Предмет и задачи патопсихологии как науки и практики.

Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.

Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой.

Задачи патопсихологии:

1. Анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

2. Психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы.

3. Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Патопсихология - отрасль психологической науки, данные которой имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Она исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Исследования в области патопсихологии имеют теоретическое и прикладное значение для психологии и медицинской практики.

Практика:

- В психологических лабораториях накоплены экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, которые могут быть дополнительным материалом в установлении диагноза;

- В психологическом эксперименте может быть поставлена задача анализа структуры, установления степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения;

- Применение адекватных психологических исследований помогает определить характер действия новых лекарственных средств, которые внедряются в терапевтическую практику;

- Полученные в ходе патопсихологического исследования данные могут использоваться для анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранившихся сторон и перспектив компенсации утраченных свойств - с целью выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

Содержание понятий нормы и патологии в патопсихологии. Проблема выбора критериев нормы.

Понятие «нормы» важно для психодиагностики. Влияние оказывают четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной). Например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

Проблема нормы связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В число норм включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Идеальное с точки зрения индивида.

Наши рекомендации