Форма итогового контроля зачет

Содержание.

1. Учебная программа по дисциплине

2. Учебно-тематический план

3. Рабочая программа

4. Методические рекомендации преподавателю

5. Методические указания студентам

6. Требования к уровню освоения программы дисциплины

7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами

8. Разное

Учебная программа по дисциплине «Этика образования»

Пояснительная записка

Курс 3

Семестр изучения

Форма обучения очная

Форма итогового контроля зачет

Лекции 18 часов

Семинарские занятия 16 часов

Самостоятельная работа 34 часа

Цель курса. Цель теоретического раздела курса – познакомить слушателей с этикой образования как с одним из видов прикладной этики. Этика образования как прикладная дисциплина возникает в условиях новой информационной реальности в рамках традиций нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики. В этом отношении она наследует проблемы, связанные с обоснованием форм и методов нравственного воспитания, управлением нравственно-воспитательной деятельностью, формированием моральных качеств учителя и т.п. Однако в современном информационном обществе процесс образования приобретает качественно иной характер. Возникают новые конфликты ценностей, требующие соответствующих способов моральной регуляции.

Курс предполагает знакомство с прикладной этикой, определение ее соотношения с классической и профессиональной этикой, а также изучение вновь появившихся конфликтов и дилемм в современной этике образования.

Задачи курса – проследить становление и развитие этики образования как теоретического знания, начиная с обзора основных теорий классической этики до выделения прикладной этики как отдельного направления в конце 20-го века.

Учебная программа.

Тема 1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений.

Этимология понятий этика, мораль, нравственность. Ситуации морального выбора: примеры, характеристики и способы разрешения. Противоречие между добродетелью и счастьем. Разнообразие моральных и этических теорий. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала. Проблема этического обучения.

Тема 2. Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики.

Понятие прикладной этики способы его истолкования в современной науке. Соотношение прикладной этики с классической и профессиональной этикой. Виды прикладной этики: биомедицинская этика, предпринимательская этика, экологическая этика, политическая этика. Основные проблемы прикладной этики: смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование. Признаки проблем прикладной этики.

Тема 3. Предмет этики образования.Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания.

Дилеммы современной этики образования. Содержание этики образования:1) изучение этических проблем образовательной деятельности; и 2) изучение проблем собственно этического образования, к числу которых относятся вопросы нравственного смысла и понятия образования, соотношения образования и воспитания, этических возможностей обучения нравственным добродетелям, определения уровней и ступеней нравственного обучения.

Образование и воспитание: теоретическое и практическое образование. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.

Тема 4. Дилемма этического образования

Главная проблема этического образования – возможность обучения добродетели. Определение сущности добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.Традиции этического образования Античности

Тема 8. Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики.

Тема семинарского занятия № 8. Этические принципы медиапедагогики. – 2 часа

1) Современные добродетели медиапедагогики

2) особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.

Литература:

Дьюи Дж. Демократия образования. М., 2000.

Этика СМИ. М., 2003.

Примерный перечень вопросов к зачету

по курсу «Этика образования».

1. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала.

2. Этимология понятий этика, мораль, нравственность и их современное значение.

3. Соотношение классической этики с прикладной и профессиональной этикой.

4. Понятие прикладной этики. Основные признаки современных проблем прикладной этики.

5. Виды прикладной этики. Основные этические проблемы различных сфер прикладной этики.

6. Биомедицинская этика как наиболее развитая область прикладной этики – основные вопросы и проблемы.

7. Смертная казнь как проблема прикладной этики.

8.Предмет этики образования.Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания .

9. Сущность добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.

10. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.

11. Уровни обучения и ступени образования.

12. Этические особенности современного образования.

13. Проблемы медийного образования

14. Дилеммы современного образования.

15. Современные добродетели медиапедагогики

16. Особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.

Необходимая учебная литература:

Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002.С. 234–272.

Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.

Энциклопедический словарь Этика– М.: Гардарики, 2001.

Требования к уровню знаний студентов по курсу

«Этика образования»

Студенты третьего курса на зачете по курсу «Этика образования» должны знать:

Содержание значения понятия «Этика» как одного из ключевых понятий раскрывающих сущность и смысл человеческих отношений.

Смысл соотношения классической этики с прикладной и профессиональной этикой.

Предмет и содержание этики образования.

Основные принципы соотношения образования и воспитания.

Понятие медиапедагогики

Уметь:

Давать дефиниции понятий «этика», «Мораль», «Нравственность».

Самостоятельно определять проблемы современной «Прикладной этики» по их основным признакам.

Должен ориентироваться в пройденном материале и отвечать на вопросы преподавателя по темам:

1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений.

2. Прикладная этика.

3.Предмет этики образования.Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания .

4. Сущность добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.

5. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.

6. Уровни обучения и ступени образования.

7. Этические особенности современного образования.

8. Проблемы медийного образования

9. Дилеммы современного образования.

10. Современные добродетели медиапедагогики

11. Особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.

Требования к уровню подготовки студентов по курсу

«Этика образования».

Студенты третьего курса на зачете по курсу « Этика образования» для того чтобы получить «зачтено» должны:

Свободно ориентироваться как в практической так и в теоретической частях курса, а также самостоятельно раскрывать смысл проблем очерченных рамками курса и предлагать ряд их возможных решений.

Оценка «незачтено» ставится в случае если:

Студент демонстрирует фрагментарное знание только лишь теоретической или только лишь практической части курса, а также не может самостоятельно раскрывать смысл проблем предусмотренных рамками курса.

Карта обеспеченности студентов учебной литературой

Месотнахождение Название учебника или учебного пособия Количество экземпляров
Кабинет философии Ч\з Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.
Кабинет философии Ч\з Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
Кабинет философии Ч\з Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.  
Кабинет философии Ч\з Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.  
Кабинет философии Ч\з Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. С. 573-581
Кабинет философии Ч\з Гусейнов А.А. Прикладная этика. Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна,
Кабинет философии Ч\з А.А. Гусейнова.–М.: Гардарики, 2002. С. 389.  
Кабинет философии Ч\з Коновалова Л.В. Прикладная этика // Вып.1. – М., ИФРАН, 1998
Кабинет философии Ч\з Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.  
Кабинет философии Ч\з Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002

Литература

Основная литература по курсу

Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002.С. 234–272.

Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.

Энциклопедический словарь Этика– М.: Гардарики, 2001. С. 573-581

Дополнительная литература по курсу

Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 50-61.

Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика//Гегель Г.В.Ф. Работы раз­ных лет. М., 1973. Т. 2. С. 61-67.

Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

Дьюи Дж. Демократия образования. М., 2000.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 445-459

Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910.

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Спб., 1913.

Толстой Л.Н. Избранные мысли о воспитании и образовании. М., 1909.

Философия образования. М., 1996.

Этика СМИ. М., 2003.

Содержание.

1. Учебная программа по дисциплине

2. Учебно-тематический план

3. Рабочая программа

4. Методические рекомендации преподавателю

5. Методические указания студентам

6. Требования к уровню освоения программы дисциплины

7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами

8. Разное

Учебная программа по дисциплине «Этика образования»

Пояснительная записка

Курс 3

Семестр изучения

Форма обучения очная

Форма итогового контроля зачет

Лекции 18 часов

Наши рекомендации