Технике безопасности и производственной санитарии

Краткий курс лекций по

Технике безопасности и производственной санитарии

Воронеж 2002

Брехова А.В. Краткий курс лекций по Технике безопасности и производственной санитарии для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство». – Воронеж: ВГПУ, 2002. – 43с.

В данное пособие включены основные разделы курса такие как электробезопавсность, микроклимат, основы законодательства, техника безопасности при выполнении тех или иных работ.

Пособие предназначено для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство» как дневной, так и заочной форм обучения.

Предмет «охрана труда». Развитие ОТ в России

Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально- экономические, организационно- технические, санитарно- гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Задачей учебного курса «Охрана труда» является подготовка высококвалифицированных учителей с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями и умениями в области охраны труда, воспитания чувства ответственности за охрану здоровья школьников.

В учебном предмете «Охрана труда» в качестве важнейших вопросов рассматриваются:

-техника безопасности;

-производственная санитария;

-вопросы трудового законодательства;

-пожарная безопасность.

Техника безопасности – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Т.е., таких факторов, которые при определенных условиях приводят к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья.

Производственная санитария – это система организационных и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, которые в определенных условиях приводят к заболеванию или снижению трудоспособности.

Впервые социально- экономическая значимость охраны труда отмечена в трудах В.И.Ленина. Эти вопросы нашли отражение в его работах «Новый фабричный закон» (1889г.), «Проект программы нашей партии» (1899г.) и др.

2 съезд РСДРП (1903) провозгласил установление 8-часового рабочего дня и еженедельного отдыха. Ставились задачи запретить сверхурочные работы для подростков и женщин в отраслях промышленности, вредных для здоровья.

Далее в 1977 г. в принятой Конституции СССР были введены специальные статьи, гарантирующие право на охрану труда и здоровья человека.

В основе государственной политики сегодня в области охраны труда лежит принцип профилактики травматизма и профессиональной заболеваемости. Это нашло отражение в ряде законодательных актов по охране труда, которыми являются:

Конституция Российской федерации;

Основы законодательства РФ об охране труда;

Кодекс законов о труде;

Постановления Правительства РФ, а также всевозможные Типовые положения об охране труда.

Право

- на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья;

- на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- на обучение безопасным приемам работы за счет средств работодателя;

- на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия или рабочего места;

А также гарантирует, что условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. На время приостановки работ на предприятии, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда не по вине работника за ним сохраняется рабочее место.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, определяются актами РФ.

Ст.6 ограничивает работы на тяжелых и вредных условиях труда, запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. Существует перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, утвержденный Правительством РФ.

Основы содержат также главы: «Государственное управление охраной труда», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда».

Кодекс законов о труде

Глава 10 Кодекса называется «Охрана труда», его ст. с 139 по 159 определяют обязанности предприятий, проведение инструктажей по ОТ и составление инструкций по ТБ;

ст. 147 определяет обязанности администрации по расследованию и учету несчастных случаев;

ст.149 – о выдаче спецодежды и др. СИЗ;

ст.151 – о выдаче молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда;

ст.154 – о мед. Осмотрах работников, занятых на тяжелых работах;

Глава 3 Кодекса «Трудовой договор» определяет условия приема на работу граждан. Также кодекс содержит главы 4- «рабочее время», 5– «время отдыха», 11- «труд женщин», 12- «труд молодежи», 13- «льготы для работников, совмещающих работу с обучением».

Конституция РФ определяет права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение к старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности; определяет равные права женщин и мужчин (женщине предоставляются равные условия для сочетания труда с материнством, моральная и материальная поддержка материнства и детства и др. права).

К законодательным актам по ОТ относят различные Положения, Законы, Постановления. Например, «Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» ( от 3 июня 1995 г.), «Положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России» и т.п.

Требования к освещению. Естественное и искусственное освещение. Коэффициент естественной освещенности. Норма освещенности в учебных помещениях.

Важнейшее требование охраны труда - хорошее освещение рабочих мест. Недостаточное освещение снижает зрительное восприятие, развивает близорукость, приводит к появлению болезней глаз и головных болей. Применяют три вида освещения: естественное, искусственное и смешанное.

Естественное освещение создается природными источниками света и может быть боковым, верхним или комбинированным. Нормирование естест­венной освещенности осуществляют с помощью коэффициента естественной освещенности (к. е. о.).

е = Е в / Е н . 100%, где

Ев и Ен - освещенность внутри и снаружи помещения (в люксах)

Значения к. е. о. различны для работ разной точности, бокового, верхнего или комбинированного освещения и определены СНиП П.А.8-72 (2-10% - для верхнего и комбинированного, 2,5-3,5% - для бокового). Все учебные помещения школ должны иметь непосредственное прямое естествен­ное освещение. Наилучшим является левостороннее освещение с применени­ем солнцезащитных устройств. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустимо. Значение к.е.о. при боковом освещении на рабочей поверхности парты должно быть не менее 1,5%. В школьных помещениях для поддержания нормируемого к.е.о. необ­ходимо проводить очистку оконных стекол не реже 3-4 раз в год снаружи, и не менее 1-2 раза в месяц изнутри.

При недостаточном естественном освещении устраивается искусствен­ное освещение, которое бывает рабочее, аварийное и охранное (общее, местное). Искусственное освещение нормируется в пределах от 5 до 5000 Лк в зависимости от назначения помещений и рода выполняемой работы. При искусственном освещении необходима защита глаз от слепящего действия света, что достигается применением специальной осветительной арматуры светильников. Искусственное освещение помещений школ обеспечивается люминесцентными лампами типа Лд и ЛДЦ или лампами накаливания. Соглас­но СНиП П-4-79 установлены требуемые значения освещенности учебных по­мещений: в учебных кабинетах - на доске 300 (150) Лк – соответственно для люминесцент­ных и ламп накаливания; на столах и партах 300 (150) Лк. В кабинетах черчения и рисования на доске и рабочих местах - 400 (200) Лк, в мас­терских - 500 (150) Лк.

Контроль освещения. Эксплуатация осветительного оборудования. Методика расчета освещенности при искусственном освещении.

Контроль освещенности помещений осуществляют с помощью люксметра, например, "Ю-16", "Ю-116" согласно нормируемых значений освещенности. При эксплуатации осветительных установок должна осуществляться регулярная очистка светильников от пыли - 2 раза в год, а в сильно запыленных помещениях от 4 до 12 раз в год. Перегоревшие лампы должны своевременно заменяться новыми. Не реже одного раза в квартал должны производиться контрольные измерения освещенности. Для расчета освещенности при искусственном освещении можно использовать метод коэффициента использования, при котором освещенность определяется по формуле:

Е = F h N n z / k S

F - световой поток одной лампы (лм)

h- коэффициент использования осветительной установки %;

N- число светильников

z- поправочный коэффициент (отношение минимальной освещенности к средней);

S - площадь помещения;

k - коэффициент запаса;

n- число ламп в светильнике.

При этом h определяется из таблицы, исходя из индекса помещения и коэффициента отражения потолка и стен. А индекс помещения ( i) находят

I = S / h(A+B)

h- высота подвеса светильника,

А и В - длина и ширина помещения.

Статическое электричество

Статическое электричество - это явление электризации тел или по ГОСТ 12.1.018-79 этот термин означает совокупность явлений, связанных с возникновением, сохранением и релаксацией электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ, материалов или на изолированных проводниках.

Согласно гипотезе о статической электризации тел при соприкосновении двух разнородных веществ из-за неуравновешенности атомных и молекулярных сил на их поверхности происходит перераспределение электронов с образованием двойного электрического слоя с противопо­ложными знаками электрических зарядов т.о., между соприкасающимися телами, особенно при взаимном их трении, возникает контактная разность потенциалов, значение которой зависит от ряда факторов- диэлектри­ческих свойств материалов, значения их взаимного давления при соприкосновении, влажности и температуры поверх­ностей этих тел, климатических условий.

При последующем разделении этих тел каждое из них сохраняет электрический заряд, а с увеличением расстояния между ними за счет совершаемой работы на разделение зарядов разность потенциалов воз­растает и может достигнуть значений десятков и сотен киловольт. При статической электризации во время технологических процессов, сопровождающихся трением, переливанием диэлектрических жидкостей (нефтепродукты) на изолированных от земли металлических частях оборудования возникает относительно земли напряжение порядка десят­ков киловольт.

Аналогично происходит электризация при сматывании тканей, бумаги, полиэтилена.

При относительной влажности воздуха 85% и более зарядов статического электричества не возникает.

Эл. заряды, образующиеся на частях производственного оборудо­вания и изделиях, могут взаимно нейтрализоваться вследствие некото­рой электропроводности влажного воздуха, а так же стекать в землю по поверхности оборудования. Но в отдельных случаях, когда заряды велики и разность потенциалов также велика, то может произойти быстрый искровой разряд между наэлектризованными частями оборудова­ния или на землю.

Устранение образования значительных зарядов статического электричества дости­гается при помощи следующих мер:

1. заземление металлических частей оборудования;

2. увеличение поверхностной и объемной электрической проводимости диэлектриков;

3. Предотвращение накопления значительных электрических зарядов путем установки в зоне электризации специальных нейтрализаторов. Нейтрализация электрических зарядов может осуществляться путем ионизации воздуха, разделяющего заряженный тела. Применяют ионизаторы индукционные, высоковольтные или радиоизотопные. Отвод статического электричества с тела человека осуществляется путем устройства электропроводящих полов в производственных помещениях, а также обеспечения работающих токопроводящей обувью и антистатическими халатами.

Электромагнитные излучения

Возникают в естественных условиях или создаются искусственно. Это и излучение солнца, в составе которого гамма- и рентгеновские лучи, ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Это и радиоволны, которые представляют собой электромагнитные излучения. Мы приспособились к воздействию электромагнитных излучений, образуемых естественным путем, а мощности создаваемых искусственно создаваемых – могут влиять на человека пагубно.

Электромагнитное поле токов промышленной частоты. Проявление вредного воздействия возникает при нахождении людей под проводами линий электропередач при напряжении 150-220 кВ. Воздействует на центральную нервную систему, наблюдается изменение крови, давления, пульса.

Человек, изолированный от земли, в электромагнитном поле частотой 50 Гц оказывается заряженным до потенциала, который может достигнуть величины порядка нескольких киловольт. При прикосновении к заземленному оборудованию происходит искровой разряд; в результате – шок, судороги. Защита работающих достигается экранированием рабочих мест заземленными экранами, применение специальных костюмов. Запрещено находиться в зоне линий электропередач в пределах 25 м от крайних проводов.

Электромагнитные волны диапазона радиочастот. Применяется в телевидении и радиосвязи, радиолакации и радиоастрономии, физиотерапии, ядерной физике и т.п.

По характеру действия на организм весь спектр радиоволнового диапазона делится на высокие частоты (ВЧ), ультравысокие (УВЧ), сверхвысокие (СВЧ). Систематическое воздействие электромагнитных полей может привести к изменению со стороны нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма, а также общее повышение температуры. Наиболее чувствительны к облучению СВЧ мозг, глаза и ряд органов кишечного и мочеполового тракта. Начальные стадии заболевания вполне обратимы. Лица, не достигшие 18 лет, к работе с генераторами радиочастот не допускаются. Для учащихся школ запрещено устраивать экскурсии на промышленные предприятия, использующие установки токов ВЧ.

Инфракрасное излучение. Это электромагнитные волны длиной от 0,76 до 420мкм.

Под его воздействием происходит разогрев биологических тканей организма. Чем короче длина волны, тем глубже они проникают в тело. Источниками инфракрасных излучений служат печи, электрические дуги, нагретый металл. Естественным источником является солнце. Под воздействием инфракрасных лучей повышается температура тела, происходят изменения в крови и жидкости организма. При облучении головного мозга может произойти солнечный удар (температура тела при этом не повышается, а температура головного мозга может достигать 41-42 С). Короткие инфракрасные лучи могут вызвать катаракту (помутнение хрусталика глаза). Способы защиты: экранирование рабочих мест, использование спецодежды, температура нагревающихся поверхностей не должна превышать 45 С.

Ультрафиолетовые излучения являются электромагнитным излучением с длинной волны от 400 мкм до 7,6 нм. Искусственное ультрафиолетовое излучение создается кварцевыми лампами, пламенем газовой и ацетиленовой горелки. Естественный источник - –то ультрафиолетовые лучи солнца. УФИ короче 200 нм не может оказать биологического действия на организм, а 200-400 нм – оказывают сильное влияние на организм, а 200-400 нм – это бактерицидное, эритемное, загарное и антирахитичное действие.

Эритемный эффект оказывают излучения в виде терапевтического и тонизирующего действия. Эритема проявляется в виде покраснения кожи с дальнейшим появлением пигментации (загара). Недостаточное УФО приводит к ослаблению защитных сил организма (простудные заболевания, снижение витамина Д), но и высокие УФО могут вызвать отрицательные явления: головная боль, поражения кожи, жжение, заболевания глаз.

Меры защиты: экранирование источников УФО, использование спецодежды, защитных очков или щитков для глаз.

Ионизирующие излучения

Электромагнитные излучения с высоким значением кванта энергии вызывают ионизацию (превращение атомов и молекул в ионы) биологических тканей. Ионизацию опасную для здоровья, могут вызвать рентгеновские, гамма-лучи, альфа- и бета-частицы. Источниками их являются рентгеновские установки, радиоактивные вещества.

Действие ионизирующего излучения вызывает появление в организме соединений, способствующих повреждению клеток, что ведет к их гибели. Возможные поражения – повреждение кожи, катаракта, рак, лейкоз, отдаленное воздействие на потомственность. Характерным примером является лучевая болезнь.

К работе с источниками ионизирующих излучений не допускаются лица моложе 18 лет. Запрещены экскурсии на предприятия, использующие источники ионизирующих излучений. Основные способы защиты – это экранирование рабочих мест, режимы в работе, СИЗ, использование автоматического управления технологическим процессом.

Нормативные размеры помещений. Требования к мебели и ее размещению. Документация по охране труда в кабинетах и лабораториях

Размеры помещений, размещение и тип лабораторной мебели во многом определяют здоровые и безопасные условия учебы и работы учащихся. Пло­щади школьных помещений должны удовлетворять требованиям ВСН 50-86, а вузовских помещений СНИП П-68-78. Площадь кабинетов (лабораторий) долж­на быть в пределах 54-72 кв.м. (кабинет физики в средней школе-66 кв.м, лаборантской - не менее 15 кв,м. Высота помещений - 3,3 м.).

Кабинеты оборудуются лабораторными столами и стульями. Расстановка мебели в кабинетах должна обеспе­чивать оптимальную величину проходов, расстояния от доски до первого и последнего ряда столов. Расстояние между столами нормируется в 70 см, между их торцами (аудиторных столов) -60см. Расстояние от доски до первого ряда столов в кабинетах выбирается равным 200 см, ширина прохо­дов в аудиториях 1-1,8 м. Рабочие места за первыми и вторыми столами необходимо отводить школьникам со значительным снижением остроты слуха. Школьникам с пониженной остротой зрения следует представлять место в первом ряду от окна, учащийся склонным к простудным заболеваниям - дальше от окон. В целях профилактики против искривления позвоночника и косоглазия школьников, сидящих в крайних рядах, целесообразно менять их местами каждую четверть.

Во всех вводимых и эксплуатируемых кабинетах и лабораториях должна быть следующая нормативная документация по охране труда:

- акт-разрешение на эксплуатацию кабинета;

- санитарно-технический паспорт;

- журнал регистрации инструктажа по технике безопасности;

-журналы проверки сопротивления изоляции всех единиц оборудования; электрозащитных средств, сопротивления заземления. Настоящая документация оформляется по специальным формам и утвержденным инструкциям. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности яв­ляется одним из основных документов строгой отчетности. На титульном листе обязательно должна быть указана дата заведения журнала и количест­во прошнурованных страниц, а также номер журнала, присвоенный ему отде­лом техники безопасности института или директором школы, страницы жур­нала нумеруют и прошнуровывают. Правильность оформления журнала заверяется подписью инженера по охране труда института или директора школы.

В журнале по графам указывают дата инструктажа, фамилию, имя, отчество инструктируемого, его профессию, вид инструктажа и номер или название инструкции; фамилию, имя, отчество инструктирующего, его должность, а также подписи проводившего инструктаж и инструктируемых, и мотивы проведения данного инструктажа. Несколько страниц журнала отводят для записи проверяющего лабораторию.

Техники

В настоящее время в школах введено изучение основ информатики и вычислительной техники. Исследованиями показано, что количество персональных компьютеров в классе , их расстановка, число и распоряжение учащихся влияют на работоспособность учеников и безопасность их обучения.

Площадь, кабинетов вычислительной техники выбирается из условия 4,5 - 5кв.м. на 1 учащегося, оптимальная принудительная вентиляция или кондиционирование. Важно создать благоприятные условия для освещения. Яркий свет затрудняет считывание показаний с дисплеев, поэтому в солнеч­ную погоду необходимо использовать легкие светлые шторы. Для исключения отражения окружающих предметов дисплеи должны иметь наклон (10-15) в сторону учащегося или боковые щитки и козырек. В ве­чернее время рекомендуется освещать класс верхним светом (150-З00 Лк).

Продолжительность непрерывной работы с микропроцессорами в классах не должно превышать 25-35 мин.

Присоединение к электросети машин при напряжении более 24 В следует осуществлять шланговыми проводами со штепсельной розеткой с заземляющим контактом. ПК следует испытывать 1 раз в 3 месяца. Учащиеся не должны открывать машины, ходить во время занятия по кабинету, нажимать или включать кнопки, действие которых неизвестно. При обнаружении неисправ­ности в машинах нужно выключить машину и сообщить об этом преподавателю. Компьютер немедленно должен быть выключен при поломке деталей, выявлении неисправности электрооборудования, травме, пожаре в зоне работы.

Краткий курс лекций по

Технике безопасности и производственной санитарии

Воронеж 2002

Брехова А.В. Краткий курс лекций по Технике безопасности и производственной санитарии для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство». – Воронеж: ВГПУ, 2002. – 43с.

В данное пособие включены основные разделы курса такие как электробезопавсность, микроклимат, основы законодательства, техника безопасности при выполнении тех или иных работ.

Пособие предназначено для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство» как дневной, так и заочной форм обучения.

Наши рекомендации