Оценка эффективности работы Школ здоровья

1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно – за прошедший год, и, начиная со второго года, – за весь период с начала функционирования Школы:

• количество пациентов, обученных в Школе;

• % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население).

2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья.

Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.

Вопросник

по оценке обучения в Школе Здоровья

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.

В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:

от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.

На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.

Утверждения Баллы (оценка)
1. Организация обучения в Школе в целом  
2. Численность группы  
3. Время проведения занятий  
4. Продолжительность занятий  
5. Частота занятий  
6. Было много новой информации  
7. Обучение в Школе было для Вас полезным  
8. Вы удовлетворены обучением в целом  
9. Заниматься было интересно  
10. Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас  
11. Ваши пожелания по обучению в Школе
   
   

Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!

Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:

менее 30 баллов – неудовлетворительная оценка

30–40 – удовлетворительная оценка

более 40 баллов – хорошая оценка

3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.

Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

Вопросник

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше      
АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия      
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача      
Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения      
Избыточная масса тела не влияет на уровень АД      
Повышению АД способствует курение      
Низкая физическая активность способствует понижению АД      
Наследственность повышает риск повышения АД      
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии      
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха)      
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день      
Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД      

Утверждения 1,3,6,7,8,10,11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные.

Вопросник

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать      
Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма      
Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия      
Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача      
Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения      
Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы      
Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы      
Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы      
При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы      
Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья      
Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток      
Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства – обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу      

Утверждения 1,2,4,6,7,8,9,11 – правильные, 3,5,10,12 – неправильные.

Вопросник

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль/л      
Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия      
При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка      
Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается      
Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды      
Лишний вес способствует повышению сахара крови      
Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови      
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови      
При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей      
Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день      
Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток      
Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови      

Утверждения 1,3,5,6,7,9,10 – правильные, 2,4,8,11,12 – неправильные.

Вопросник

по оценке знаний слушателей Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка

Дата «_____» ________________ 20 г.

Пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласна» («Да»), «не согласна» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Нормальная беременность продолжается 9 месяцев (40 недель) и состоит из трех триместров      
Искусственные смеси, приближенные по некоторым своим свойствам к грудному молоку, могут заменить кормление грудью      
Общение матери с ребенком до его рождения помогает в установлении контакта в первые месяцы после его рождения      
Регулярные схватки являются предвестниками родов      
Процесс родов состоит из трех периодов      
Страх является одной из причин боли в родах      
Нужно ли дополнительно мыть грудь перед кормлением      
Приемы мышечного расслабления организма помогают снизить боль в родах      
Научиться управлять болезненными схватками заранее невозможно      
Кормить ребенка исключительно грудью нужно до 6 месяцев, а далее с прикормами до 2-х лет и более      
Следует прикладывать ребенка к груди строго в определенные часы      
При использовании бутылочки с соской нарушается естественный механизм сосания груди      

Утверждения 1,3,4,5,6,8,10,12 – правильные, 2,7,9,11 – неправильные.

4. Оценка эффективности работы Школы для желающих бросить курить.

Эффективность работы Школы оценивается с помощью определения доли лиц, успешно отказавшихся от курения после посещения двух занятий Школы.

Оценивается процент слушателей, которые не курят через месяц и шесть месяцев после даты отказа от курения.

Работа считается эффективной, если не менее 30% выпускников не курят через 6 месяцев после даты отказа от курения.


  Приложение № 9 к приказу министра здравоохранения Свердловской области от 19.03.2012 г. № 250-п  

организационно-методические рекомендации

Наши рекомендации