрведе, оно вызывается скоплениями амы, которая блокирует шроты. В дни, предшествующие менструации, а также во время менструации, просыпаясь, пейте теплую воду. На протяжении дня потягивайте чай, приготовленный из свежего имбирного корня, семян фенхеля, порошков лакричника и кумина Следует избегать соли, сахара и ферментированной пищи. Вечером, перед ужином, нужно хорошо разжевать по чайной ложке кунжутного семени и изюма, изготовленного без применения химических веществ Это улучшит опорожнение кишечника Утром, для улучшения циркуляции крови, нужно выполнить абхъянгу,

описанную ниже, в разделе по корректировке дисбаланса ваты, а также пранаяму — для усиления потока праны. Настойчиво рекомендуется ежедневная медитация. Она способствует успокоению ума, который при дисбалансе питты часто пребывает в возбужденном состоянии.

СПОСОБЫ КОРРЕКТИРОВКИ

ДИСБАЛАНСА ВАТЫ

В случае появления симптомов, связанных с избытком ваты, аюрведа рекомендует придерживаться диеты и образа жизни, успокаивающих вату. В холодную и ветреную погоду старайтесь оставаться дома. Избегайте стресса, перенапряжения и частых путешествий, сухой, твердой, грубой и холодной пищи.

Общее расстройство ваты

Одной из лучших процедур для успокоения ваты является абхъянгу — ежедневный масляный самомассаж. Это лечение наиболее успешно, если проводить его рано утром или рано вечером, в то время, когда в окружающей среде преобладает вайю, а в теле — вата. Для этого нужно использовать особым образом приготовленное кунжутное масло. Готовится оно следующим образом нагревается до 180 °С и затем охлаждается до температуры тела. Приготовленное таким образом масло легче усваивается организмом. За один раз можно приготовить 0,5 л масла и использовать его на протяжении нескольких дней. Будьте осторожны при нагревании масла. Оно легко воспламеняется. Не оставляйте масло во время приготовления без присмотра. Чтобы определить, достигло ли масло нужной температуры, уроните на него каплю воды Если капля будет кататься по поверхности, шипеть и разбрызгиваться, масло готово.

Каждый день подогревайте небольшое количество масла в бутылке, помещая ее в раковину с горячей водой, до температуры 40 — 45°С. Втирайте масло в кожу, используя прямые, непрерывные поглаживания на протяженных поверхностях тела (руках, ногах, боковых поверхностях и спине) и круговые — на поверхностях суставов. Начните с головы и верхней части туловища, постепенно спускаясь к ногам.

Во время абхъянги необходимо особо тщательно умаслить лицо, макушечную область, уши и подошвы. После того как вы закончите втирание масла, нужно принять теплую ванну или душ для открытия шрот. Если некоторое количество масла сохранится на коже — это полезно для ее питания и защиты. Поэтому не используйте мыла. Избыток масла вытрите полотенцем.

Сухость носовых ходов

При сухости носовых ходов и пазух носа помогает прати маршья насья. Несколько раз в день нужно смазывать внутреннюю поверхность крыльев носа небольшим количеством теплого ги или кунжутного масла. Мягко массируйте каждую ноздрю. Это поможет защититься от влияния сухой, ветреной и холодной погоды, а также от переносимых по воздуху аллергенов и загрязнителей.

Нерегулярный стул

При нерегулярном стуле или в случае неполного опорожнения кишечника, а также в случае тревог, связанных с поездками, в аюрведе рекомендуется матра басти. Для ее приготовления замочите чайную ложку дашамулы в 400 мл чистой воды и оставьте на ночь (10 — 12 часов). Утром прокипятите полученный настой в течение 10-15 мин, пока не останется 3/4 первоначального объема (300 мл). Процедите. Добавьте 30 мл (2 чайные ложки) кунжутного масла, половину чайной ложки меда и щепоть (приблизительно 1/16 чайной ложки) черной соли (саиндхава или кала намак). Полученную смесь нужно перемешивать или встряхивать до тех пор, пока она не станет однородной.

Басти вводят с помощью кружки Эсмарха или большого пластикового шприца с резиновым катетером (продается в магазине медицинских инструментов). Жидкость должна быть теплой, но не горячей. Лучшее время для басти — вторая половина дня (период преобладания ваты). Басти вводят в прямую кишку медленно и удерживают как минимум в течение 45 минут. Матра басти успокаивает и уменьшает вату, а также улучшает деятельность толстого кишечника.

Ключевым фактором в управлении ватой является диета и образ жизни. Значительно успокоить вату помогут следующие ежедневные правила и практики.

Избегайте возбуждающих ситуаций насколько это возможно.

Рано утром или ближе к вечеру делайте массаж абхъянга с кунжутным маслом и принимайте горячую ванну.

Несколько раз в день смазывайте внутреннюю поверхность ноздрей ги или кунжутным маслом.

Выполняйте асаны (позы хатха-йоги) — особенно позы кобры и саранчи, а также коленногрудные позы.

В течение нескольких минут занимайтесь пранаямой (лучше перед медитацией).

Практикуйте расслабляющую медитацию, которая успокаивает и замедляет ум и чувства.

Не перенапрягайтесь.

Пейте чай, успокаивающий вату, и придерживайтесь соответствующей диеты, избегая сухой, твердой, пористой и несвежей пищи. Ешьте сладкую, теплую, слегка маслянистую или жирную пищу. Стремитесь к расслабленному и размеренному ритму жизни.

Заключение

В двадцатом веке качество основных ингредиентов жизни — воздуха, воды и пищи — сильно изменилось. В результате само выживание вида оказалось под угрозой. Мы — неотъемлемая часть природы, в центре которой находятся пять основных элементов: пространство, воздух, огонь, вода и земля. Если мы научимся жить в соответствии с законами и циклами природы, она даст нам здоровье и благополучие. Посредством своей связи с природой и силы лучистого здоровья мы приносим другим радость, обществу же — равновесие и прогресс. Аюрведа всегда стремится напомнить людям, что это является одновременно их правом по рождению и ответственностью.

Если мы хотим выжить в двадцать первом веке, мы должны обратиться лицом к тому ущербу, который мы нанесли Матери Природе, загрязняя окружающую среду — воздух, воду, землю и продукты питания. Это — единственный шанс. Но вот вопрос: захотим ли мы? Захотим ли мы обеспечить выживание вида «человек разумный»?

Здоровье находится от нас на расстоянии вытянутой руки. Аюрведа желает каждому насладиться счастьем, удовлетворением и творческой производительностью, которые приходят к человеку вместе с отличным здоровьем. Я надеюсь, что эта книга помогла вам увидеть путь к здоровью, долголетию и просветлению.

Шубхам бхавату! Благословит Вас Господь!

Словарь

Абхъянга— масляный массаж для улучшения циркуляции крови, уменьшения сухости и успокоения возбужденной ваты.

Абхъянтар снехана— внутреннее промасливание. Является частью пурвакармы (подготовительных процедур панчакармы и специально разработана для разжижения амы и открепления ее от дхату).

Агни— элемент и универсальный организующий принцип преобразования, света и тепла.

Агни дхату — метаболическая функция, связанная с какой-либо из семи дхату.

Агни сведана— процедура, используемая для вызывания пота и расширения каналов путем нагревания тела.

Ахара— аюрведическое понимание правильного питания — один из трех столпов аюрведы.

Акаш— элемент и универсальный организующий принцип пространства.

Алочака питта— метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с органом зрения.

Ама— токсический остаток непереваренной пищи, являющийся в организме источником дисбаланса.

Ануламан— аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, связанный с правильным выделением (эвакуацией).

Анувасан басти— масляная басти, длительно удерживаемая в толстом кишечнике.

Апана вайю— субдоша ваты, управляющая удалением отходов.

Асаны— позы хатха-йоги, разработанные для улучшения жизнедеятельности организма.

Асатмья индриярдха самъог— неправильное использование чувств.

Астхи— костная дхату (ткань).

Атма— универсальный природный Разум. Известен также как парам атма.

Аушадхи— аюрведическое управление болезнью, один из трех столпов аюрведы.

Авапидана насья— введение в носовые ходы резано-тертой травяной смеси.

Аюрведа— наука о жизни, самая древняя система заботы о здоровье, известная человеку.

Бахья снеханам— внешнее промасливание. Является частью пурвакармы (подготовительных процедур

панчакармы и специально разработана для разжижения амы и открепления ее от дхату).

Башпа сведана— паровая баня. Часть подготовительных процедур панчакармы, специально разработанная для расширения шрот и удаления амы.

Басти— терапевтическая чистка и омоложение толстого кишечника. Одна из пяти основных процедур панчакармы.

Бхеда— шестая стадия проявления болезни. Характерной особенностью этой стадии является развитие осложнений.

Бражак питта— метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с кожей.

Бхуты— пять универсальных элементов.

Брухан насья— введение лекарственного масла в ноздри для питания чувств и мозга.

Вагабхата— один из «отцов аюрведы» после Чараки и Сушруты.

Вайдья— аюрведический врач.

Вайшамья— пропорциональное влияние дош, которое позволяет воспринимать преобладание одной доши на другими.

Ваджикарана— питательная басти, придающая силу и энергию. Используется также для увеличения оплодотворяющей способности.

Вамана— терапевтическая рвота. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы.

Васа— маслянистое вещество на основе животного жира, используемое при внутреннем промасливании.

Вата— доша (функциональный разум), управляющая движением, транспортом, уменьшением жидкости (иссушением) и разделением.

Вата шамак, масло— лекарственное масло, используемое для успокоения ваты в бахья снехане, одной из основных процедур пурвакармы.

Вайю— элемент и универсальный организующий принцип движения. Известен как элемент воздуха (ветра).

Веда— знание жизни во всей полноте и целостности.

Вихара— аюрведическое знание правильного образа жизни. Один из трех столпов аюрведы.

Викрити— дисбаланс дош в конституции в текущий момент.

Вилепи— густой суп из мягкого риса. Употребляют на второй день панчакармы.

Випак— стадия пищеварения, следующая за всасыванием.

Виречана— терапевтическое послабление. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы.

Вранагата басти— процедура лечения абсцессов и ран с помощью омывания (ирригации) лекарственными жидкостями.

Вьякта— пятая стадия проявления болезни. На этой стадии происходит явное проявление симптомов.

Вьяна вайю— субдоша ваты, которая управляет сердечно-сосудистой системой.

Вьяама— три упражнения вихары, которые не уменьшают энергию, а насыщают ею. Сюда относятся приветствие солнцу, позы хатха-йоги и пранаяма.

Гандуш— полоскание горла теплым солевым раствором.

Гати— подвижность, движение.

Ги — очищенное топленое сливочное масло.

Гуны— три стадии активности в природе.

Дал— суп из лущеной чечевицы.

Дипан— аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, обеспечение сильного пищеварительного огня.

Дхарма— цель жизни.

Дхату— семь «удерживаемых» субстанций, или структур, тела. Ткани тела.

Дхи— интеллект. Аспект саттвы, который наделяет способностью к воображению и рождению идей.

Дхрути— положительный аспект раджаса, который наделяет способностью к воплощению творческой мысли.

Диначарья— указания по ежедневному поведению и образу жизни, соблюдение которых необходимо для поддержания идеального здоровья.

Доша— функциональный разум, пребывающий в организме и ответственный за все физиологические процессы.

Доша гати— перемещение дош из пустоты желудочно-кишечного тракта к более плотным структурам дхату и обратно, которое они совершают два раза в сутки. Также означает перемещение дош от места их пребывания в желудочно-кишечном тракте к ближайшему отверстию.

Драва сведана— вызывание пота посредством горячей ванны.

Двандаж— состояние, при котором в пракрити (конституции) человека имеют одинаковое влияние две доши.

Джаггери— пальмовый или тростниковый сахар-сырец.

Индрии— пять внешних чувств. Один из четырех компонентов аю.

Йог басти— восьмидневный курс басти, специально разработанный для успокоения ваты и питания толстого кишечника.

Живатма— индивидуальная душа. Один из четырех компонентов аю.

Кал басти— басти, которая проводится в конкретное время для достижения максимального эффекта.

Капха— доша (функциональный разум), управляющий слиянием, разжижением и ростом.

Капикачу— трава, которая применяется для улучшения функции шукра дхату.

Карма— действие или процедура, используемые в терапии панчакарма.

Карма басти— месячный курс басти для лечения расстройств ваты.

Катти басти— внешнее, локализованное воздействие лекарственного масла на область спины.

Кайя кальпа— древняя процедура омоложения.

Кичари— блюдо из смеси риса басмати и лущеного маша, применяется для очищения и уравновешивания дош во время панчакармы.

Кшир басти— отвар лекарственных трав на молоке, который вводится через прямую кишку и питает все дхату.

Лекхана басти— глубоко проникающая очистительная басти, которую используют для успокоения капха-доши, очищения и уменьшения меда дхату.

Махабхуты— универсальные организующие принципы, структурирующие все физические явления в природе и управляющие ими.

Масло маханараяна— лекарственное масло, которое применяется в бахьяснехана(внешнем промасливании) для успокоения капха-доши.

Маджа— дхату костного мозга. Термин, относящийся также к жиру, вытопленному из костного мозга, который иногда используется при внутреннем промасливании.

Малы— естественные побочные продукты метаболизма, которые в норме изгоняются из тела.

Мамса— мышечная дхату.

Манас— разум. Один из четырех компонентов аю.

Манда— рисовый отвар. Первая еда после панчакармы.

Марма— акупрессурные точки, в которых концентрируется жизненная сила, питающая ту или иную область.

Марша насья— многократное введение лекарственного масла в ноздри, используемое для очищения, смазывания и укрепления слизистой оболочки носа.

Матра басти— малая масляная басти, которую можно поставить без посторонней помощи в любое время суток. Наиболее часто используется для снятия возбуждения ваты, возникающего в результате переезда, физических нагрузок или стресса.

Меда— жировая дхату.

Нади— очень тонкие шроты (каналы) тела.

Нади сведана— локальное проникающее воздействие паром на область суставов и позвоночника, которое применяется в пурвакарме.

Насья— терапевтическая чистка области головы и шеи. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы.

Нетра басти — внешнее локальное применение лекарственного масла на область глаз для снятия напряжения и улучшения зрения.

Нетра тарпана— то же, что и нетра басти.

Нируха басти— большая басти с травяным отваром, которая вводится в толстый кишечник для удаления отходов из организма.

Оджакшайя— уменьшение выработки и количества оджаса.

Оджас— самый чистый и тонкий продукт метаболизма дхату, который контролирует иммунитет.

Пачака питта— метаболическая функция тонкого кишечника (субдоша питты).

Пачан— аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, поддержание правильного пищеварения и метаболизма.

Паквашайя гата басти— басти, которая вводится через анус. Основной тип басти, используемый в панчакарме.

Панчакарма— совокупно: пять очистительных процедур, а также некоторые дополнительные методы очищения и омоложения организма.

Панчамахабхута— теория пяти элементов.

Панчендрия вардхан, масло— масло, которое используется в насье для питания органов чувств.

Парам атма— универсальный природный Разум.

Паринам— негативное влияние времен года на тело. Третья основная причина болезней после праджня апа-радха и асатмья индриярдха самъог

Паръюшит (парушит)— пища, которая утратила жизненную силу (прану). Безжизненная пища.

Пасчаткарма— процедуры, которые проводятся после терапии панчакармы.

Пейя— рисовый суп. Вторая еда после основных процедур панчакармы.

Пинда сведана— массажная процедура, выполняемая завернутым в ткань рисом, смоченным в горячем молочном отваре трав. Проводится для улучшения тонуса мышц и циркуляции крови.

Пишинчхали— интенсивный массаж с травами, который выполняется при помощи завернутого в ткань риса и большого количества масла. Предназначен для улучшения подвижности мышц и связок.

Питта— доша (функциональный разум), управляющая всеми метаболическими процессами в организме.

Праджня апарадха— ошибка интеллекта. В аюрведе она считается главной причиной болезни.

Пракопа— вторая стадия проявления болезни. Для этой стадии характерно возбуждение амы в месте ее происхождения (желудочно-кишечном тракте).

Пракрити— индивидуальная конституция. Врожденное соотношение дош в конституции, оптимально для жизнедеятельности данного человека.

Прана— жизненная сила.

Прана вайю— субдоша ваты, управляющая деятельностью органов чувств и поглощением праны, воды и пищи.

Пранаяма «Чередуя ноздри»— попеременное дыхание через разные ноздри, которое увеличивает поглощение праны. Одно из основных упражнений вьяамы.

Прапак— три быстрых стадии метаболизма (пищеварения), которые происходят в желудочно-кишечном тракте.

Прасара— третья стадия проявления болезни. На этой стадии начинается миграция амы с мест ее происхождения в желудочно-кишечном тракте по всему организму.

Прати марша насья— многократное смазывание ноздрей лекарственным маслом, которое выполняется кончиком мизинца и защищает дыхательные пути от пересыхания и аллергенов.

Притви— элемент и универсальный организующий принцип формы и структуры. Обычно его называют элементом земли.

Пурвакарма— набор процедур, который используется для подготовки пациента к главным очистительным процедурам панчакармы.

Раджас— активная фаза ума. Наделяет ум качествами мотивации и инициативы. Это также одна из трех гун — фаз активности творения.

Раджастичный— обладающий качествами раджаса.

Ракта— дхату (ткань) крови.

Рактамокшана— терапевтическое кровопускание, одна из пяти основных очистительных процедур панчакармы.

Ранжака питта— метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с печенью.

Раса— дхату (ткань) плазмы, или питательной жидкости. Термин также относится к трем категориям вкуса.

Расаяна— одна из ветвей аюрведической науки, которая занимается омоложением.

Расаяна басти— вариант басти, который оказывает омолаживающее влияние на все дхату.

Руттучарья— диета и образ жизни, предписываемые вихарой, которые учитывают влияние на организм времен года.

Садхака питта— метаболическая функция, которая контролирует нейропептиды мозга, а также мыслительные процессы.

Саиндхава— черная соль.

Самана вайю— субдоша ваты, которая управляет метаболизмом и распределением питательных веществ в организме.

Самсараяна крама— «Градуированная», или прогрессивная, диета. Одно из правил, выполняемых после завершения панчакармы и имеющее целью постепенное усиление пищеварительного огня.

Санчайя— первая стадия проявления болезни. На этой стадии идет накопление амы в желудочно-кишечном тракте.

Саттва— творческая фаза ума. Качество ума, которое наделяет любопытством, вдохновением и побуждает к творчеству. Одна из трех гун.

Саттвичный— обладающий качествами саттвы.

Смрити— память. Более конкретно — положительный аспект тамаса, который наделяет нас способностью помнить полезные для жизни вещи.

Стхана самшрайя— четвертая стадия проявления болезни. Для этой стадии характерно резкое усиление болезненного процесса.

Сурья намаскар— комплекс упражнений хатха-йоги, называемый «Приветствие солнцу».

Сушрута— один из основоположников аюрведы. В своих работах Сушрута уделял основное внимание хирургическим процедурам и очищению крови. Автор аюрведического трактата «Сушрута Самхита».

Сведана— одна из двух основных пурвакарм. Имеет целью расширение шрот (каналов), чтобы доши могли свободно переносить аму в желудочно-кишечный тракт для удаления.

Тайла— растительное масло.

Тамас— завершающая фаза активности ума. Делает ум тупым и инертным. Вызывает потерю знания. Одна из трех гун.

Тамастичный— обладающий качествами тамаса.

Тапа сведана— применение к телу сухого тепла для уменьшения воспаления и увеличения подвижности суставов.

Тикта грита— лекарственное ги с преимущественно горьким вкусом, используемое в абхъянтар снехане (внутреннем промасливании)для удаления амы из дхату.

Тил тайла— кунжутное масло.

Трипхала— послабляющий состав из трех трав.

Удана вайю— субдоша вайю, которая управляет силой, речью и удалением углекислого газа.

Удвартана— разновидность терапевтического массажа, при котором вместо масла используют порошок. Этот массаж практикуют для уменьшения меда дхату и удаления избытка капхи.

Упанаха сведана— терапевтическое применение теплых лекарственных припарок при артрите.

Уро басти— басти, используемая при сердечно-сосудистой недостаточности («застое крови»). Лекарственное масло наливают в контур из теста, закрепленный на груди, в области сердца.

Утклешана басти— терапевтическое введение лекарственных отваров через анус для усиления секреции толстого кишечника, изгнания амы и отходов.

Чандан бала, масло— лекарственное масло, которое применяется в бахья снехана для успокоения питта-доши.

Чарака— автор первого письменного трактата об аюрведе. Один из основоположников аюрведы.

«Чарака Самхита»— первый письменный трактат об аюрведе.

Шамана басти— терапевтическое введение лекарственного масла или отвара через анус с целью уменьшения раздражения толстого кишечника.

Шамана чикитса— один из двух типов воздействия на болезнь. Симптоматическая терапия.

Шамана насья— терапевтическое введение травяного масла в носовые ходы для успокоения области придаточных пазух.

Шарира— тело человека. Организм. Один из четырех компонентов аю.

Шат крийя кал— шесть стадий проявления болезни.

Широ басти— применение лекарственного масла к голове. Улучшает течение праны и деятельность чувств.

Широдхара— одна из дополнительных процедур пурвакармы, которая разработана для успокоения ума, а также для успокоения ваты в центральной нервной системе.

Шировиречана— терапевтическая чистка области головы и шеи. Другое название шировиречаны — насья. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы.

Шодханабасти— басти с использованием лекарственных отваров для очищения толстой кишки от токсических веществ.

Шодхана чикитса— один из двух типов воздействия на болезнь. Причинная (этиологическая) терапия.

Шодхана насья— терапевтическое введение лекарственного масла в ноздри для удаления токсинов из придаточных пазух.

Шроты— все каналы тела — толстые и тонкие.

Шукра/артава— мужская/женская репродуктивная дхату (ткань).

Юша— дал (суп из лущеной чечевицы). Его подают на второй день по завершении панчакармы.

Яла— элемент и универсальный организующий принцип жидкости, слияния, склеивания и сцепления. Известен также как элемент воды.

Ятхар агни— пищеварительный огонь, сосредоточенный в желудочно-кишечном тракте.

Наши рекомендации