Службы социальной поддержки пожилых людей
Одна из самых больших областей социальной работы. В 1977 г. на считывалось 47 федеральных программ различных видов помощи престарелым. Их ключевой пункт, как правило, — организация финансовой и медицинской помощи. Предусмотрено также оказание общих социальных услуг, ориентированных на социализацию пожилых и преодоление их социальной изоляции. Данный вид помощи предлагают специальные центры, которые могут реализовывать такие формы работы, как телефонная поддержка, посещения на дому, консультирование, справочные и информационные услуги, юридическая помощь, помощь по оплате счетов, частичное опекунство, организация транспортировки к месту лечения, долгосрочный патронажный уход на дому, позволяющий избегать переезда в интернат для престарелых и т. д. Главная роль в реализации подобных программ отведена социальным работникам.
3. Услуги по защите прав детей (Child Welfare Services).
Это направление деятельности социальных работников включает в себя участие во множестве частных и государственных программ, в задачу которых входит поддержание физического, социального и психологиче ского благополучия детей. Основное внимание направлено на сохранение и поддержку здоровой социальной среды и домащней обстановки для ре бенка. По мнению Дж. Брауна и А. Суансон, весь спектр услуг по защите прав детей можно структурировать относительно трех главных функций, выполняемых персоналом специализированных служб: замещение роди тельского ухода, поддержка нормального развития, материальная под держка семьи [235].
а. Услуги, связанные с замещением родительского ухода (Substitute services).
Предназначены для замены родительского ухода и организации опеки в том случае, если родители не способны эффективно осуществлять свои воспитательные функции и с точки зрения существующих социальных и правовых норм ребенок должен быть удален из семьи. Это решение принимается в интересах ребенка либо с согласия родителей, либо по решению суда. Возвращение в семью возможно при условии улучшения домашних условий.
Варианты опеки имеют много нюансов, но в общем виде их можно объединить в четыре большие группы [235]:
— Усыновление — удочерение (adoption). Ребенок может быть усыновлен в случаях отсутствия у него родителей или лишения их родительских прав, а также в случае добровольного отказа родителей от своих прав на воспитание. Легальное усыновление может осуществляться только чрез специализированные агентства, имеющие соответствующую лицензию.
— «Временная» семья (foster family, foster homes). В основе этого вида социальной помощи лежит убеждение в том, что ребенок, не нуждающийся в специальной помощи, но вынужденный находиться вне родной семьи в результате ее дезорганизации, должен помещаться не в специальные детские учреждения массового типа, а оставаться в семейной среде, в которой за ним будут ухаживать и заботиться до того момента, пока положение в его родной семье не стабилизируется. Если ребенка не удается поместить в семью его родственников, то тогда он помешается в семью, сотрудничающую с социальными службами. Эти семьи предварительно изучаются с целью выявления их мотивов и воспитательного потенциала, после чего им выдается лицензия на эту деятельность. Семья, принявшая ребенка (или несколько детей), полу чает разнообразные формы материальной поддержки (пособие на ребенка, налоговые льготы, льготные кредиты и т. д.). Стратегический план подобной помощи, в идеальном случае — скорейшее, по возможности, возвращение ребенка в родную семью или долгосрочное нахождение во «временной» семье с перспективой усыновления.
— Специальные учреждения с постоянным содержанием (для детей с делинквентным поведением или эмоциональными нарушениями).
— «Интернаты семейного типа». Представляют собой нечто среднее между «временной»семьей и специальным учреждением: 6-8 детей, проживающих в одном доме под наблюдением специальной супружеской пары, которая рассматривается скорее как руководитель коммуны, а не как замена родителей. Обычно такая форма опеки применяется для помощи детям с особыми проблемами, делающими невозможными пребывание в патронажной семье.
— Опекунство. В случае смерти родителей или их тяжелой болезни социальные работники могут выполнять роль временных опекунов с ограниченными юридическими правами.
б. Услуги поддержки нормального развития (supportive services).
Функция этой категории услуг заключаются в том, чтобы способствовать благополучию ребенка посредством помощи его семье в решении внешних и внутренних проблем. Программы подобных услуг включают в себя до родовое консультирование, организацию дневного ухода за ребенком вне семьи, услуги помощников на дому (в случае болезни родителей или не достатка соответствующих навыков) и так называемые услуги, связанные с защитой прав ребенка (protective services). Цель последних — предотвра щение насилия по отношению к ребенку в семье, воспитательной запу щенности и сексуальной эксплуатации детей путем оказания социальной помощи по стабилизации семьи. Действия социальных служб по защите прав ребенка инициируются, как правило, по внешним запросам или жало бам (например, соседей, социального работника или даже анонимных ис точников) и начинаются с расследования. Если жалоба подтвердилась, проводится социальное вмешательство. Оно составляет прерогативу соци альных работников в сотрудничестве с другими специалистами (врачами, сотрудниками правоохранительных органов), которым даны на это опре деленные полномочия.
с. Материальная поддержка семьи (supplemental services). Под этим обычно имеются в виду различные виды материальной и финансовой по мощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей.
4. Услуги, направленные на сохранение психического здоровья в общине (Community Mental Health Services).
Это тип социальной помощи, построенный на идеологии взаимопомощи людей и социальной интеграции в деле поддержания психического благополучия человека и социальных общностей. В отличие от психиатрического и психотерапевтического лечения, центр внимания которой — индивидуальная психическая жизнь, фокус этих услуг перенесен на взаимоотношения индивида с социальной и физической средой. Социальные работники в этой сфере деятельности, расширив понятие психического здоровья за счет включения в его содержание социальных, педагогических и экологических вопросов, пытаются при оказании помощи сочетать подходы, характерные для социальной работы и психиатрии. Рассматривая индивида в его социальном контексте, они делают акцент не на работе в клиниках, а в территориальных сообществах людей (общинах), на превентивное действие и профилактические программы, построенные на применении методов социальной работы. Для этого используются определенные виды деятельности, в частности, такие, как [404]:
— щирокое привлечение общественности к обсуждению вопросов психического здоровья (информирование жителей о проблемах в этой области, приглашение специалистов для информационной поддержки программ психопрофилактики и реабилитации, работа со школами, организация консультаций и обучения, связанного с вопросами психиче ского здоровья);
— общая помощь (максимизация потенциала лечения в клинике или социально ориентированной терапии с помощью парапрофессионалов, добровольных помощников, обеспечивающих поддержку клиенту со стороны общины);
— социально ориентированная терапия и реабилитация (его цель — достичь определенного уровня социальной адаптации клиента, чьи возможности полноценного существования в обществе были снижены в результате поведенческого, эмоционального или когнитивного психического расстройства);
— вовлечение общественности в развитие ресурсов социальной помощи (community care): стратегия действий социальных работников заключается в создании общественной поддержки, инициатив разного рода (например, открытие нового реабилитационного центра или движение за деинституализацию людей с психическими расстройствами), разработка и осуществление программ реабилитации пациентов психиатрических заведений, направленных на сохранение их социального и профессионального статуса.
Профессиональная деятельность социальных работников в этой области сконцентрирована на двух направлениях: индивидуальная помощь клиенту и социальное планирование и управление. В первом случае социальный работник помогает непосредственно клиенту и оказывает содействие в получении консультативной и финансовой номощи, обретении безопасной социальной среды, способствующей выздоровлению; от так называемых «домов на нолпути» (то есть квартир, где пациенты в течение определенного времени живут самостоятельно, но их регулярно посещает социальный работник) до закрытых лечебниц с круглосуточным наблюдением. Что касается социального направления, то под этим имеется в виду сбор информации, ее анализ и планирование мер по повышению качества медицинских, психологических и социально-педагогических услуг, связанных с поддержанием психического здоровья людей. Это может включать изучение и оценку социальных программ, проводимых в городе или штате, потребности и возможности местных территориальных общины и т. д. Социальные работники в этой области работают в качестве терапевтов, занимающихся индивидуальной и групповой работой с семьями (часто в контакте с психологами, психиатрами, иногда на взаимозаменяемой основе), или координируют функции и действия разных специалистов и т. п. [404, р. 293]
5. Профессиональная реабилитация (услуги для людей с ограниченными возможностями).
Профессиональная реабилитации рассматривается в США как достаточно автономная область услуг для людей. Профессиональная реабилитация — это развитие профессионально-ориентированных умений и навыков, необходимых лицам с ограниченными умственными и физическими возможностями для получения работы на рынке труда [299, р. 192]. Эти услуги, кроме программ профессионального обучения и переподготовки, включают также консультирование, психотерапевтическую помощь, помощь по трудоустройству. Функции социальных работников в реализации этих программ заключаются в следующем [410, р. 302]:
— сбор информации о семейном положении клиента, обеспечение информацией специалистов, которые проводят реабилитацию;
— действовать в качестве связующего звена между семьей пациента и профессионалами, проводящими реабилитацию;
— помощь пациенту и семье в использовании социальных ресурсов.