Формой промежуточного контроля является написание контрольных работ, проведение УИРС. Форма итогового контроля – зачет.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в настоящий момент составляет около 10 млн. человек. Стремительный рост числа заболеваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистой системы, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления и др.), является основной причиной высокой смертности, временной утраты трудоспособности, инвалидизации населения, в том числе в трудоспособном возрасте.
Большое значение в связи с этим приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, способами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, методами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, навыками формирования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы включает дисциплина «Медико-социальная реабилитация», которая является одной из основных в подготовке студентов по специальности «Социальная работа».
Целью дисциплины является теоретическая подготовка будущего специалиста по социальной работе в области содержания, форм и методов медико-социальной реабилитации больных и инвалидов в учреждениях разного типа. В соответствии с целью, основными задачамидисциплины являются:
· ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами медико-социальной реабилитации;
· овладение студентами формами и методами медико-социальной реабилитации больных и инвалидов;
· овладение студентами содержанием и методикой медико-социальной реабилитации в учреждениях разного типа.
Учебный курс тесно связан с другими дисциплинами специальности и опирается на знания студентов, полученные при изучении дисциплины «Основы социальной медицины».
Формой промежуточного контроля является написание контрольных работ, проведение УИРС. Форма итогового контроля – зачет.
Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний об особенностях медико-социальной реабилитации, нуждающихся в ней различных категорий населения
ЛЕКЦИЯ 1
История формирования медицинской
И социальной помощи больным и инвалидам
Общая характеристика и содержание
Понятия «реабилитация»
· Помощь больным в античный период
· Монастырско-церковные формы призрения на Руси
· Развитие благотворительности в России
· Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период
Помощь больным в античный период.На всех этапах своего развития общество не могло оставаться безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотношения в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными дефектами. Только несколько последних столетий начало происходить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и принятия обществом.
С античных времен отношение к слабым и беспомощным людям определялось страхом и невежественностью, мифологическо-религиозными защитными механизмами и стремлением обезопасить свое сообщество. Несмотря на формирование элементарных медицинских знаний, и приемов оказания помощи больным и раненым уже у первобытных людей, в суровом мире первобытно-общинного строя и древних цивилизаций выживали только сильнейшие - те, кто мог обеспечить себе пропитание, безопасность и элементарно заботиться о сохранении собственного потомства; остальные погибали или их умерщвляли. Спартанцы избавлялись от уродливых и больных младенцев, сбрасывая их с высокой скалы в море. Умерщвление детей с дефектами развития в Древних Риме и Греции считалось необходимым для общего блага.
Позже развитие христианства, которое проповедовало любовь к ближнему, переориентировало общество на сочувствие и оказание помощи тем, кто был слабее других, калекам и слабоумным. Такое явление, как подача милостыни нищим, увечным, слабоумным, развилось на благоприятной почве древней народной традиции милосердия к ближнему, сострадания к чужой беде, что особенно было свойственно славянским народам. Многие брали в семьи на воспитание умственно отсталых детей, давали приют раненым воинам, принимали на постой нищенствующих странников - калек и душевно больных. Такой вид помощи был своеобразной общественной повинностью.
Монастырско-церковные формы призрения на Руси. На Руси, начиная с X в. основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве больничный монастырь.
Большое значение в становлении общественной (в современном понятии - социальной) и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. Монастыри оказывали приют и помощь жертвам войны (раненым, увечным) и больным. Так, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевой лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Условно можно сказать, что монастырские приюты были первыми реабилитационными учреждениями. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропитание, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяйственные работы.
Первые формы государственных служб по уходу за немощными в России появились лишь в период правления Иоанна Грозного (1551). Петр I стремился сосредоточить в своих руках и светскую, и духовную власть. Он разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления деятельностью монастырями. В 1701-1724 гг. был издан целый ряд указов, в которых Петр I пытался систематизировать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Однако основные обязанности по обеспечению призрения по-прежнему сохранялись за общественными формами попечительства вплоть до конца XVIII в.
Развитие благотворительности в России. Учрежденные в 1775 г. Екатериной Великой приказы Общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты) просуществовали более 100 лет. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишенных, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр I основал Императорское человеколюбивое общество. В этот период поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечебных заведений частными лицами.
Основы частной благотворительности были заложены еще в XVII в. Например, в 1656 г. была открыта «больница Федора Ртищева» для приюта неизлечимых больных, слепых, стариков, которые содержались на добровольные пожертвования населения. В 1810 г. графом Шереметьевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского). В нем бесплатная помощь оказывалась не только в период госпитализации, но и при выписке - бедные люди снабжались деньгами на проезд домой, одеждой, костылями, бандажами и прочимыми необходимыми средствами.
Наиболее активное развитие медицинской и социальной помощи наблюдалось в период земства. Открывались новые лечебные заведения, специализированные больницы - дома для умалишенных, для инфекционных больных. Начала оформляться и организационная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные столовые для обездоленных, трудовые мастерские.
С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъем благотворительного движения. К концу XIX в. в России насчитывалось 3555 благотворительных обществ, попечительств, учреждений (причем три четверти из них были частными).
В 1871 г. открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения слепых. К концу века в Ведомстве учреждений императрицы Марии существовало 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях) для детей обоих полов, лишенных зрения. В них воспитывались, обучались грамоте и ремеслам свыше 700 детей. Кроме того, имелось 6 заведений для взрослых слепых. В специальном училище по призрению глухонемых воспитывалось до 200 детей интернами и до 50 - экстернами. Благодаря усовершенствованным способам обучения до 60 % учащихся начинали говорить.
В 1885 г. в типографии для слепых, которую устроила помещица Анна Адлер, была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу XX в. в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же появился журнал «Слепец».
В 1913 г. благодаря издателю П. Пезаровиусу начала выходить газета «Русский инвалид» (с 1916 г. - ежедневно), уделявшая внимание, прежде всего, ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции.
В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них – Крестовоздвиженской, где готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя - стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург И. Пирогов. Впоследствии этот опыт был распространен, многие из их функций перешли к обществу Красного Креста. В период Первой мировой войны раненые солдаты направлялись в военные инвалидные дома и богадельни, которые находились в ведении Комитета Императорского человеколюбивого общества.
Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период. С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании социальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Новая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пенсий и разнообразных пособий, сначала - увечным воинам, а позже - при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности. Были утрачены многие виды социальной поддержки нуждающихся, оказавшихся в тяжелом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства.
В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопомощи колхозников. На кассы возлагались функции оказания различной помощи лицам, утратившим трудоспособность. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инвалидов.
В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась система специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производственных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих. Создавалась протезная промышленность.
Важным направлением социально-медицинской работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов. Понятия социальной работы в то время не существовало. Отдельными функциями патронажа, оказанием помощи на дому инвалидам занимались работники здравоохранения, органов социального обеспечения, общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Характерными чертами социального обеспечения советского периода являлись его всеобщность, равное право на его получение, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); предоставление места в домах для престарелых и инвалидов.
Но проблема развития социально-медицинской помощи людям с инвалидностью со временем все больше обострялась. Если в начале прошлого века речь шла в основном о врожденных уродствах, ярко выраженных проявлениях душевных болезней, то постепенно круг лиц, нуждающихся в помощи общества, значительно расширился. Благодаря медицинским знаниям и технологиям повысилась выживаемость детей с врожденными уродствами и болезнями и лиц, перенесших тяжелые травмы, инфаркты, инсульты и сложные хирургические вмешательства. Постепенно увеличивалась продолжительность жизни человека, что приводило к росту в общей численности населения доли пожилых людей, страдающих заболеваниями, свойственными их возрасту.
И, наконец, войны, следствием которых было большое количество раненых и увечных людей, вынужденных как-либо адаптироваться к послевоенной жизни. На войне преимущественно страдали наиболее молодые, активные, трудоспособные члены общества. Вернувшись после лечения в госпиталях, эти люди с ограниченными возможностями, лишенные работы и средств к существованию, представляли собой большую проблему для общества. Все это привело к необходимости развития медико-социальной реабилитации и методов восстановления полноценной социальной жизни.
Эволюция идей реабилитации прошла несколько этапов и в обозримом прошлом была связана с благотворительной деятельностью. Только в XX столетии концепция, постулировавшая постоянную заботу об инвалиде, уступила место идеям о необходимости такой помощи, которая давала бы ему возможность заботиться и заниматься собой самому, а затем и принципам реабилитационных программ: инвалид способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями (А. Гулак).
ЛЕКЦИЯ 2
Общая характеристика и содержание
Понятия «реабилитация»
· Реабилитация как наука
· Сущность, содержание и принципы реабилитации
Реабилитация как наука. Медицинская наука давно занимается изучением и устранением структурных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция "личность и болезнь", которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают процессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологических и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болезни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимодействие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.
Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продолжению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация.
Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реабилитации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют:
· интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий;
· большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их;
· изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);
· изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности);
· изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслуживания.
В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие представители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юристы, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, конкретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппаратом и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, применительно к реабилитации необходим системный подход.
По мнению большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных потребностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечивающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конечную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной задаче - нахождению более рационального способа достижения конечной цели.
Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных условий в их взаимосвязи.
С позиции системного подхода, реабилитация - это система научной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса человека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов.
В системе реабилитации следует различать подсистемы с их основными элементами:
· клинико-биологическая подсистема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация);
· социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой).
Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы.Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупреждения инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия "реабилитация" (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.).
Определение понятия "реабилитация" впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин "реабилитация" был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов (В .П. Белов).
В Большой медицинской энциклопедиисказано: «Реабилитация... (восстановление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицинское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплановости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.
По определению, данному на IX совещании министров здравоохранения социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.
Под реабилитацией понимается система медицинских, социальных, профессиональных, педагогических, юридических и др. мероприятий, направленных на максимально полную и раннюю реинтеграцию (или интеграцию) больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, привлечение их к общественно полезной деятельности, формирование у них устойчивого положительного отношения к жизни, труду, обучению, обществу, семье.
На международном симпозиуме социалистических стран по реабилитации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией понимать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, руководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспособности инвалидов.
По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения.
На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможности, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамическая система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физического, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности.
Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий.
Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и социального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, психическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как:
· комплекс мероприятий;
· систему мероприятий (всех возможных);
· профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую);
· область деятельности различных специалистов (взаимосвязь,
взаимодействие);
· многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилитируемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и создающих условия для нее).
Задачи реабилитации,а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978).
Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.):
· раннее начало
· непрерывность и комплексный характер
· индивидуальный подход
· осуществление в коллективе
· возвращение нетрудоспособных к активному общественно-
полезному труду.
В настоящее время существуют специальные программы реабилитации, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопросами реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, которые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реабилитации.
ЛЕКЦИЯ 3
Инвалид и общество
· Причины и динамика инвалидности
· Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»
· Социальные ограничения людей с ограниченными возможностями
Причины и динамика инвалидности.Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека как личности, могут способствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.
К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:
- экономические (жизненный уровень населения, переход от одной экономической структуры к другой);
- политические (приоритеты государственной политики, изменения в структуре системы управления, международные отношения);
- демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населении региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);
- научно-технические (изменения в степени сложности и продуктивности производственных процессов, связанные с этим перемены в уровне профессиональной подготовки кадров, в характере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);
- образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.
В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни. Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и социальном плане жизнь. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жизни служат:
- физическое и психическое функционирование, материальная жизнь (доход, жилье и т.д.);
- социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на будущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);
- уровень независимости, окружающая среда.
Факторы образа и условий жизни, понижающие качество жизни, оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены: потеря близких людей; физическое или психическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее заболевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.
К биологическим факторам риска для здоровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д. К группам повышенного риска для здоровья относятся следующие социальные категории населения:
- лица, пережившие смерть близкого человека, разрушение семьи;
- дети из неблагополучных семей, отверженные родителями;
- жертвы физического, психического или сексуального насилия;
- родственники людей, имеющих тяжелое хроническое соматическое или психическое заболевание;
- бездомные, безработные, очень бедные;
- лица, находящиеся в учреждениях закрытого типа (интернатах, тюрьмах и т.д.).
Для оценки здоровья нации пользуются понятием «общественное здоровье». Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголизма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов.
Здоровье населения относится к наиболее значимым социальным ценностям, как для отдельного индивида, так и для всего общества и государства. Среди основных показателей отношения государства к здоровью нации - экологическая обстановка, соблюдение международных стандартов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граждан, доступность и качество медицинской и социально-реабилитационной помощи.
Изучением состояния здоровья населения занимается наука эпидемиология. Эпидемиология пользуется понятиями, определяющими количественные критерии здоровья или, вернее, нездоровья. Основные из них - заболеваемость, болезненность и инвалидность. Количественные показатели состояния и динамики здоровья населения изучаются и отражаются медицинской статистикой. Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, возникающих в определенной социальной группе или у населения в целом за единицу времени, чаще всего - за год. Уровень заболеваемости и ее структура различны в разных возрастно-половых, профессиональных и других группах населения. Болезненность, или распространенность заболевания, - это число больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в определенной популяции в данное время. Один из важных показателей состояния здоровья населения - инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистическими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалидностью (первичной инвалидностью).
Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:
- состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);
- повышенного травматизма (бытового, транспортного, производственного) и неадекватного выхода из последствий травм;
- несвоевременного биологического постарения населения;
- развития системы здравоохранения;
- социально-экономического развития, влияющего на качество жизни;
- состояния экологии, исторического фона;
- роста социальной агрессивности общества, политических причин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.
Статистический показатель инвалидности зависит не только от здоровья нации и многих социальных факторов, но и от методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Несмотря на неизбежные погрешности в статистической отчетности, эпидемиологические и статистические данные могут служить основой для определения государственной политики в развитии системы охраны здоровья, которая должна включать не только компоненты медицинской службы, но и все виды социальной помощи.
На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика состояния здоровья населения: только за 1998 - 2002 гг. общая заболеваемость возросла на 15,1%, число инвалидов увеличилось в 3 раза. О том, что ситуация близка к национальной катастрофе, говорит и соотношение рождаемости и смертности: в 2001 г. в России рождалось 8,4, а умирало 14,7 человека из расчета на тысячу.
Рост числа заболеваний регистрируется по большинству классов болезней. Особое беспокойство вызывает стремительный рост числа заболеваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления, психические и наркологические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем и др.), которые являются основной причиной смертности, временной утраты трудоспособности и инвалидизации, в том числе в трудоспособном возрасте.
По официальной статистике за 10-летний период (с 1990г.) на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в численность инвалидов превысила 10 млн. человек и продолжает расти (рис. 1).
Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51,3 %, и на протяжении 1998 - 2002 гг. инвалидность «молодела». Увеличивается число инвалидов не только среди лиц трудоспособного возраста, но и среди детей. Количество инвалидов в возрасте 16 - 49 лет возросло почти на 50%, детей - на 80%.
В 2001 г. было зарегистрировано 617096 детей-инвалидов, из них 14,4% в возрасте 16-18 лет. В структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей, первое место занимают инфекционные и соматические заболевания, на которые приходится 23 %. На втором месте стоят заболевания нервной системы и органов чувств (в основном детский церебральный паралич) - 20,8 %. На третьем - психические расстройства и умственная отсталость - 20,3 %. Среди детской инвалидности с увеличением возраста отмечается заметный рост числа психических заболеваний: от 9,5 в возрасте 0 - 4 года до 45,0 на 10 тыс. детей соответствующего возраста. Врожденные аномалии занимают четвертое ранговое место - на них приходится 18 %.