Общениес самим собой(структурныйанализ)
Молодойинженер делаетдоклад наконференции.У него однапоза, словарныйзапас, мимика,пантомимика,жесты. Это Взрослый,объективнооценивающийреальностьчеловек. Онприходит домой,а жена прямос порога проситего выброситьмусор. И переднами другойчеловек — капризноеДитя. Изменилосьвсе: поза, словарныйзапас, мимика,пантомимика,жесты. Утром,когда он ужеуходит на работу,сын случайнопроливает наего светлыйтщательновыглаженныйкостюм стаканвишневого сока.И снова переднами другойчеловек — грозныйРодитель.
Изучаяобщение людей,Э. Берн описалтри Я-состояния,которыми располагаеткаждый человеки которые поочереди, а иногдавместе выходятна внешнююкоммуникацию.Я-состояния— нормальныепсихологическиефеномены человеческойличности (Родитель (Р) —Взрослый (В) —Дитя (Д)) (рис.2. 2.).
Все онинеобходимыдля жизни. Дитя— источникнаших желаний,влечений,потребностей.Здесь радость,интуиция, творчество,фантазия,любознательность,спонтаннаяактивность.Но здесь же истрахи, капризы,недовольство.Кроме того, вДитяти — всяпсихическаяэнергия. Радикого живем?Ради Дитяти!Это, может быть,лучшая частьнашей личности.
Взрослый необходимдля выживания.Дитя хочет,Взрослый выполняет.Взрослый переходитулицу, карабкаетсяв горы, производитвпечатление,добывает пищу,строит жилище,шьет одеждуи т. п. Взрослыйконтролируетдействия Родителяи Дитяти.
Еслидействие выполняетсячасто и становитсяавтоматическим,появляетсяРодитель. Этоавтопилот,который ведетправильно нашкорабль в обычныхусловиях, чтоосвобождаетВзрослого отпринятия рутинныхобыденныхрешений, этои тормоза, которыеавтоматическиудерживаютнас от опрометчивыхпоступков.Родитель — нашасовесть. ДевизыДитяти — хочу,нравится; Взрослого— целесообразно,полезно; Родителя— должен,нельзя. Исчастлив человек,если у негохочу,целесообразно и должен имеютодно и то жесодержание!Например, яхочу писатьэту книгу,целесообразнописать этукнигу, я долженписать этукнигу.
Еслижелания Дитятиудовлетворятьсвоевременно,они выглядятумереннымии исполнятьих нетрудно.Задержка вудовлетворениипотребностиприводит илик исчезновениюее, или к излишествам.Так происходит,например, когдачеловек ограничиваетсебя в еде: онстановитсяобжорой илитеряет аппетит.
Руководителям,родителям,учителям, вобщем, всем намстоит помнить,что программыРодителя, особенноприобретенныев раннем детстве,бывают оченьустойчивы. Дляих разрушениятребуется многоусилий, специальныеприемы. Родительв своих требованияхстановитсяагрессивным,заставляетработать Взрослого,наносит вредДитяти, за счетэнергии которогосуществуети сам.
Проиллюстрируюэто на одномпримере.
Своимслушателямна одном иззанятий я как-топосоветовалугощать своихгостей часачерез два послеприхода бутербродами,чаем, конфетами.Сразу же посыпалисьвозражения:«Кто же тогдак нам ходитьбудет? Что будуто нас говорить?Как это так,придут гости, а яне приготовлюхорошего угощения?»Давление Родителябывает стольсильным, чтовсе силы умаВзрослогонаправляютсяна выполнениенеразумныхдел. Закупаетсяпродуктов вдесять разбольше, чемнужно, съедаетсяв пять раз больше,чем это необходимоДитяти. В любойбольнице вамскажут, чтобольше всегопоступаетбольных с инфарктоммиокарда, прободнымиязвами желудка,алкогольнымипсихозами послепраздников.Как видим, нетак уж безобидныжесткие программыРодителя, вышедшиеиз-под контроляВзрослого!
Еще однаопасностьисходит отРодителя. В немчасто имеютсямощные запретительныепрограммы,которые мешаютудовлетворятьличности своипотребности,запреты: «Невступай в бракдо тех пор, покане получишьвысшего образования».«Никогда незнакомься наулице» и т. п.На какое-товремя они сдерживаютДитя, но затемэнергия неудовлетворенныхпотребностейразрушаетплотину запретов.Когда Дитя(хочу) и Родитель(нельзя) другс другом ссорятся,а Взрослый неможет их помирить,развиваетсявнутреннийконфликт, человекраздираетсяпротиворечиями.А «когда в товарищахсогласья нет,на лад их делоне пойдет ивыйдет из тогоне дело, толькож мука».
Обучающийсяпсихологическойборьбе в процессезанятий долженпроанализироватьсодержаниесвоего Родителя,разрушитьненужные ограниченияи выработатьновые навыки,а это вполневозможно.
Вспомнимнесколькоэпизодов изромана Д. Лондона«Мартин Идеи»,которые наглядноиллюстрируютборьбу Дитятии Родителя(внутриличностныйконфликт). Наразных этапахВзрослый становитсято на сторонуДитяти, то насторону Родителя.
МартинИдеи впервыепопадает кМорзам. Преждечем переступитьпорог, он неловкосдернул кепкус головы. Впросторномхолле как-тосразу оказалсяне на месте. Онне знал, чтосделать сосвоей кепкой,и собрался ужезапихнуть еев карман, но вэто время Артурвзял кепку унего из рук исделал это такпросто и естественно,что парень былтронут.
Огромныекомнаты, казалось,были тесны дляего размашистойпоходки — онвсе время боялсязацепить плечомза двернойкосяк или смахнутьбезделушкус камина. Егобольшие рукибеспомощноболтались, онне знал, что сними делать.И когда емупоказалось,что он вот-вотзаденет книгина столе, отпрянул,как испуганныйконь, и едва неповалил табурету рояля. Каплипота выступилиу него на лбу,и, остановившись,он вытер лицоносовым платком,обвел комнатусосредоточеннымвзглядом, нов этом взглядевсе еще былатревога, каку дикого животного,опасающегосязападни. Он былокружен неведомым,боялся того,что его ожидало,не знал, чтоему делать.
Что здесьинтересно сточки зренияструктурногоанализа? МартинИдеи попал внезнакомуюобстановку.В программеего Родителяне было необходимыхдля даннойситуации шаблоновповедения. ЕгоВзрослый взялуправлениена себя. И хотяМартин выгляделнеловко, именноон мыслил, а неАртур, поведениекоторого было«просто иестественно»,так как шло отРодителя.
Но вотпришла Руфь.Она говориласвободно илегко (Родитель). Издальнейшегоизложениявидно, что она,не вдумываясь,пересказаламнение своейсреды. Но вдругона поймалаего пылающийвзгляд. Еще ниодин мужчинане смотрел нанее так, и этотвзгляд смутилее. Она запнуласьи умолкла. Отнее вдруг ускользнуланить рассуждений.Этот человекпугал ее, и вто же время ейпочему-то былоприятно, чтоон на нее таксмотрит (Дитя). Привитыевоспитаниемнавыки предостерегалиее против опасностии силы этогоковарногообаяния (Родитель); ноинстинкт звенелв крови, требуя,чтобы она забыла,кто она и чтоона, и устремиласьнавстречу гостюиз другого мира(Дитя).
И покаМартин Идеиговорил, Руфьсмотрела нанего с восхищением.Его огонь согревалее. Она впервыепочувствовала,что жила, незная тепла. Ейхотелось прильнутьк могучему,пылкому человеку,в котором клокоталвулкан силыи здоровья(Дитя). Желаниеэто было таксильно, что онас трудом сдерживаласебя (Взрослыйи Родитель). Нов то же времячто-то и отталкивалоее от Мартина(Родитель). Отталкивалиэти израненныеруки, в кожукоторых словновъелась житейскаягрязь, эти вздувшиесямускулы, шея,натертая воротничком.Его грубостьпугала ее. Каждоегрубое словооскорблялослух (Родитель). И все-такиее влекла кнему какая-то,как ей казалось,сатанинскаясила. Все, чтотак твердоустоялось вее мозгу, вдругстало колебаться.Его жизньопрокидывалавсе привычныеее условныепредставления.Жизнь уже неказалась ейчем-то серьезными трудным, аскорее игрушкой,которой приятнопоиграть, повертетьво все стороны,но которуюможно и отдатьбез особогосожаления. «Воти ты играй, —говорил ейвнутреннийголос, — прижмиськ нему, еслитебе так хочется,обними его зашею» (Дитя). Ееужаснулалегкомысленностьэтих побуждений,но она напраснозаставляласебя думатьо своей чистоте,своей культуре— обо всем том,что отличалоее от него. Посмотревкругом, Руфьувидела, чтои остальныеслушают егокак завороженные,но в глазахсвоей материона прочла тотже ужас, восторженный,но все же ужас,и это придалоей силы. Да, этотчеловек, пришедшийизмрака, — порождениезла. Руфь былаготова положитьсяна суждениематери, какпривыкла полагатьсявсегда. ПламяМартина пересталоее жечь, и страх,который он ейвнушал, потерялостроту (Родитель).
МартинИдеи влюбилсяв Руфь и решилстать своимв их среде. Емуудалось перестроитьпрограммусвоего Родителя,обогатитьзнаниями своегоВзрослого.Через год названом вечереРуфи Мартинбеседовал сглавным бухгалтеромминут пятнадцать,и Руфь не могланарадоватьсяна своеговозлюбленного.Его глаза ниразу не засверкали,щеки ни разуне вспыхнули,и Руфь изумляласьспокойствию,с каким он велбеседу (Родитель,которому немногопомогает Взрослый). Новот беседазаинтересовалаего. Мартин неразмахивалруками, но Руфьпридирчивоотметила особыйблеск в егоглазах, чтоголос его постепенноначинает повышатьсяи краска приливаетк щекам (Дитя). НоМартин оченьмало думалсейчас о внешнихприличиях! Онувидел, каксведущ и какшироко образованего собеседник(Взрослыйи Дитя, которомуненавязчивопомогает Родитель).
Постепенно,по мере формированияновой программыРодителя, ВзрослыйМартина всебольше освобождаетсяот рутиннойработы и начинаетразбиратьсяв ситуации ив своей возлюбленной.Мартин понял,что для Руфи«радость творчества»— пустые слова.Она, правда,часто употреблялаих в беседе, ивпервые Мартинуслыхал о радоститворчестваиз ее уст. Оначитала об этом,слышала налекциях университетскихпрофессоров,даже упоминала,сдавая на степеньбакалавраискусств. Носама она былачужда оригинальностимысли, всякоготворческогопорыва и моглалишь повторятьто, что заучивалас чужих слов.Поэтому онане могла оценитьтворчествасвоего жениха,не могла себепредставить,что можно статьписателем, неимея диплома(Родитель).
ВзрослыйМартина неможет обеспечитьдля Руфи необходимогоматериальногоположения.Когда Мартинпопадаетв скандальнуюисторию, внутреннийРодитель Руфии актуальныеродители побеждаютее Дитя. Наступаетразрыв отношений.
Для Мартинаэто кончилосьтрагически.Прежний Родительбыл разрушени не мог егозащитить так,как защитилРуфь ее Родитель,хотя и лишилсчастья. Одноготворчествадля его Дитятибыло недостаточно.Оно лишилосьпривычногокруга общения,не приобрелонового, рухнулалюбовь. Наступилострый коммуникативныйголод, хотялюдей вокругбыло много.Мартину неудалось уберечьсвоего Дитятюот депрессии.