АФО детей грудного возраста. Оценка нервно-психического развития грудного ребенка
Контроль за НПР проводится в эпикризные сроки. НПР и степень его гармоничности определяют только на основании обследования развития умений по ведущим линиям или показателям развития.
За норму развития ребенка на первом году жизни принимается овладение умениями в пределах + - 15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки. Замедленное развитие определяется при овладении умениями в более поздние возрастные сроки.
В практической медицине оценка темпов НПР детей первого года жизни проводится ежемесячно по соответствию формирующихся у ребенка умений (статических, двигательных, эмоциональных и др.).
Ведущими линиями развития на первом году жизни являются:
Новорожденные – 2,5 мес. – развитие зрительных (Аз), слуховых анализаторов (Ас);
- развитие положительных эмоций (Э);
2,5–3 мес. – 5-6 мес. - развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций;
- движения общие (До);
- движения руки (Др);
- подготовительные этапы активной речи (Ра) - гуление;
5-6 мес. – 12 мес. - движения общие (До);
- движения руки (Др);
- активная речь (Ра);
- понимаемая речь (Рп);
- навыки (Н).
Кпервому месяцу:
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого (Э), пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (До), кратковременно фиксирует взгляд на предмете и следит за ним при его движении (Аз), прислушивается к звуку, голосу взрослого (Ас), избегает даже незначительного раздражения (попадание одежды на лицо), издает некоторые звук, «горловые шумы».
Ко второму месяцу:
Рассматривает висящие над ним игрушки (Аз), следит за движущейся перед глазами игрушкой (Аз), поворачивает голову в сторону источника звука (Аз), держит прямо голову (До), подражает либо отвечает случайной улыбкой на разговор с ним, или улыбающемуся лицу (Э), повторно издает звуки (Э).
К третьему месяцу:
Сосредотачивается в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке (Аз), появляется «комплекс оживления» - улыбка (Э), узнает бутылочку или грудь, оживленные движения рук и ног, звуки в ответ на разговор взрослого; лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову, хорошо удерживает голову в вертикальном положении, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (До), случайно наталкивается руками на игрушки (Др).
Кчетвертому месяцу:
Узнает мать (Аз), поворачивает голову и находит глазами невидимый источник звука (Ас), переворачивается с боку на бок, подолгу лежит на животе, опираясь предплечьями и высоко подняв голову (До), во время бодрствования часто появляется «комплекс оживления, громко смеется, когда с ним разговаривают, любит играть (Э), рассматривает, ощупывает и захватывает висящие игрушки (Др), гулит (Ра), придерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении (Н).
К пятому месяцу:
Отличает близких от чужих людей (Аз), подолгу певуче гулит (Ра), берет игрушку, которую держат над ним, удерживает ее (Др), долго лежит на животе. Поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (До), ест с ложки густую или полугустую кашу (Н).
К шестому месяцу:
По разному реагирует на свое и чужое имя (Ас), начинает произносить отдельные слоги, выговаривает больше двух звуков – начало лепета (Ра), свободно берет погремушку из разных положений, перекладывает с одной руки на другую, кладет ее в рот (Др), сидит с минимальной поддержкой, переворачивается с живота на спину, начинает ползать (До), хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости (Н).
К седьмому месяцу:
Стучит, размахивает и бросает игрушку (Др), повторно произносит одни и те же слоги, подолгу лепечет (Ра), на вопрос «где?» ищет и находит взором предмет (Рп), хорошо и много ползает (До), пьет из чашки (Н).
К восьмому месяцу:
Игрушками занимается долго, подражая действиям взрослого: катает, стучит (Др), по просьбе взрослого выполняет разученные движения, например, «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки» (Рп), может садиться и ложиться из сидячего положения, придерживаясь руками, сам встает, стоит и опускается, переступает (До), пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).
К девятому месяцу:
На вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения, знает свое имя – оборачивается на зов (Рп), с предметами действует по разному в зависимости от их свойств: катит шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку (Др), переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (До), хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками (Н), выговаривает «мама», «баба» (Ра).
К десятому месяцу:
Повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги (Ра), по просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку («Дай мяч», «Дай куклу») (Рп), проделывает рузученные действия с предметами (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и др.) (Др), влезает на диван, ступеньку, слезает с них (До), навыки те же (см. 9 мес.).
К одиннадцатому месяцу:
Употребляет первые слова-обозначения («Ав-ав», «Кис-кис», «Дай» и др.) (Ра), первые общения в понимаемой речи (по просьбе находит мяч, машину и др.) (Рп), овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает со стержня и надевает на него свободно снимающиеся кольца (Др), стоит самостоятельно, делает первые шаги (До).
К двенадцатому месяцу:
Легко подражает новым слогам, употребляет от 2 до 10 слов (Ра), самостоятельно ходит (До), хватает предметы большим и указательным пальцами, переносит действия с одного предмета на другой – всех кормит, баюкает и т.д., удерживает два предмета (Др), самостоятельно пьет из чашки – берет ее руками, ставит на стол (Н), по просьбе подает игрушку, проявляет доброжелательность, исполняет простые действия, сопровождая их лишними жестами (синкинезии) (Рп).
Возможные вариантыоценки НПР:
- соответствие возрасту;
- отставание (ретардация): указать на сколько месяцев;
- ускорение (акcелерация);
Для более точного определения уровня НПР детей до 3-х лет разработана количественно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие каждого ребенка (см. таблица).
Согласно этой оценке, дети м.б. распределены на 5 групп НПР. Дети, отнесенные в 4 группу, должны расцениваться как имеющие пограничное с патологией состояние; дети, отнесенные в 5 группу НПР, как дети с патологией.