Оценка нервно - психического развитие у детей. Причины.
Различают 4 этапа формирования психики ребенка.
Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
Задержка моторного развития проявляется в том, что ребенок вовремя и самостоятельно:
- не начинает удерживать головку в вертикальном положении (1-й мес. жизни)
- переворачиваться (4-5 мес.)
- ползать (5-6 мес.)
- садиться (6 мес.)
- ходить (10-12 мес.)
Задержка психического развития проявляется в том, что ребенок вовремя не начинает:
- смотреть на маму и улыбаться ей (2-й мес. жизни)
- "гулить" (3 мес.)
- четко различать «своих и чужих» (5-6 мес.)
- самостоятельно играть простыми игрушками (8-9 мес.)
- "лепетать" (10-11 мес.)
Задержка психомоторного развития довольно часто встречается в медицинских картах детей.
Причины - могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.
Предрасполагающих факторов - генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения.
Можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с ЗПР эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
2.Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
3.Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
4.Отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
5.Проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Др. особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.
Профилактика: Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет.
- в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка.
- необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями.
2.Бронхообструкции у детей
Острый обструктивный бронхит - острый бронхит, протекающий с синдромом бронхиальной обструкции. Обычно развивается у детей на 2-3-м году жизни.
Клиника:в 1-3 день ОРВИ. Шумное свистящее дыхание с удлинённым выдохом(дистанционные хрипы); беспокойны, часто меняют положение тела;общее сост удовлетворительное; температура субфебрильная или норм; тахипноэ, смешанная или экспираторная одышка; в дыхании вспомогательная мускулатура; грудная клетка вздута, втягиваются её уступчивые места. Перкуторный звук коробочный. При аускультации выявляют большое количество рассеянных влажных средне- и крупнопузырчатых, а также сухих свистящих хрипов.
На рентгене- признаки вздутия лёгких: повышение прозрачности лёгочной ткани, горизонтально расположенные рёбра, низкое расположение купола диафрагмы.
Исследование газового состава крови -т умеренную гипоксемию.
ОАК - небольшое увеличение СОЭ, лейкопения, лимфоцитоз, эозинофилия.
Лечение:
- Постельный режим до норм температуры тела. Молочно-растительная, обогащённая витаминами диета. Обильное питьё (чай, морс, отвар шиповника).
- Восстановление носового дыхания, сосудосуживающие препараты [оксиметазолин,ксилометазолин], комбинированные (с антигистаминными препаратами, с глюкокортикоидами) 5-7 дней.
- Жаропонижающие средства при 38,5-39,0. Разовая доза парацетамола составляет 10-15 мг/кг перорально, 10-20 мг/кг в свечах.
- Противокашлевые средства (бутамират, глауцин, преноксдиазин) - сухого навязчивого кашля. Гиперсекреция слизи и бронхоспазм - противопоказания к назначению противокашлевых средств.
- Отхаркивающие (препараты термопсиса, алтея, солодки, эфирные масла, терпингидрат, йодиды натрия и калия, натрия гидрокарбонат, солевые растворы) и муколитические (цистеин, ацетилцистеин, химотрипсин, бромгексин, амброксол) препараты показаны при всех клинических вариантах течения бронхитов.
- Бронхолитики при бронх обструкции в виде ингаляций (через небулайзер, с помощью спейсеров). β-адреномиметики, антихолинергические средства (ипратропия бромид, ипратропия бромид+фенотерол) и метилксантины (препараты теофиллина, в т.ч. пролонгированные). Используют сальбутамол, фенотерол, кленбутерол, салметерол, формотерол.
- Дренирование и удаление мокроты с помощью лечебной гимнастики, вибрационного массажа, постурального дренажа.
- Витаминотерапия.
Антибактериальную и противовирусная терапия:параты пенициллина и макролиды. Макролиды (рокситромицин), Ко-тримоксазол, Амоксициллин+клавулановая кислота, Цефалоспорины II-III поколения (цефуроксим и др.).
Билет 45