Как изменяют наркотики личность?

Самой главной потребностью человека становится потребность в наркотике. Она оттесняет базовые (т.е. основные) потребности человека как живого существа - потребность в пище, безопасности (инстинкт самосохранения), сексуальную потребность (инстинкт продолжения рода), познавательную потребность. Встречаются больные, которые, зная, что приятель-наркоман является ВИЧ инфицированным, вводили себе наркотик после него тем же шприцем. То, что страх умереть, не способен остановить наркозависимого перед употреблением наркотика, следует помнить при выборе метода лечения. Самой своей главной потребности наркозависимый подчиняет всю свою жизнь, пренебрегая прежними моральными принципами, обязательствами перед близкими, ценностью самой жизни (своей и своих близких). Зависимость от наркотика делает человека лживым, изворотливым, бессовестным. Человек перестает быть тем, кем он был прежде. Очень важно, что эти изменения поддерживаются употреблением наркотика. Если же наркозависимый, принимая помощь, встает на путь преодоления болезни, то болезненные черты отступают, личность преображается.

Каков типичный социальный путь наркомана?

Для наркозависимого наркотик требуется ежедневно. Однако, поскольку наркотики - вещества дорогие, то рано или поздно перед наркоманом встает вопрос, где взять денег? Какое-то время в ход идет имущество, может быть, продается автомобиль, гараж, дача. Наконец, все, что было, продано или удержано семьей от продажи. Дальше - два пути. Либо обратиться за помощью, либо добывать деньги или сам наркотик незаконным путем: воровать, включиться в цепочку распространения наркотика и т.п. Таким образом, происходит обязательная криминализация наркозависимого. Добавим к этому, что при обнаружении у гражданина наркотика в дозе, превышающей разовую лечебную (в медицине для опиатов - 0,01), его, по закону России, привлекают к уголовной ответственности за хранение наркотиков.

Что предрасполагает к употреблению наркотиков?

Недостаток родительской любви и участия (нестабильная или неполная семья, родители, зависимые от алкоголя, эмоциональные особенности родителей), искаженное воспитание ребенка (гиперопека, обстановка все доступности), приводящее к формированию незрелой (неспособной опираться на собственные ресурсы) личности. индивидуальные особенности личности, как биологические (наследственная предрасположенность к болезням зависимости), так и психические (слабость воли, неспособность бороться за достижение цели): неразвитость высших нравственных чувств. Наконец, нельзя исключить и особенности социальной среды - фактор ближайшего окружения (друзья во дворе, соученики, супруг или супруга, употребляющие наркотики).

Как побудить употребляющего наркотики признаться в этом перед близкими?

Начнем с того, что уверенность в факте употребления наркотика у близких должна быть высокая. Ряд перечисленных признаков возможного употребления наркотиков может быть связан с другими обстоятельствами или психическими расстройствами. Если у близких сохранен контакт с употребляющим наркотики, то эта цель достигается путем спокойной откровенной беседы, может быть, не с первой попытки. Но если отношения в семье далеки от гармоничных, сделать это чрезвычайно тяжело, и близким необходимо обратиться за консультацией к специалистам (психотерапевту, психиатру-наркологу), чтобы выработать индивидуальную тактику поведения.

Что делать, если ваш ребенок признался в употреблении наркотиков, но не соглашается лечиться?

Обязательно предпринимать повторные попытки убедить в необходимости лечения, объединяя усилия всех заинтересованных и значимых для больного людей (родственников, друзей, супругов, сотрудников, педагогов и т.д.). Существует специально разработанный метод побуждения обратиться наркомана (или алкоголика) за помощью, который называется “интервенцией”. Каждый из участников интервенции (родители, супруг, ребенок, начальник) пытаются помочь больному осознать наличие проблемы, сообщая о тех переменах в нем и изменении в их жизни, которые вызваны употреблением наркотика (или алкоголя). При достижении желаемого результата - предлагают выход - лечение в конкретном лечебном учреждении, программу реабилитации. Метод этот нередко требует участия психотерапевта для координации и дозирования усилий действующих лиц.

Можно ли лечить наркомана без его согласия?

В России помощь наркозависимым регламентируется Законом РФ “О психиатрической помощи населению и правах граждан при ее оказании”. Согласно законодательству, лечение больного наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом проводится на основе его добровольного согласия. Лечение без согласия пациента проводится только по постановлению суда при привлечении гражданина к уголовной ответственности.

Что предполагает помощь наркоману в преодолении болезни?

Такая помощь состоит из нескольких этапов. Во-первых, больному необходима помощь в период “ломки”. Эту задачу обычно решают медики, предпочтительно в условиях стационара наркологического или психиатрического профиля. Через 10-14 дней наступает так называемый постабстинентный период, который длится до 1,5 месяцев после отмены наркотика. Существует два подхода к ведению больных на этом этапе. Первый предполагает продолжение медикаментозного лечения больного с целью стабилизации его психического и физического состояния: улучшение настроения, восстановление сна, смягчение выраженности влечения к наркотику (так называемой тяги), коррекцию расстройств поведения. Рекомендуется, чтобы и в этот период больной был изолирован от привычной среды и находился в условиях стационара. Другой подход к ведению больных в постабстинентном периоде имеет психотерапевтическую направленность и сразу предполагает включение пациента в ту или иную реабилитационную программу с психотерапевтическим ведением, так же в условиях стационара или реабилитационного центра. Третий этап - реабилитационный. Он проходит, как правило, в амбулаторных условиях. Пациенты продолжают работать по выбранной программе, посещая психотерапевтические группы или группы самопомощи. Цель реабилитации - научить наркозависимого жить без употребления наркотиков. Третий этап является самым важным и определяющим результат помощи наркоману.

Каковы результаты лечения больных наркоманией?

Во всем мире показатели результативности помощи наркозависимым одинаковы. Помощь, ограниченная лишь первым этапом (“снятием ломки” или “детоксикацией”), дает очень низкий результат - примерно 3% больных воздерживается от наркотика в течение хотя бы полугода. А вот прохождение больными программы реабилитации в течение года повышает результативность помощи почти в 10 раз: показатели годовой ремиссии отмечаются у 20-30% больных. При повторном прохождении через реабилитационную программу шанс войти в эти 20-30% возрастают.

Через какое время можно говорить о надежности достигнутого результата?

Специалисты, занимающиеся проблемой наркомании, сходятся в том, что процесс психологического и социального выздоровления наркозависимого длится около 5 лет. Очень важно, чтобы и в последующем выздоравливающий не останавливался в своем психологическом и духовном росте.

Можно ли лечить “ломку” на дому?

Предпочтительно лечение больного на этапе отмены наркотика в условиях медицинского стационара под круглосуточным врачебным наблюдением. При лечении больных на дому всегда имеется опасность совмещения употребления наркотика с применяемыми лекарственными препаратами, результатом чего может быть передозировка наркотика и развитие комы с остановкой дыхания. Оставляя больного на этом этапе дома, мы никогда не можем быть уверены в его изоляции, в отсутствии у него запасов наркотика здесь же, в этой самой комнате, где его лечат.

НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ.

В научной литературе, посвященной профилактике наркомании, в работах медиков, педагогов, психологов не раз говорилось о том, что наркомания - это болезнь, имеющая социальные корни, и любая форма отклоняющегося (девиантного) поведения, в том числе и наркомания, есть следствие имеющихся нарушений прежде всего социального и лич- ностного плана. В докладе ВОЗ "Молодежь и наркотики" говорится, что основные этио- логические гипотезы наркомании связывают в основном с 1) особенностями характера наркомана, 2) психическими или физическими расстройствами у данного лица и 3) социаль- но-культурным влиянием или социальными невзгодами. Все это, действительно, так, но, при всей значимости каждого из перечисленных фак- торов, социально-культурное влияние все же играет основную роль: особенности характера формируются в условиях конкретного социально-культурного окружения; психические или физические расстройства, не являющиеся врожденными, также формируются под воздействием внешних влияний (то есть условия конкретной социальной среды). Видимо, отрицательное социально-культурное влияние на личность является основным источником формирования как особенностей характера, так и физических, и психических расстройств. Одной из причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: трудностями личного плана; недостатками социально- культурной сферы, не дающей, а это особенно важно для молодежи, возможности для проведения свободного времени; социальной несправедливостью; неустроенностью быта; разочарованием в людях; невозможностью в данных условиях реализовать себя (неудачи в работе, учебе, творчестве или личной жизни). Кроме того, в упомянутом докладе ВОЗ приводятся и другие мотивы обращения к наркотикам, характерные именно для молодежи. Среди них: удовлетворение любопытства к действию наркотического вещества; символика принадлежности к определенной социальной группе; выражение собственной независи- мости, а иногда и враждебного отношения к окружающим; познание приносящего удо- вольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; достижение "ясности мышления" или "творческого вдохновения"; достижение чувства полного расслабления; уход от чего-то гнетущего. В основном эта мотивация обусловливается явлениями, возни- кающими в процессе вхождения личности в определенную социальную среду (общество в целом или группу сверстников как микросоциум), который протекает наиболее активно в подростковом возрасте. Существует мнение, что немаловажную роль в распространенности наркотических средств играет и географический фактор. Но уже в конце 80-х отмечалось, что в совре- менных условиях этот фактор утратил свою значимость. Если до 60-х годов "локальные очаги наркотизма существовали... лишь в некоторых районах Средней Азии и Кавказа", то "в 60-е годы положение изменилось. Началось неуклонное увеличение числа приобщив- шихся к наркотикам, стала расширяться география наркотизма, возросли его масштабы и темпы развития" Исследования последних лет подтверждают, что наркотики широко распространились по всей территории бывшего Союза и их основным потребителем, как, впрочем, и во всем мире, являются представители молодого поколения, главным образом подростки. И Западно-Сибирский регион, считавшийся ранее достаточно благополучным в этом отношении, на сегодняшний день не является исключением. , что первое непосредственное знакомство большей части подростков с наркотиками происходит в возрасте до 15 лет (и лишь у 37% - позже); раньше 10 лет - 19%; с 10 до 12 лет - 26%; с 13 до 14 лет - 18%. Не имея точных данных, можно все-таки предположить, что наркомания с каждым годом молодеет, что связано с процессом акселерации и ускорением темпов вхождения подростка во взрослую жизнь (в источнике 1997 г., отражающем, правда, ситуацию среди подростков г. Кеме- рово, указываются рамки от 12 до 16 лет с возможным расширением диапазона от 9 до 19 лет). Что касается информированности о наркотических веществах школьников, то ситуация здесь двоякая: с одной стороны, на вопрос о том, знают ли они, что такое наркотики, положительно ответили 99% опрошенных (в 1996 г. - 95%), но с другой - практика пока- зывает, что знания эти не всегда являются объективными и часто определяются существую- щими в обществе мифами по поводу наркотиков и наркомании. Источником информации о наркотиках (а здесь мы можем проследить динамику в период с 1996 по 1998 гг.) для большинства тюменских подростков являются те каналы, которые зачастую не формируют негативного отношения к наркотикам (табл. 1). Как видим, повышение воздействия средств массовой информации за последние два года налицо, зато педагоги и, в большей степени, родители утратили свои позиции: родители и педагоги либо не желают говорить о наркотиках со своими воспитанниками, либо в силу своей неком- петентности предпочитают перекладывать эту функцию на других. Результатом такого умалчивания является явно сниженное ощущение опасности. Основываясь на данных нашего исследования, можно отметить, что только менее 1/3 опрошенных осознают риск даже однократного приема наркотического вещества (32%); 43% считают, что степень опасности зависит от вида наркотика, 16% вообще не считают опасным однократный прием и 9% затруднились ответить на этот вопрос. Как известно, при определении понятия "наркотики" сегодня принято говорить не только о собственно наркосодержащих веществах, но и о так называемых "легальных наркотиках": алкоголе, сигаретах, болеутоляющих, стимулирующих и снотворных пре- паратах. Это вызвано прежде всего тем, что вред от того же алкоголя, например, зачастую не ниже, чем от героина или марихуаны, в плане возникновения физической и психической зависимости. Большинство же респондентов в 1998 г., остались, если можно так сказать, на "классических позициях". На вопрос: "Что грозит большей опасностью: алкоголь, никотин или наркотики?" - были получены следующие ответы: грозят одинаковой опасностью - 32%; менее опасен никотин - 28%; менее опасен алкоголь - 21%; менее опасны наркотики - 12%; опасности не существует, если знать меру - 7%. Это вызвано, на наш взгляд, тем, что Социологические исследования проведены в 1996 г. специалистами наркологического диспансера г.Тюмени (N = 150), а также автором в октябре 1998 г. при содействии специалистов Тюменского областного центра социальной помощи семье и детям (опрошено 139 респондентов, учащихся школ Ленинского района г. Тюмени, в возрасте от 12 до 17 лет (более 90% - в возрасте от 14 до 16 лет), из них 43,5% составляют юноши, 56,5% - девушки). 3 Научно-исследовательский проект "Наркотики в школе". Кемерово, 1997. Распределение ответовна вопросы "ЗнаетелиВы, гдеможнокупитьнаркотики?" и "Сколько времени нужно, чтобы достать наркотики?" (в % к числу опрошенных) А если учесть, что на вопрос, знаете ли вы, что такое наркотики, отрицательно ответили только 1%, то возникает вопрос: а что же тогда знают о наркотиках 90% старшеклассников (исключая 1% признавшихся в своем неведении и 9% имеющих достаточно полное пред- ставление о последствиях наркотиков). Знания эти касаются не только "сложных вопросов", но и самого элементарного, того, например, где можно пройти курс лечения от нарко- тической зависимости. Только 19% опрошенных назвали учреждения, которые занимаются данной проблемой (наркодиспансер, психиатрическая больница, различные негосударст- венные клиники), остальные же 81% не знают этого (для сравнения: в 1996 г. соотношение было 39% к 61% соответственно). Объяснять это можно по-разному, но, на наш взгляд, очевидно нежелание заниматься данной проблемой, стремление родителей и педагогов снять с себя ответственность и переложить ее на других. Мотивировки могут быть самыми разными, от высказываний о собственной некомпетентности до заявления типа "каждый должен заниматься своим делом". Очень часто высказывается мнение о том, что самое трудное при организации просве- тительской и профилактической работы с молодежью - это преодолеть безразличное отношение подростков к данной проблеме, отсутствие заинтересованности и обес- покоенности молодежи по поводу последствий употребления наркотиков. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что это не совсем так: 85% опрошенных считают, что наркомания среди подростков является реально существующей проблемой (не только в городе, но и в целом по стране) и не может не волновать своей значимостью. На основе собственного опыта (приема наркотиков или общения с людьми, их употребляющими) 95% респондентов отмечали, что за последние 2 года потребление наркотиков в городе увеличилось (3% считают ситуацию стабильной и 2% видят тенденцию к снижению потребления). Реально ситуация такова: на момент исследования из числа опрошенных 31% юношей и 11% девушек имели опыт употребления наркотиков (пробовали 1 раз 8% и 4%, несколько раз - 15% и 4%, употребляют эпизодически - 5% и 3% соответственно); следует заметить, что ни один респондент не признался в постоянном употреблении наркотиков, что еще раз говорит о том, насколько низко объективное осознание собственной зависимости. Можно полагать, что по крайней мере половину из "эпизодически принимающих" составляют люди с уже сформированной психической зависимостью. Сравнивая эти цифры со сведениями наркодиспансера, мы констатировали, что потребление наркотических веществ увеличилось (опыт употребления имели в 1996 г. 16% опрошенных, в 1998 - в среднем 21%). Как отмечают многие исследователи (и мы убедились в правильности этого), одним из Наиболее частыепричиныупотреблениянаркотиков (в % к числу опрошенных) факторов, влияющих на наркоситуацию, является доступность наркотиков. Если еще лет 15-20 назад достать наркотики, особенно в провинции, было очень сложно, то теперь с этим проблем нет. Сравнивая показатели двухгодичной давности и результаты, полученные нами, можно отметить, что наркотики сегодня доступны не меньше, чем, скажем, алкоголь. По полученным данным (табл. 2), информированность подростков о местах продажи наркотических веществ увеличилась в среднем на 4%, а число тех, кто мог бы достать наркотики не более чем за 2—3 часа (это то самое время, когда, как правило, человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, пребывает наедине со своей проблемой и не может получить помощи извне; одним из способов ухода от проблемы является как раз обращение к наркотикам) увеличилось на 6%. Вызывает опасение тот факт, что наряду,с расширением сети наркоторговли пополнился и ассортимент: "лидером" по-прежнему остается анаша, хотя ее постепенно вытесняют другие, прежде экзотические для нашего региона виды наркотиков. Те, кто имел опыт употребления наркотиков, указали, что приходилось пробовать: анашу - 58% в 1996 г. и 43% в 1998 г.; план - 4% и 30% соответственно; таблетки - 19% и 11%; героин - в 1996 г. нет сведений, а в 1998 г. - 7%; ханку - 4% и 4%; марихуану - 2% и 4%; несколько видов - в 1998 г. - 4%. Еще одним немаловажным фактором является социальное окружение. Считается, что шанс стать наркоманом выше у тех, кто общается с людьми, употребляющими наркотики (алкоголиком - со злоупотребляющими алкоголем и т.д.). Так как тенденция к подражанию является объективной особенностью процесса социализации формирующейся личности, то нельзя не учитывать и явление наркомании как одну из моделей социального поведения. Но подражание, на наш взгляд, далеко не главный фактор риска. Подходя к организации профилактической работы, мы решили выяснить, каковы же причины, толкающие подростка на экспериментирование с наркотиками (табл. 3). Как видим, наиболее часто отмечаются причины, связанные с главными возрастными особенностями: стремлением к активному познанию окружающего мира (первые два варианта ответов, представленных в таблице) и себя (четвертый вариант), а также с самим процессом социализации, адаптации к новым жизненным условиям, утверждением себя в среде (третий вариант) и возникающими в связи с этим проблемами (пятый вариант). Среди прочих причин, объединенных нами в таблице в одну группу (последняя строка) назывались такие, как стремление вызвать со- чувствие к себе, действие "назло", "от нечего делать" и другие (мы не стали подсчитывать показатели отдельно по каждому из вариантов, так как на сегодняшний день они указываются крайне редко). Но это только субъективное видение проблемы, продикто- ванное, на наш взгляд, все теми же социальными мифами. Практика показывает, что обращение к наркотикам или алкоголю, высокая агрес- сивность и конфликтность - эти и многие другие проявления имеют в своей основе одну, чисто психологическую причину - подсознательное ощущение собственной несостоя- тельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной среде. Иными сло- вами, наркомания - это лишь следствие (одно из возможных) развития имеющихся у человека внутренних психологических проблем. Первопричина, то есть имеющаяся проблема, реализуется именно в том виде, к формированию которого имеются необхо- димые предпосылки. Так, при доминировании условий, способствующих развитию наркомании, личность, идущая по пути наименьшего сопротивления, попытается решить свои проблемы с помощью наркотиков (способствующих развитию алкоголизма - с помощью алкоголя, курения - табака, болезней - самоинвалидизации и т.д.). Если говорить о любопытстве как об одном из наиболее часто указываемых мотивов первого обращения к наркотикам, то можно констатировать, что 40% опрошенных нами старшеклассников (так как окружающая их социальная среда предопределяет направление "поисков", удовлетворения любопытства) находятся в зоне пртенциального риска. Следует также отметить, что отношение к людям, употребляющим наркотики, далеко не однозначно и определяется во многом тем отношением, которое культивируется у подростка социальной средой. Само по себе отношение к абстрактному образу наркомана является показателем нашей культуры. 51% высказывают сочувствие по отношению к наркоманам, считая их больными людьми, нуждающимися в помощи; 24% (!) настроены агрессивно и считают, что с такими людьми нужно бороться в любом случае, даже если они не мешают окружающим; 23% заявляют, что употреблять наркотики или нет - это право каждого свободного человека (14% - при условии, что наркоманы не мешают окружающим, 9% видят в них людей, которые вместо столь привычного нам алкоголя употребляют наркотики); примерно равное количество респондентов (в общей сложности 2%) считают, что обращение к наркотикам - это проявление глупости и слабости, и "не переносят" таких людей, считая их не вполне нормальными. Цифры говорят сами за себя: чуть более половины опрошенных готовы (по крайней мере они заявляют об этом) проявить гуманность по отношению к наркобольному, оставшаяся же часть делится примерно в равных пропорциях на сторонников жестких мер и безразличных.

Но одно дело говорить о наркомании вообще, и совсем другое - столкнуться с ней лицом к лицу. Какова же возможная реакция на весть о том, что твой близкий друг употребляет наркотики? 63% опрошенных заявили, что попытаются как-то воздействовать, чтобы нуждающемуся человеку помочь выбраться из той ямы, в которую он сам же и залез; 25% не изменят своего отношения и 12% разорвут отношения (то есть мы имеем 37% либо пассивных созерцателей, либо людей, не желающих брать на себя заботу о ближнем, что, собственно, практически одно и то же). Возможно, это происходит оттого, что срабатывает один из многих мифов, сформированных в нашем сознании: наркоманами становятся люди слабые, обиженные судьбой и не умеющие контролировать свои действия. Практика показывает, что это не совсем так (выше уже говорилось о наиболее вероятных причинах), тем более что наряду с подобным представлением о потребителе наркотика прослежи- вается и отношение к наркотикам вообще. Так, в 1998 г. на вопрос: "Что такое наркотик?" - ответили: вещество, вызывающее зависимость, от которой не так легко избавиться - 42%; явление, не представляющее опасности - 20%; средство ухода от проблем - 19%; "по- мощник" чувства свободы - 11%; негативная оценка (ругательства) - 8%. Подводя итоги, следует еще раз заметить, что наркомания среди молодежи, осознавае- мая сегодня как "проблема номер один", является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков и их употребления (то есть против следствия, а не причины). Естественно, широкая пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня информированности об объективных последствиях приема наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий - все это значимо (и эффективно только, если человек может отказаться именно от приема наркотиков, переключившись на что-то другое, не менее опасное в социальном плане), но похоже чем-то на поведение самого наркомана: ожидается решение проблемы от разовой инъекции, которая, действительно, создает иллюзию разрешения, но лишь на время. Признавая значимость профилактической работы, следует сказать, что действительно эффективной она станет только тогда, когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике психотравмирующих ситуаций, возникающих главным образом в процессе общения ребенка в семье - с родителями, в школе - с одноклассниками и педагогами. Соответственно, и работу по профилактике надо проводить не только с конкретными людьми, но и с представителями их социального окружения.

Наши рекомендации