Оценка эффективности проведенной работы.

На основе сопоставления реально достигнутых целей с теми, которые намечены в программе. Наиболее важны здесь следующие моменты: осознавание, помогающее субъекту сохранять активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие цели позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения.

Ценность - убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив, после взвешивания последствий каждой из них. Ценности определяют то, ради чего клиент осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию, приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному и иллюзорному развитию личности.

Выделяют следующие возможные результаты коррекционной работы, в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:

• усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям;

• развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

• изменение отношения к себе и к окружающему миру;

• приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность;

• улучшение понимания проблемы, себя, окружающих и т.д.;

• изменение эмоционального состояния (разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т.д.);

• способность принять решение;

• способность осуществить принятое решение;

• подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

• получение поддержки;

• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

• поиск и изучение альтернатив;

• получение практической помощи через прямые действия психолога или других специалистов, которых привлек психолог;

• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

• получение информации;

• новое реагирование на действия других людей и ситуацию.
34. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ (СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП, РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ)

Психокоррекционная группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Среди коррекционных групп выделяют группы:

  • для решения проблем,
  • для обучения межличностным взаимоотношениям,
  • роста (самосовершенствования).

Психокоррекционные группы могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч).

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы.

Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.

Пройдёмся немного по персоналиям:

А. Адлер: обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у клиента. Группа = контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Источник конфликтов и трудностей клиента в неправильной системе его ценностей и жизненной цели => группа не только может формировать взгляды и суждения, но помогает их модифицировать.

Д. Морено: ему приписывают и введение самого термина "групповая психокоррекция".

К. Роджерс: осн. переменные психокоррекционного процесса: эмпатия и аутентичность. Психолог в группе = модель для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия Отношения между участниками группы могут создавать оптимальные условия для психологических изменений.

К. Левин: большинство объективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. личностные нарушения = результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми в социальном окружении. Группа = инструмент коррекции нарушенных взаимодействий, поскольку такая коррекция происходит в процессе социального обучения. Этот процесс облегчается и ускоряется, в частности, благодаря раннему выявлению в групповом контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения.

Специфика

заключается в целенапр. использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Комплектование групп

1. Принцип добровольности заключается в том, что клиент самостоятельно принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.

2. Принцип информированности предполагает, что клиент имеет право заранее знать все, что с ним может произойти, а также те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому с клиентами перед началом занятий проводится беседа о том, что такое групповая работа, каковы ее цели и какие результаты могут быть получены.

В основе определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три основных критерия: демографический (возраст, пол, образование), проблематический (симптомы, характер нарушений, психологический диагноз), личностный (характер, интеллект, круг интересов).

· Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре.В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что не способствует улучшению коррекционного воздействия. Пожилой интеллигентный человек, попав в группу современной и не очень деликатной молодежи, в лучшем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем - может стать предметом насмешек. Гетерогенные группы обеспечивают более глубокую психокоррекцию, всестороннюю проверку действительности, быстрое формирование группового перенесения, облегчение процесса создания группы.

· Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее больше, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В гомогенных группах быстрее происходит взаимная идентификация, ускоряется достижение инсайта, уменьшается длительность психокоррекционного воздействия, сопротивление и проявления деструктивного поведения, гораздо реже создаются подгруппы, происходит быстрое устранение болезненных симптомов. Сходство клиентов способствует возникновению взаимной эмпатии, более глубокому пониманию - катарсису. Клиенты используют свои наблюдения за поведением участников группы в качестве образца для подражания.

Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первое -более эффективно там, где сроки коррекции невелики, а целью воздействия является наиболее быстрое создание мягкого психокоррекционного климата. Второе - более целесообразно в тех случаях, когда коррекционное воздействие рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера и поведения.

Размер группы

Групповая психокоррекция проводится как в открытых, так и в закрытых группах составом 25-30 человек (большие группы) и 8-12 человек (малые группы). В закрытой группе число участников постоянно. В открытой группе - может быть постоянный приток новых клиентов. Такая группа функционирует неограниченное время.

Группы могут быть большими - до 30 человек и малыми - 4-5 человек. Когда группа слишком велика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудно управляемы, а коррекционный эффект их низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий.

Оптимальное число членов группы зависит от частоты и длительности групповых встреч. Для группы, которая собирается 1-2 раза в неделю и ориентируется на интеракцию, оптимальным считается состав 7-10 человек. При планировании размеров группы нужно стремиться к тому, чтобы обеспечить всех участников достаточным количеством интеракций. Возможность интеракций будет слишком мала, если группа будет состоять из 3-4 человек, с другой стороны, с возрастанием числа участников до 12 и выше число возможных интеракций настолько повышается, что они не могут реализоваться в полном объеме.

В больших группах растет число людей, которые остаются в течение встречи без внимания и которые могут сознательно оставаться в тени, если более активные и агрессивные члены группы будут их спонтанно подавлять. Таким образом, в группе должно быть столько человек, чтобы каждый мог найти себе применение.

Руководство группой

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Но в целом его позиция может быть охарактеризована как директивная и недирективная.

Систематизация возможных типов поведения групповых руководителей осуществляется на основе роли, ориентации, коррекционного стиля.

· И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт.

2. Эталонный участник.

Выступая в качестве эксперта, психолог планомерно и целенаправленно использует свои знания, профессиональные навыки для достижения коррекционных целей и в нужный момент применяет соответствующие методы.

В качестве эталонного участника он может преследовать двоякую цель: либо демонстрировать желательные образцы поведения, например модель открытого выражения чувств и разумной сдержанности в проявлении эмоции; либо ускорять процесс социального научения путем децентрализации своего положения в группе, что ускоряет достижение группой независимости и сплоченности.

· С. Кратохвил (1978) описывает пять основных ролей группового руководителя.

1. Лидер.

2. Аналитик.

3. Комментатор.

4. Эксперт.

5. Аутентичная личность.

4 стиля руководства группой:

1. Эмоциональная стимуляция.

2. Опека.

3. Познавательная ориентация.

4. Исполнительная функция.

Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздражительность или теплоту и любовь. Его поведение говорит: "Посмотрите на меня и делайте, как я".

Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку. Он открыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.

Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения конкретного человека или всей группы, интерпретирует переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык.

Исполнительная функция. Руководитель группы устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на определенном поведении члена группы или всей группы. Руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

Стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются => типология руководителей групп:

· Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познавательную ориентацию, советуют, как себя изменить.

· Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции.

· Социальные инженеры ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом.

· Личностно-нейтральные руководители - постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональное стимулирование средней силы, слабая забота.

· Либеральные руководители - преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.

· Командиры - высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.

Первые три типа считаются эффективными, последние три - малоэффективными.

Наши рекомендации