Формой промежуточного контроля является написание контрольных работ, проведение УИРС. Форма итогового контроля – зачет.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в настоящий момент составляет около 10 млн. человек. Стремительный рост числа забо­леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистой системы, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления и др.), является основной причиной высокой смертности, временной утраты трудоспособности, инвалидизации населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо­бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме­тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об­щественной, профессиональной деятельности, навыками форми­рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы включает дисциплина «Медико-социальная реабилитация», которая является одной из основных в подготовке студентов по специальности «Социальная работа».

Целью дисциплины является теоретическая подготовка будущего специалиста по социальной работе в области содержания, форм и методов медико-социальной реабилитации больных и инвалидов в учреждениях разного типа. В соответствии с целью, основными задачамидисциплины являются:

· ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами медико-социальной реабилитации;

· овладение студентами формами и методами медико-социальной реабилитации больных и инвалидов;

· овладение студентами содержанием и методикой медико-социальной реабилитации в учреждениях разного типа.

Учебный курс тесно связан с другими дисциплинами специальности и опирается на знания студентов, полученные при изучении дисциплины «Основы социальной медицины».

Формой промежуточного контроля является написание контрольных работ, проведение УИРС. Форма итогового контроля – зачет.

Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний об особенностях медико-социальной реабилитации, нуждающихся в ней различных категорий населения

ЛЕКЦИЯ 1

История формирования медицинской

И социальной помощи больным и инвалидам

Общая характеристика и содержание

Понятия «реабилитация»

· Помощь больным в античный период

· Монастырско-церковные формы призрения на Руси

· Развитие благотворительности в России

· Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период

Помощь больным в античный период.На всех этапах своего развития общество не могло оставаться без­различным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотноше­ния в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными де­фектами. Только несколько последних столетий начало происхо­дить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и при­нятия обществом.

С античных времен отношение к слабым и беспомощным лю­дям определялось страхом и невежественностью, мифологическо-религиозными защитными механизмами и стремлением обез­опасить свое сообщество. Несмотря на формирование элементар­ных медицинских знаний, и приемов оказания помощи больным и раненым уже у первобытных людей, в суровом мире первобыт­но-общинного строя и древних цивилизаций выживали только сильнейшие - те, кто мог обеспечить себе пропитание, без­опасность и элементарно заботиться о сохранении собственного потомства; остальные погибали или их умерщвляли. Спартанцы избавлялись от уродливых и больных младенцев, сбрасывая их с высокой скалы в море. Умерщвление детей с дефектами разви­тия в Древних Риме и Греции считалось необходимым для обще­го блага.

Позже развитие христианства, которое проповедовало любовь к ближнему, переориентировало общество на сочувствие и оказа­ние помощи тем, кто был слабее других, калекам и слабоумным. Такое явление, как по­дача милостыни нищим, увечным, слабоумным, развилось на благоприятной почве древней народной традиции милосердия к ближнему, сострадания к чужой беде, что особенно было свой­ственно славянским народам. Многие брали в семьи на воспита­ние умственно отсталых детей, давали приют раненым воинам, принимали на постой нищенствующих странников - калек и ду­шевно больных. Такой вид помощи был своеобразной обществен­ной повинностью.

Монастырско-церковные формы призрения на Руси. На Руси, начиная с X в. основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обя­занность духовенству заниматься общественным призрением, оп­ределив десятину на содержание монастырей, богаделен и боль­ниц. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве боль­ничный монастырь.

Большое значение в становлении общественной (в современ­ном понятии - социальной) и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. Монастыри оказывали приют и помощь жертвам войны (раненым, увечным) и больным. Так, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевой лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Условно можно сказать, что монастыр­ские приюты были первыми реабилитационными учреждениями. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропита­ние, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяй­ственные работы.

Первые формы государственных служб по уходу за немощны­ми в России появились лишь в период правления Иоанна Грозно­го (1551). Петр I стремился сосредоточить в своих руках и свет­скую, и духовную власть. Он разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления де­ятельностью монастырями. В 1701-1724 гг. был издан целый ряд указов, в которых Петр I пытался систематизировать нуждающихся по причинам их нужды и опре­делять помощь в соответствии с этой нуждой. Однако основные обязанности по обеспечению призрения по-прежнему сохранялись за общественными форма­ми попечительства вплоть до конца XVIII в.

Развитие благотворительности в России. Учрежденные в 1775 г. Екатериной Великой приказы Обще­ственного призрения (прообразы комитетов соцзащиты) просу­ществовали более 100 лет. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишенных, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр I основал Император­ское человеколюбивое общество. В этот период поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечеб­ных заведений частными лицами.

Основы частной благотворительности были заложены еще в XVII в. Например, в 1656 г. была открыта «больница Федора Ртищева» для приюта неизлечимых больных, слепых, стариков, которые содержались на добровольные пожертвования населения. В 1810 г. графом Шереметьевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского). В нем бесплатная помощь оказывалась не только в период госпитализации, но и при выписке - бедные люди снабжались деньгами на проезд домой, одеждой, костыля­ми, бандажами и прочимыми необходимыми средствами.

Наиболее активное развитие медицинской и социальной помо­щи наблюдалось в период земства. Открывались новые лечебные заве­дения, специализированные больницы - дома для умалишенных, для инфекционных больных. Начала оформляться и организацион­ная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные сто­ловые для обездоленных, трудовые мастерские.

С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъем благотворительно­го движения. К концу XIX в. в России насчитыва­лось 3555 благотворительных обществ, попечительств, учрежде­ний (причем три четверти из них были частными).

В 1871 г. открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения сле­пых. К концу века в Ведомстве учреждений императрицы Марии существовало 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях) для детей обоих полов, лишенных зрения. В них воспитывались, обу­чались грамоте и ремеслам свыше 700 детей. Кроме того, имелось 6 заведений для взрослых слепых. В специальном училище по при­зрению глухонемых воспитывалось до 200 детей интернами и до 50 - экстернами. Благода­ря усовершенствованным способам обучения до 60 % учащихся начинали говорить.

В 1885 г. в типографии для слепых, которую устроила помещица Анна Адлер, была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу XX в. в России уже существовало не­сколько десятков школ для слепых, тогда же появился журнал «Слепец».

В 1913 г. благодаря издателю П. Пезаровиусу начала выходить газета «Русский инвалид» (с 1916 г. - ежедневно), уделявшая внимание, прежде всего, ветеранам и издававшаяся вплоть до Ок­тябрьской революции.

В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них – Крестовоздвиженской, где готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя - стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург И. Пирогов. Впослед­ствии этот опыт был распространен, многие из их функций перешли к обществу Крас­ного Креста. В период Первой мировой войны раненые солдаты направлялись в военные инвалидные дома и богадельни, которые находились в ведении Комитета Импера­торского человеколюбивого общества.

Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период. С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании со­циальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полно­стью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Но­вая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пен­сий и разнообразных пособий, сначала - увечным воинам, а поз­же - при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности. Были утрачены многие виды социальной поддержки нуждающихся, оказавшихся в тяже­лом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства.

В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопо­мощи колхозников. На кассы возлагались функции оказания раз­личной помощи лицам, утратившим трудоспособность. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инва­лидов.

В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась сис­тема специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производствен­ных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих. Создавалась протезная промышленность.

Важным направлением социально-медицинской работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реа­билитация раненых, возвращение к производственной деятельно­сти инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов. Понятия социальной работы в то время не существовало. Отдель­ными функциями патронажа, оказанием помощи на дому инва­лидам занимались работники здравоохранения, органов социаль­ного обеспечения, общества Красного Креста и Красного Полу­месяца.

Характерными чертами социального обеспечения советского периода являлись его всеобщность, равное право на его получе­ние, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и сана­торно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; про­фессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); предоставление места в домах для престарелых и инвали­дов.

Но проблема развития социально-медицинской помощи лю­дям с инвалидностью со временем все больше обострялась. Если в начале прошлого века речь шла в основном о врожденных урод­ствах, ярко выраженных проявлениях душевных болезней, то по­степенно круг лиц, нуждающихся в помощи общества, значи­тельно расширился. Благодаря медицинским знаниям и технологиям повысилась выживаемость детей с врожденными уродствами и болезнями и лиц, перенесших тяжелые травмы, инфаркты, инсульты и сложные хирургические вмешательства. Постепенно увеличивалась продолжительность жизни человека, что приводило к росту в общей численности населения доли по­жилых людей, страдающих заболеваниями, свойственными их возрасту.

И, наконец, войны, следствием которых было большое коли­чество раненых и увечных людей, вынужденных как-либо адап­тироваться к послевоенной жизни. На войне преимущественно стра­дали наиболее молодые, активные, трудоспособные члены обще­ства. Вернувшись после лечения в госпиталях, эти люди с ограни­ченными возможностями, лишенные работы и средств к суще­ствованию, представляли собой большую проблему для общества. Все это привело к необходимости развития медико-социальной реабилитации и методов восстановления полноценной социаль­ной жизни.

Эволюция идей реабилитации прошла несколько этапов и в обозримом прошлом была связана с благотворительной деятельностью. Только в XX столетии концепция, постулировавшая постоянную заботу об инвалиде, ус­тупила место идеям о необходимости такой помощи, которая давала бы ему возможность заботиться и заниматься собой самому, а затем и принципам реабилитационных программ: инвалид способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями (А. Гулак).

ЛЕКЦИЯ 2

Общая характеристика и содержание

Понятия «реабилитация»

· Реабилитация как наука

· Сущность, содержание и принципы реабилитации

Реабилитация как наука. Медицинская наука давно занимается изучением и устранением струк­турных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция "личность и болезнь", которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают про­цессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологи­ческих и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болез­ни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимо­действие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биоло­гическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.

Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продол­жению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация.

Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реаби­литации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ве­дущее значение имеют:

· интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающе­гося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий;

· большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их;

· изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

· изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности);

· изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслужива­ния.

В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие пред­ставители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юри­сты, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, кон­кретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппара­том и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, примени­тельно к реабилитации необходим системный подход.

По мне­нию большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных по­требностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечи­вающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конеч­ную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной за­даче - нахождению более рационального способа достижения конечной це­ли.

Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие со­матических, нервно-физиологических, психологических и социальных усло­вий в их взаимосвязи.

С позиции системного подхода, реабилитация - это система на­учной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса че­ловека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социаль­ных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов.

В системе реабилитации следует различать под­системы с их основными элементами:

· клинико-биологическая подсис­тема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация);

· социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой).

Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы.Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупрежде­ния инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия "реабилитация" (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.).

Определение понятия "реабилитация" впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин "реабилитация" был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Кре­ста для инвалидов (В .П. Белов).

В Большой медицинской энциклопедиисказано: «Реабилитация... (вос­становление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) на­рушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицин­ское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоро­вья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических мето­дов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических забо­леваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособ­ности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплано­вости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятель­ности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.

По определению, данному на IX совещании министров здравоохране­ния социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, меди­цинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направлен­ных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

Под реабилитацией понимается система медицинских, социальных, профессиональных, педагогических, юридических и др. мероприятий, на­правленных на максимально полную и раннюю реинтеграцию (или интегра­цию) больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, привлечение их к общественно полезной деятельности, формирование у них устойчивого по­ложительного отношения к жизни, труду, обучению, обществу, семье.

На международном симпозиуме социалистических стран по реабили­тации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией пони­мать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, ру­ководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспо­собности инвалидов.

По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограничен­ными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения.

На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в пери­од лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной фи­зической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование меди­цинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможно­сти, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамиче­ская система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физи­ческого, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности.

Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функ­циональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, обществен­ных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий.

Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и соци­ального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, пси­хическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как:

· комплекс мероприятий;

· систему мероприятий (всех возможных);

· профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую);

· область деятельности различных специалистов (взаимосвязь,
взаимодействие);

· многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилити­руемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и созда­ющих условия для нее).

Задачи реабилитации,а также ее формы и методы меняются в зави­симости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональ­ном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978).

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.):

· раннее начало

· непрерывность и комплексный характер

· индивидуальный подход

· осуществление в коллективе

· возвращение нетрудоспособных к активному общественно-
полезному труду.

В настоящее время существуют специальные программы реабилита­ции, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международ­ной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопроса­ми реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, кото­рые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реа­билитации.

ЛЕКЦИЯ 3

Инвалид и общество

· Причины и динамика инвалидности

· Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»

· Социальные ограничения людей с ограниченными возможностями

Причины и динамика инвалидности.Социальные условия определяют развитие, форми­рование и функционирование человека как личности, могут спо­собствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.

К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:

- экономические (жизненный уровень населения, переход от одной экономической структуры к другой);

- политические (приоритеты государственной политики, из­менения в структуре системы управления, международные отно­шения);

- демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населе­нии региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);

- научно-технические (изменения в степени сложности и про­дуктивности производственных процессов, связанные с этим пе­ремены в уровне профессиональной подготовки кадров, в харак­тере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);

- образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.

В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни. Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и соци­альном плане жизнь. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жиз­ни служат:

- физическое и психическое функционирование, материаль­ная жизнь (доход, жилье и т.д.);

- социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на бу­дущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);

- уровень независимости, окружающая среда.

Факторы образа и условий жизни, понижающие качество жизни, оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому оп­ределять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены: потеря близких людей; физическое или пси­хическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее за­болевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.

К биологическим факторам риска для здо­ровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перена­пряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д. К группам повышенного риска для здоровья относятся следующие социальные категории населения:

- лица, пережившие смерть близкого человека, разрушение семьи;

- дети из неблагополучных семей, отверженные родителями;

- жертвы физического, психического или сексуального наси­лия;

- родственники людей, имеющих тяжелое хроническое сома­тическое или психическое заболевание;

- бездомные, безработные, очень бедные;

- лица, находящиеся в учреждениях закрытого типа (интерна­тах, тюрьмах и т.д.).

Для оценки здоровья нации пользуются понятием «обществен­ное здоровье». Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголиз­ма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов.

Здоровье населения относится к наиболее значимым соци­альным ценностям, как для отдельного индивида, так и для всего общества и государства. Среди основных показателей отношения государства к здоровью нации - экологическая обстановка, соблюдение международных стандар­тов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на произ­водстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граж­дан, доступность и качество медицинской и социально-реабили­тационной помощи.

Изучением состояния здоровья населения занимается наука эпи­демиология. Эпидемиология пользуется понятиями, определяющи­ми количественные критерии здоровья или, вернее, нездоровья. Основные из них - заболеваемость, болезненность и инвалидность. Количественные показатели состояния и динамики здоровья населе­ния изучаются и отражаются медицинской статистикой. Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, воз­никающих в определенной социальной группе или у населения в целом за единицу времени, чаще всего - за год. Уровень заболеваемости и ее структура различны в разных возрастно-половых, профессиональ­ных и других группах населения. Болезненность, или распространенность заболевания, - это чис­ло больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в опре­деленной популяции в данное время. Один из важных показателей состояния здоровья населения - инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистиче­скими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалид­ностью (первичной инвалидностью).

Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:

- состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);

- повышенного травматизма (бытового, транспортного, производственного) и неадекватного выхода из последствий травм;

- несвоевременного биологического постарения населения;

- развития системы здравоохранения;

- социально-экономического развития, влияющего на качество жизни;

- состояния экологии, исторического фона;

- роста социальной агрессивности общества, политических при­чин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.

Статистический показатель инвалидности зависит не только от здоровья нации и многих социальных факторов, но и от методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Несмотря на неизбежные погрешности в статисти­ческой отчетности, эпидемиологические и статистические дан­ные могут служить основой для определения государственной по­литики в развитии системы охраны здоровья, которая должна включать не только компоненты медицинской службы, но и все виды социальной помощи.

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: только за 1998 - 2002 гг. общая заболеваемость возросла на 15,1%, число инвалидов уве­личилось в 3 раза. О том, что ситуация близка к национальной катастрофе, гово­рит и соотношение рождаемости и смертности: в 2001 г. в России рождалось 8,4, а умирало 14,7 человека из расчета на тысячу.

Рост числа заболеваний регистрируется по большинству клас­сов болезней. Особое беспокойство вызывает стремительный рост числа забо­леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления, психические и наркологические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем и др.), которые являются основной причиной смертности, временной утраты трудоспособности и инвалидизации, в том числе в трудоспособном возрасте.

По официаль­ной статистике за 10-летний период (с 1990г.) на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в численность инвалидов превысила 10 млн. человек и продолжает расти (рис. 1).

Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51,3 %, и на протяжении 1998 - 2002 гг. инва­лидность «молодела». Увеличивается число инвалидов не только среди лиц трудоспособного возраста, но и среди детей. Количе­ство инвалидов в возрасте 16 - 49 лет возросло почти на 50%, детей - на 80%.

В 2001 г. было зарегистрировано 617096 детей-инвалидов, из них 14,4% в возрасте 16-18 лет. В структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей, первое мес­то занимают инфекционные и соматические заболевания, на ко­торые приходится 23 %. На втором месте стоят заболевания нерв­ной системы и органов чувств (в основном детский церебральный паралич) - 20,8 %. На третьем - психические расстройства и ум­ственная отсталость - 20,3 %. Среди детской инвалидности с уве­личением возраста отмечается заметный рост числа психических заболеваний: от 9,5 в возрасте 0 - 4 года до 45,0 на 10 тыс. детей соответствующего возраста. Врожденные аномалии занимают чет­вертое ранговое место - на них приходится 18 %.

Наши рекомендации