Цели должны быть конкретны, реальны, достижимы и диагностичны.
Если пациент должен научиться нескольким навыкам, планировать обучение лучше с более простых.
При планировании необходимо структурировать содержание обучения, т.е. подразделять на «учебные единицы» с чёткой регламентацией объёма и последовательности изложения, постановкой целей для каждого «учебного шага» и необходимым набором материала для усвоения, повторения и закрепления навыков.
4-й этап – реализация намеченного плана.
СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
Расскажите, что необходимо изучить. |
Попросите все повторить. |
Покажите все, что необходимо. |
Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе. |
Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца. |
В процессе реализации намеченного плана обучения придерживайтесь следующих советов:
- Обучение всегда начинайте с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником – повседневные навыки) и только при их освоении переходите к более сложным.
- Используйте при обучении специальную литературу, медицинские атласы, памятки, календари, инструменты и т.д. Обучение должно быть наглядным. Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.
- Помните, что «делание» в 6-7 раз продуктивнее слушания. Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.
- Избегайте сложных медицинских терминов. Их стоит затрагивать лишь в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.
- Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).
- Используйте примеры.
- Соблюдайте последовательность в обучении.
- Не перегружайте информацией. Информационная перегруженность выключает внимание пациента и формирует негативное отношение к обучению.
- Задавайте больше конкретных вопросов (открытых), наблюдая, как пациент выполняет новые навыки.
- Предложите записать в блокнот или специальную тетрадь то, что пациенту трудно запомнить.
- Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, массу тела и так далее), что послужит стимулом для дальнейшего обучения.
ПОМНИТЕ!
· Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
· Сотрудничество медсестры и пациента – залог успеха в обучении.
· Понимание и усвоение требует времени и практики.
· Пациент усваивает лишь ту информацию, которая нужна ему, близка и персонально важна.
Й этап – оценка.
Оценка – это соотношение результата с поставленной целью.
В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения: контроль исходного уровня знаний и умений, текущий и итоговый контроль.
Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений.
Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
- адекватная (совпадает с мнением медсестры);
- неадекватная (завышенная или заниженная);
- нестабильная (сегодня доволен, завтра – нет).