Органы, оказывающие социальные услуги.
Социальное обслуживание определяется как вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.
В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и социально - пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения
Внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, которые находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. С одной стороны, функционируют службы семьи, социально - медицинской помощи, психологической помощи, социального обеспечения, правовой помощи, службы занятости. А с другой стороны - территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных понятий. Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Социальные службы (учреждения) становятся важнейшей формой социальной защиты населения.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.
Министерство труда и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые (в Самарской области – министерство социально-демографической и семейной политики).
Органы социальной зашиты населения области, края находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития РФ.
Районные (городские) органы социальной защиты населения — муниципальные органы управления в структуре администрации района, города — подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной зашиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Структурные подразделения Управления социальной защиты населения:
· отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей;
· отдел по труду и социальным вопросам, перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед управлением социальной защиты населения;
· отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций.
Особое место в системе органов управления социальной защиты населения занимают учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Органы социальной защиты населения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с управлениями здравоохранения, образования, внутренних дел, органами загса, узлами связи, отделениями Сбербанка РФ, бюро медико-социальной экспертизы и др.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами. В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (таблица 1)
Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) является добровольной общественной организацией инвалидов, действующей на основе собственного Устава, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством на всей территории Российской Федерации.
Всероссийское общество слепых (ВОС) — добровольная общественная организация инвалидов 1 и II групп по зрению, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуправления в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
Всероссийское общество глухих (ВОГ) — добровольная общественная организация инвалидов I и II групп по слуху, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуправления в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
Таблица 1. Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
Учреждения социального обслуживания
Система социальных служб включает в себя сеть специальных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Учреждение социального обслуживания - юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждение социального обслуживания на дому - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания.
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого - педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
4.5. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
4.5.1. К учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому относятся:
- центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- специализированный центр социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
4.5.1.1. Центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Деятельность центра направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.
4.5.1.2. Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями
Учреждения социального обслуживания региона
Государственные стационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания
В Самарской области 39 пансионатов (домов-интернатов) на 5082 места, в том числе:
- 24 пансионатов для ветеранов войны и труда на 1644 места
- 1 геронтологический центр на 255 мест
- 11 пансионатов психоневрологического профиля на 2598 мест
- 2 пансионата для детей-инвалидов на 385 мест
- 1 специальный пансионат для граждан, имеющих судимость на 200 мест.
Обеспеченность количеством мест в стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 16,9 места на 10 000 жителей области, что соответствует 9 рейтинговому месту по Приволжскому Федеральному округу.
Средняя продолжительность жизни проживающих в учреждениях составляет 75 лет (по Российской Федерации – 70,3 лет, по Самарской области – 68,7 лет).
- 2 социальных приюта для маргинальных групп населения на 143 места
Отличительной особенностью сети стационарных учреждений социального обслуживания для ветеранов войны и труда является наличие в большинстве муниципальных образований области пансионатов малой вместимости с коечной мощностью, не превышающей 50 мест.
Преимущество подобных учреждений заключается в возможности получения жителями области необходимых социальных услуг, не выезжая из родных мест, что позволяет легче и быстрее адаптироваться к условиям проживания в пансионате и сохранить социальные связи.
В настоящее время в регионе создано 20 подобных учреждений на 787 мест. Процент местных жителей в данных пансионатах в среднем составляет около 50% от общего числа проживающих.
В 2005 году в области открыто одно из первых в России учреждение коттеджного типа - Самарский пансионат ветеранов и инвалидов на 32 места, предназначенное для постоянного проживания молодых, активных, сохранивших способность к самообслуживанию инвалидов-колясочников. В учреждении создана безбарьерная среда жизнедеятельности - это позволяет проживающим в пансионате работать, получать образование, заниматься общественной деятельностью.
1 января 2012 года на базе Самарского пансионата для ветеранов войны и труда создан Самарский областной геронтологический центр на 255 мест.
Цель деятельности центра - разработка, апробация, методическое обеспечение гериатрических и геронтологических методик, инновационных социальных технологий, способствующих увеличению продолжительности и качества жизни в пожилом возрасте.
В области действует специализированное учреждение для оказания стационарной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам из числа ранее судимых, а также маргинальных групп населения - Красноармейский специальный пансионат на 200 мест.
В регионе созданы 3 молодежных пансионата для инвалидов по психическому заболеванию, в возрасте от 18 до 45 лет, которые являются своеобразным промежуточным звеном и способствуют созданию оптимальных условий при переходе из детских учреждений во взрослые, обеспечивая преемственность социально-педагогических технологий и методов трудотерапии.