Предмет и задачи патопсихологии

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи патопсихологии………..…..……………………………..4

2. Принципы организации и правила проведения экспериментального

патопсихологического исследования………………………………………..6

3. Нарушения сознания…………………………………………….…………...13

4. Нарушения личности………………………………………………………...18

5. Нарушения восприятия……………………………………………………....26

6. Нарушения памяти…….……………………………………………………..33

7. Нарушения мышления…..…………………………………………………...37

8. Нарушения умственной работоспособности……………………………….55

9. Патопсихология неврозов. Психопатии……….…………………………...58

10. Патопсихология психосоматозов…..…………..….………………………..73

11. Значение патопсихологических исследований для теоретических и

методологических вопросов психологии.....................................................77

12.Патопсихологические синдромы……………………………...………….....81

13.Вопросы к экзамену……………..…………………………………………...84

14.Список литературы………….……………………………………………….85

НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием.

С точки зрения психиатра А.В. Снежневского – «если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается».

Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства.

Сознание рассматривается как фон, на котором происходит смена различных психическихфеноменов (К.Ясперс). Соответственно, при психических заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот.

Нарушения сознания с клинической точки зрения можно разделить на два вида:

1. помрачение сознания;

2. повышение ясности сознания (сверхбодрствование).

Помрачением сознания называют такое его расстройство, при котором нарушается отражение реального мира не только в его внутренних связях (абстрактное познание), но и во внешних (чувственное познание), расстраивается непосредственное отражение предметов и явлений; это преходящее расстройство, возникающее при психических заболеваниях, требующих неотложной врачебной помощи.

Общие признаки помрачения сознания по К. Ясперсу:

1. Отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия; при этом реальность отражена лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов.

2. Дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации.

3. Нарушение процессов мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью формирования суждений.

4. Затруднение запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений (воспоминания о периоде помрачения сознания отрывочны или совсем отсутствуют).

При диагностике состояния помрачения сознания необходимо установить совокупность всех вышеперечисленных признаков. Присутствие одного или нескольких симптомов еще не свидетельствует о помрачении сознания. Так, отрешенность от реального мира бывает не только при помрачении сознания, но и при апатии, аутизме. Дезориентировка во времени, ситуации, месте и окружающих лицах наступает, кроме помрачения сознания, при амнезиях, некоторых формах бреда, апатии. Ослабление мышления, его бессвязность отмечаются не только при помрачении сознания, но и при других состояниях, например при интеллектуальной недостаточности. Различают следующие синдромы помрачения сознания.

Оглушение

чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оно выражается в резком повышении порогов чувствительности для всех внешних раздражителей, затруднении и замедлении образования ассоциаций. При этом отмечаются замедление психической деятельности, «опустошение» сознания; затруднены восприятие и переработка впечатлений; явления внешнего мира не привлекают внимания, не замечаются. Вопросы воспринимаются не сразу, больной понимает их смысл с большим усилием. Ответы произносятся с трудом, бывают неточными, неполными, иногда непоследовательными. Сложное содержание вопроса не осмысливается. Способность к запоминанию и воспоминанию крайне ослаблена. Все движения замедлены, мимика бедная, больной молчалив, часто безучастен, взгляд и выражение лица безразличные, легко впадает в дремоту, нередко он постоянно сонлив. Воспоминания о периоде оглушения обычно не сохраняются.

При ухудшении состояния оглушение переходит в сопор, прекому и кому.

Делирий

наблюдается, в основном, у больных с органическими нарушениями головного мозга после травм, инфекций, интоксикаций.

Этот синдром в отличие от оглушения, при котором наступает «обеднение» психической деятельности, скудность ассоциаций, напротив, характеризуется наплывом ярких представлений, обилием образных, непрерывно всплывающих наглядных воспоминаний. При этом возникает не просто дезориентировка, как при оглушении, а ложная ориентировка в окружающем. Для делирия характерны зрительные и вербальные галлюцинации, бред. Настроение очень изменчивое. Возникает то панический страх, то возбужденное любопытство, то раздражительная капризность и плаксивость, то эйфория.

Больной говорлив, причем его высказывания отрывочны, крайне непоследовательны и иногда сводятся к отдельным выкрикам. Выражения лица напряженное, постоянно меняющееся, взгляд то блуждающий, то пристальный. Больной беспокоен, зачастую стремится бежать, и сопротивляется при удерживании.

Галлюцинации при делирии сценоподобны. Больные становятся участниками, живо и адекватно реагирующими на все призрачные события. Они в страхе убегают, защищаются, с любопытством рассматривают что-то. Перед ними всплывают образы блуждающих мертвецов, бандитов, чудовищ, зверей, насекомых, происходят демонстрации, убийства, насилия, сражения, проходят похоронные процессии. Вместе с тем отмечается противопоставление себя своим видениям и сохранность ориентировки в собственной личности.

Глубина делириозного помрачения сознания непостоянна. Делирий обычно прерывается периодами ясного сознания. Больной узнает окружающее, ответы на вопросы становятся правильными, верно оценивает свое состояние, проявляет критическое отношение к возникавшим видениям. Вечером и ночью делириозное помрачение сознания усиливается. Воспоминания о делириозном периоде неполные, часто бессвязные.

Онейроид

Сновидное, фантастически-бредовое помрачение сознания, выражающееся в причудливой смеси фрагментов отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких фантастических представлений (галлюцинаций).

Больной полностью отрешен от окружающего, наблюдается глубокое расстройство самосознания (перевоплощение), а, также, диссоциация между последовательно развивающимися, как в сновидении, фантастическими событиями и внешней неподвижностью или бессмысленным возбуждением.

Больные в этом состоянии совершают межпланетные путешествия, оказываются среди жителей Марса, проносятся над неведомыми городами, участвуют в заговорах и восстаниях, руководят сражениями, бродят среди доисторических существ, попадают в рай или ад, присутствуют при разрушении зданий, гибели городов, смерти миллионов людей, извержении вулканов, землетрясениях, мировых войнах и катаклизмах, столкновениях планет.

В соответствии с содержанием грез воспринимается и окружающая обстановка, больные и персонал, которые, как и сам пациент, становятся участниками совершающихся событий. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего.

Если при делирии поведение больного соответствует содержанию галлюцинаций и бреда, то при онейроиде больные остаются неподвижными, малоподвижными или однообразно и бессмысленно возбужденными, в то время как в разыгрывающихся в их воображении событиях они совершают ряд последовательных поступков.

Выражения лица при онейроиде в противоположность постоянно меняющемуся при делирии однообразное, застывшее, отсутствующее, иногда восторженное. Часто это состояние сопровождается безмолвием, внешней безучастностью.

Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают лишь содержание своих грез.

Онейроидное помрачение сознания может возникать при эндогенных психозах, например, при шизофрении.

Сумеречное помрачение сознания

наблюдается, в основном, у пациентов с органическими нарушениями головного мозга и наступает внезапно, обычно ненадолго и столь же внезапно кончается, вследствие чего его называют транзиторным, скоропреходящим.

Для этого синдрома типично сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с развитием галлюцинаций и бреда, аффектом тоски, злобы и страха, неистовым возбуждением или внешне упорядоченным поведением.

Под влиянием бреда, галлюцинаций, напряженного аффекта больной может совершать чрезвычайно опасные поступки – в силу охватившей его ярости, бессмысленно разрушает все, что попадает под руку, с одинаковой злобой живое и неживое.

Приступ сумеречного помрачения сознания заканчивается критически, нередко с последующим глубоким сном. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют.

Сумеречное состояние сознания без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций носит название амбулаторного автоматизма. Страдающие этим расстройством пациенты совершают автоматизированные движения и действия.

Например, выйдя из дома с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятно для себя оказываются в противоположном конце города. Во время такого бессознательного путешествия они механически переходят улицу, едут на городском транспорте, производят впечатление несколько растерянных, погруженных в свои мысли людей.

Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях головного мозга и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими интеллектуально-мнестическими расстройствами.

Больные забывают названия предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством. Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при ответе на вопрос, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.

Наряду с различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознания – деперсонализация,характеризующаяся чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны.

Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы тела» – расстройство отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственного тела, его отдельных частей и органов.

Подобные нарушения, получившие название «дисморфофобии», могут возникать при разных заболеваниях – эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм.

Больные с синдромом дисморфофобии считают, что у них «некрасивый нос, оттопыренные уши, от них плохо пахнет». Такие пациенты стремятся принять меры по устранению «мешающего недостатка», настаивают на оперативном вмешательстве, они часами могут стоять перед зеркалом, постоянно себя разглядывать.

Этот синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из следующих компонентов:

1. навязчивая идея о физическом недостатке (реальном или мнимом) с активным стремлением от него избавиться;

2. идея отношений (с возможным резким ограничением круга общения);

3. пониженное настроения (наличие депрессивных тенденций).

Подобные больные, в связи с низкой самооценкой, избегают общества, уединяются. Нередко переживание своего мнимого уродства столь сильно, что может стать причиной суицидальных попыток. Самооценка таких пациентов, связанная с неприятием своего физического облика, отражает неосознаваемое неприятие собственного “Я”.

В случае выраженного, навязчивого или бредового стремления пациентов исправить мнимый недостаток можно говорить о наличии дисморфомании.

Следует отметить, что некоторые транзиторные элементы дисморфофобии могут встречаться в подростковом возрасте. Это связано с естественной непропорциональностью физического развития подростка и с его повышенным вниманием к своему физическому облику, что является проявлением особенностей личностного развития ребенка в пубертатном периоде.

Повышение ясности сознания (сверхбодрствование)

Этому состоянию свойственна особая ясность, живость отчетливость восприятия окружающего, возникновения субъективного ощущения молниеносного постижения смысла происходящего, быстрота и яркость воспоминаний, легкость разрешения возникающей ситуации, повышенная откликаемость на все происходящее, живость сочувствия, новизна прежде повседневных переживаний. Сверхбодрствование сознания может возникать в маниакальном состоянии, в экстазе, при остро развивающейся шизофрении, после приема психоактивных веществ, в начальной стадии развития эпилептического приступа.

НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Смысловые системы являются основой жизненных отношений личности. Они связаны с мировоззрением, ценностными представлениями, представлением о себе («образом-Я»).

С точки зрения отечественной психологии, путь изучения самой структуры деятельности, мотивов, их иерархии и построения, и путь изучения их формирования являются основными аспектами исследований в области психологии личности.

Исследования последних лет как отечественной, так и зарубежной психологии показали плодотворность еще одного пути – анализа исследований патологически измененной личности. При этом необходимо системное изучение изменений различных форм психической деятельности больного, в структуру которой включены и изменения личностных установок, мотивов человека, его переживаний, его отношения, самосознания и др.

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Структура процесса запоминания и воспроизведения имеет те же особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, – опосредованность, целенаправленность и мотивированность. Изучение патологии всех этих компонентов и позволяет объяснить нарушения памяти как мотивированной, направленной, опосредованной деятельности.

В основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу. Результаты их изучения могут оказаться полезными при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.

В исследовании патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

1) проблема строения мнестической деятельности и, в частности, соотношение опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;

2) вопрос о динамике мнестического процесса;

3) вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Следует отметить, что не всегда удается вычленить в каком-нибудь определенном, частном амнестическом синдроме отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются. Однако экспериментально удается нередко выделить ведущую роль того или иного компонента.

Нарушения непосредственной памяти

1.Корсаковский синдром

Это нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Больные, у которых имеют место подобные амнестические явления, не помнят событий недавнего прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит даты общественной жизни, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач.

Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: “Я не помню, но у меня в кармане папиросы – значит, жена приходила”. Такие больные здороваются по несколько раз, задают один и тот же вопрос, обращаются по много раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Забывание недавнего прошлого является следствием дефекта воспроизведения. Экспериментально-психологическое исследование непосредственной памяти обнаруживает низкое плато без наращивания. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями.

Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций. Нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий.

Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем. Реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то причудливо переплетаются с не имевшими место событиями. Невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего. По существу у таких больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни в единое целое.

Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, т.е. грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности. Для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдается расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение, расстройство критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. В силу дезориентировки у больных нарушена адекватная оценка окружающего, им недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий.

2.Прогрессирующая амнезия

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и прошедшие. При этом больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга.

Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. При этом сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в реальной настоящей ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом.

Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно. Расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга.

Неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все описанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры. У некоторых больных кривые запоминания имеют зигзагообразную форму, что говорит о неустойчивости, истощаемости их мнестических процессов. Очень низка прочность запоминания. Процесс опосредования не улучшает воспроизведения.

Нарушение динамики мнестической деятельности

Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.

В других случаях память больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать.

На первый план выступают колебания мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявленьях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого – лишь 3 слова, а после шестого – опять 6-8. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста. Больные то подробно, с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амнестическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают.

Иными словами мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.

Подобные нарушения динамики мнестической деятельности, как правило, проявляются у больных на фоне лабильности всех форм их деятельности, их познавательной и эмоционально-волевой сфер. При выполнении интеллектуальных задач, требующих длительного и направленного удержания цели, последовательности суждения, часто обнаруживается нестойкость умственной работоспособности больных. Так, в опыте на “классификацию предметов” колебания умственной деятельности могут проявиться в чередовании обобщенных и ситуационных решений.

Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности пациентов в целом, ее истощаемости.

Одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при использовании средств опосредования.

Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям (посттравматического, инфекционного и другого генеза), может проявиться в забывчивости, неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала.

Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех случаях может оказаться измененным именно динамический компонент памяти. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут компенсировать невозможность удержания цели.

Нарушение опосредованной памяти

Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Психическая болезнь, изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. В то время как введение операции опосредования улучшает процесс запоминания у здоровых людей, то у ряда больных фактор опосредования становится помехой. При этом больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.

В патопсихологическом исследовании для изучения опосредованной памяти широко применяется методика пиктограмм. Основная трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм состоит в том, что круг значений слова значительно шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей бывает затруднено.

Само задание - создать условную связь при запоминании слова - вызывает известные трудности уже потому, что в создании рисунка заключен момент условности, требующий известной свободы мыслительных операций. С другой стороны, условность рисунка может стать столь беспредметной и широкой, что она перестает отражать реальное содержание слова. В этом случае условность рисунка способствует актуализации латентных свойств предметов.

Нарушение мотивационного компонента памяти

В различных формах мнестических изменений находит свое отражение по-разному измененная структура деятельности. Исключительно важна роль мотивационного компонента в строении мнестической деятельности.

Психические процессы следует рассматривать как разные формы психической деятельности, которые формируются в онтогенезе. В зависимости от той задачи, на решение которой направлена деятельность человека, она принимает форму того или иного процесса (восприятия, памяти). Поэтому в отношении всех человеческих процессов должна быть применена та же характеристика, что и к деятельности в целом. Иными словами, при анализе этих процессов следует учесть их личностно-мотивационный компонент. Деятельность памяти актуализирует ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации. Деятельность памяти является мотивированной. Нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являются факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможными.

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Данные экспериментально-психологических исследований убедительно показывают, что к мышлению следует подходить, как к одной из форм деятельности.

Мышление определяется в отечественной психологии как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Рациональное познание не ограничивается отражением единичного, частного, а отражает наиболее существенные связи действительности. Процесс познания выражается не только в переходе от чувственного познания к рациональному, но и в том, что оно должно вновь вернуться к практике. Этот процесс, наиболее полно отражая действительность, возможен лишь благодаря языку.

Мышление является особой формой человеческой деятельности, рождающейся в практике, когда перед человеком встает необходимость разрешить какую-нибудь задачу. Для понимания природы мыслительной деятельности большое значение имеет исследование ее генезиса. В отечественной психологии базисными являются положения о том, что теоретическая деятельность развивается из внешней активности, что психические свойства, как общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического развития. Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мышление является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи, личностно мотивированным. Суммируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых эта задача осуществляется.

Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель в сфере внимания, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных действий. Вышеназванные положения отечественной психологии о структуре мышления являются основой для анализа различных форм патологии мышления.

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный характер и их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о выделении параметров, вокруг которых группируются различные варианты нарушений мышления, встречающиеся у психически больных.

Учитывая сказанное, можно выделить три вида патологии мышления:

1. нарушение операциональной стороны мышления;

2. нарушение личностного компонента мышления;

3. нарушение динамики мышления.

Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений. Так, например, нарушение процесса обобщения в одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, а в других – с различными подвидами нарушений его динамики.

Нарушение операциональной стороны мышления

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности практически выступает как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процессов синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах.

Согласно С.Л. Рубинштейну, обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Оно означает иное отношение к объекту, возможность установления иных связей между объектами.

С другой стороны, оно предоставляет возможность установления связи между самими понятиями. Установленные и обобщенные в прежнем опыте системы связей не аннулируются. Образование обобщения идет не только путем заново совершаемого обобщения единичных предметов, но и путем обобщения прежних обобщений. Обобщение дано в системе языка, который служит передаче общечеловеческого опыта и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы.

При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам:

1. снижение уровня обобщения,

2. искажение процесса обобщения.

1. Снижение уровня обобщения

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. При этом оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в методике «классификации предметов» один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, «потому что они враждуют»; другой больной не объединяет лису и жука, потому что «лиса живет в лесу, а жук летает». В этом случае частные признаки «живет в лесу», «летает» больше определяют суждения больного, чем общий признак «животные».

При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию. Для таких испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены. Даже стол и стул нельзя отнести к одной группе, так как «на стуле сидят, а на столе работают и кушают». Больной отказывается объединить ключ и ножницы, так как они разные: «Это ключ, а это ножницы, что же может быть между ними общего?». В некоторых случаях больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например, ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка, тетрадь и карандаш.

Иногда испытуемые объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета (больной рассказывает что-нибудь по поводу этих предметов), но классификация не производится. Например, одну группу составляют яйцо, ложка, нож; другую – тетрадь, перо, карандаш; третью – замок, ключ, шкаф; четвертую – галстук, перчатки, нитки и иголки и т.д. При этом испытуемый объясняет: «Он пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш…» Такого рода ошибочные решения обозначаются как конкретно-ситуационные сочетания.

Возможность оперирования обобщенными признаками характеризует мышление как деятельность аналитико-синтетическую. Поэтому нарушения типа конкретно-ситуационных сочетаний больше всего обнаруживались при выполнении основных заданий (классификация предметов, объяснение пословиц и т.д.), в которых эта умственная операция четко выступает.

В основном конкретно-ситуационные решения были характерны для олигофренов (у 95% этих больных), а также для больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%). Такой тип решений наблюдался и у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%).

В психическом состоянии этих больных, как правило, не отмечалось психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций, расстройств сознания), а преобладали данные об их общем интеллектуальном снижении. Эти больные могут правильно выполнить какую-нибудь несложную работу, если ее условия ограничены и жестко предопределены. Изменение условий вызывает затруднения и неправильные действия больных. Операция классификации, в основе которой лежит выделение ведущего свойства предмета, отвлечение от множества других конкретных свойств, особенностей предметов, вызывает затруднения, и больные пр

Наши рекомендации