Создание развивающего пространства
Известно, что в развитии ребенка с нарушениями психического и физического здоровья важная роль принадлежит окружающему средовому пространству. Л.С. Выготский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...» [28, 320]. Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, делагь его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Сегодня в психологии сложился средовой подход — сре-довая психология, которая ставит вопрос о взаимодействии человека и окружающего мира. Не вдаваясь в подробное изложение основных идей данного подхода, обозначим, что одно из многих определений среды включает в это понятие «все го, что нас окружает, все то, что не мы, условия, которые влияют на нас* [170, 22]. Авторы подчеркивают, что изменение среды обитания может существенно изменить мир человека, поэтому дизайн, отдельные элементы среды имеют особое значение в его жизни.
Вопросы психологии среды так или иначе поднимались в психофизиологии (создание классификаций сенсорных систем, объясняющих целостность перцептивной организации); гешгальтпеихологии (теория поля); в теории сенсорно-тонического поля восприятия, созданной С. Вапнером и X. Верне-ром, которые рассматривали особенности восприятия человеком окружающего мира как результат культурно-исторического развития; в современной экопсихологии, позволяющей использовать знания об организации средового пространства в проектировании жилой среды. В работе «Сенсорно-перцептивная организация человека» Б.Г. Ананьев (1977)
подробно проанализировал идеи, объясняющие целостность чувственного отражения человеком объективной действительности.
В экологичной организации пространства рекомендуется учитывать массу факторов и деталей — площадь, высота помещений, материал, освещенность, цвет, ароматы, наличие индивидуализированной территории и многое другое. В дошкольных образовательных учреждениях, наряду с их типовой планировкой, жесткими требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм, есть достаточно возможностей для создания вариативных зон и уровней пространства, способов для его персонолизации и обогащения развивающими атрибутами и средствами, влияющими на ощущения комфорта и уюта.
По мнению отечественньгх и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спива-ковская, А. Адлер, К. Роджерс, ГЛ. Лендрет и др.), в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, очень важна роль среды в коррекции и психотерапии различных нарушений развития личности. Современная детская психотерапия применяет различные психотерапевтические подходы, средства и методы для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение, создающие развивающие условия среды.
В детской практике активно используются такие формы психотерапии: лечение средой, арт-терапия, музыкотерапия, фолъклоротерапия и др. Использование искусства в целях эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и побуждения к творчеству представляет собой широкое поле деятельности психолога. В ряду психокоррекци-онных методик выделялась как самостоятельное направление работы — эстетотерапия, включающая в себя следующие направления: натуротерапия (лечение природой), кинезио-терапия (лечение или коррекция средствами движения) и арт-терапия (лечение искусством — музыкотерапия, имаго-терапия, библиотерапия, изотерапия). Данные направления могут успешно использоваться как в комплексе, так и по отдельности.
Терапия средой и этнофункциональная психотерапия
Одно из перспективных направлений в решении задач системной психокоррекции принадлежит терапии средой. В Психотерапевтической энциклопедии под ред. Б.Д. Кар-васарского (2002) сказано, что терапия средой (от фр.-англ. тШеи (кегару) — это лечебное воздействие среды, лечение средой, использование терапевтического потенциала взаимодействия человека с окружением, средой. При этом под средой имеют в виду все, что окружает человека (веши, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором психокоррекции и реабилитации, т.е. терапия средой— организация пространства комнаты таким образом, чтобы оно могло оказывать терапевтический эффект.
Терапия средой является эффективным способом воздействия на психологическое состояние ребенка с ЗПР. Находясь в помещении, выдержанном в ненавязчивой цветовой гамме, где много живых растений, света и свежего воздуха, он расслабляется, сбрасывает нервное напряжение, чувствует себя спокойно и умиротворенно. К этому необходимо добавить тихо звучащую специально подобранную музыку, доброжелательность окружения, хорошо отработанную систему преемственности процедур, чтобы детям не приходилось спешить и нервничать, — и тогда положительные изменения в их самочувствии не заставят себя ждать.
Терапия средой реализуется за счет создания в коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности ребенка в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из эффективных форм реализация ^той задачи — проведение групповых психокоррекцион-ных занятий совместно с детьми и их педагогами (воспитателями).
Для оформления интерьеров детских садов, центров развития детей используются различные дизайнерские и художественные приемы с целью гармонизации их психоэмоционального состояния, создания оптимально-комфортной визуальной среды.
Поданным исследований последних десятилетий, отмечается увеличение числа эмоционачьно-поведенческих расстройств во всех возрастных группах населения, в частности у детей дошкольного возраста. Среди причин, их вызывающих, — рост нарушений эмоционально-личностного развития в детском возрасте, включая нарушение процесса инкультурации, которое, в частности, может быть обусловлено недостаточной сформи-рованностью этнической самоидентичности. Инкультурация — процесс вхождения человека в культуру своего народа, приобретение им свойств носителя родной национально-этнической культуры.
Этому процессу посвящены исследования В.В. Тимохина, А.В. Сухарева, А. Дитрих (1998), использующих этнопсихологический и этнофункциональный подходы в изучении проблем адаптации, рассогласования психического онтогенеза психологических и психосоциальных аспектов пограничных психических и психосоматических расстройств.
Так А.В. Сухарев (1997) указывал, что человек считается частью этноса, и «сознательное» и «бессознательное» погружено в кульгуру. Этнические поведенческие программы, выраженные в обрядах, обычаях, верованиях, традициях, предубеждениях, предпочтениях, фольклоре, стиле мышления, структуре ценностей, оказывают влияние на формирование базовых психологических особенностей человека. Эти устойчивые этнокультуральные особенности в виде пословиц, поговорок, причитаний, прибаугок, сказок прививаются, передаются в процессе научения и усваиваются личностью. Они определяют стиль поведения, мировосприятия. Арсенал культуры служит основой идей и подходов для психотерапевтической практики. Например, праздничные ритуалы, сказки, пословицы — психотерапевтические сценарии, которые выкристаллизовались за столетия Чрезвычайно действенным в коррекции нарушений сна, терапии тревожных расстройств оказались старинные народные колыбельные песни, особенно трансформированные на неосознаваемый уровень восприятия.
Детская среда — своеобразная субкультура. Под субкультурой понимается система норм, ценностей и традиций, отличающих группу от большинства общества. Ценности и традиции субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы, т.е. субкультура — подкультура или
культура в культуре. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый.
Дошкольник активно оценивает то, что его окружает, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, запоминает его через образы и символы. Психологическая компетентность ребенка — знание и понимание им себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, способность решить возникающие проблемы или обратиться за помошью к значимому взрослому. Одна из основных составляющих психологической компетентности дошкольника — знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для него, поскольку именно такое умение помогает ему найти адекватные способы снятия напряжения. В противном случае это верный путь к развитию патологических привычек и различных негативных зависимостей.
Долговременный контакте народной культурой оставляет в духовно-нравственном облике человека определенный отпечаток: пробуждает «чувства добрые», является важным средством совершенствования личности, эмпатии, создает предпосылки для большей чуткости к другим людям, большей тактичности в общении, одухотворяет личность. В работе <'Фольклорная арт-терапия» Л.Д. Назарова (2002) указывав, что можно с достаточной степенью уверенности утверждать: использование элементов народной культуры при организации гармоничной среды для детей способствует коррекции каких-либо нарушений, в том числе и тревоги, улучшает способы и формы взаимодействия, выступает в качестве средства восстановления психологического комфорта и адекватного отношения с внешним миром.
Что касается фольклоротерапии, то она минимизирует возможные негативные последствия, которые могут наступить в ходе занятий арт-, хорео-, вокало- и других видов терапии и коррекции. Известно, что одновременное восприятие чего-либо несколькими анализаторами обеспечивает глубину и полноту его. В учебном пособии «Фольклоротерапия» М.Н. Зыкова (2004) сказано, что в фольклорной игре, обрядовом действии воспри-ятие вдет через все ведущие анализаторы. Был проведен эксперимент, результаты которого показали, «что дети, занимающиеся Фольклором, юраздо полнее и глубже осведомлены о "нормативных" женских и мужских качествах».
Народная культура оказывает целостное воздействие на личность, поэтому неслучайно народные игры — традиционное средство педагогики. В них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Русские народные игры, забавы имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Безусловно, в них заложен большой потенциал для воспитания, развития, коррекции.
Рассматривая содержание народных игр, можно отметить, что они лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. Весь ход игры определяется правилами, которые регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют развитию произвольности. Игра оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей. В ней от ребенка требуются внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, слаженность действий, ответственность. В народных играх много юмора, шуток, задора. Играя, дети осваивают правила межличностного и межгруппового общения.
При построении развивающей среды в группах, которые посещают дети с нарушениями психофизического развития, в частности дети с ЗПР, аутизмом, ДЦП, общим недоразвитием речи и другими отклонениями в развитии, можно опираться на следующие принципы организации пространства: сочетание привычных и неординарных элементов; открытость — закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности, а также принцип стабильности — динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии со своими желаниями и настроением.
Психофизиологические особенности детей с проблемами психофизического развития предполагают на первоначальном этапе коррекционной работы максимальное насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдаются выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.
Совершенствование двигательных функций ребенка бывает успешным, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д. Навыки ползания, общая координация движений и одновременно коррекция страхов темноты и замкнуто! о пространства отрабатываются в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.
Легкие, недостаточно большие «строительные блоки» — обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты — позволяют изменить границы и конфигурацию пространства помещения; комната может быть переоборудована по желанию де-гей и обыграна в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх («Корабль», «Крепость», «Замок» и др.).
Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают не только ощущение защищенности и уединения, служат атрибутами для игры, но и позволяют реализовать творческую активность, ведь строить дом для ребенка — все равно, что строить самого себя.
Разнообразные графические изображения на полу, стенах, подоконниках (волно- и зигзагообразные линии, «следы зверей и птиц», клавиши пианино и др.) стимулируют двигательную и игровую активность, показывают новые возможности движений и действий (так ходит медведь, это зайчик проскакал, а это змея проползла).
Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым поролоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы, закрепленные на полу (по типу куклы Гам-би — гнущаяся фигурка с непрорисованным лицом), агрессивные куклы бибабо (волк, Баба Яга), пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности, фрустрации.
Песок и воду полезно использовать в качестве неструктурированной среды для игр. X. Джайнотт и Г.Л. Лендрет (1994) описывали воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно — в поверхность луны, пляж, бассейн — возможности здесь безграничны. Не существует
правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей, для детей с аутизмом, не принимающих игр с игрушками, для воспитанников с несформированными игровыми действиями, не понимающих символизма игрового пространства. А остаться сухим ребенку помогает накидка из целлофановой пленки с прорезями для головы и рук.
Подобное оборудование групповой комнаты позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность детей, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения.
Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации осуществляются в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструкторами. Наряду с традиционными приемами (копирование, обводка, рисунки по опорным точкам, рисование по ограниченной поверхности, пальчиковые игры и т.д.), интересной является продуктивная деятельность по типу «Сотворение мира». Природный материал — глина, пластилин, тесто из опилок, мелкие игрушки — все, что необходимо для «сотворения» (в ограниченном пространстве: большая коробка, рамка, перевернутый детский столик) подводного царства, поля битвы, деревенского дворика или кукольного домика. Это достаточно продолжительная по времени игра, в которой совершенствуются мелкая моторика (слепить, склеить, сконструировать), творческое воображение и планирующие функции мышления, произвольности, игровой деятельности и навыков взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли. Родители активно включаются в изготовление необходимой атрибутики и таким образом у них появляется еще одна возможность пообщаться со своим ребенком на фоне общего интересного дела.
Кинестетический способ репрезентации окружающего мира, характерный для дошкольного возраста, предполагает развитие разномодальных ощущений. Возможность получения многообразных ощущений из окружающего пространства может быть обеспечена с помощью различных материалов, находящихся в помещении группы в свободном пользова-
нии детей, в специально организованных игровых занятиях, тетского экспериментирования. Тактильные ощущения успешно развиваются в играх с набивными подушечками разной фактуры и размера (внутри насыпан песок, рис, горох, камушки), с резиновыми шарами, наполненными мукой, крахмалом, сыпучими продуктами. Вещества различной субстанции, используемые в игровой и продуктивной деятельности детей (глина, опилочное тесто, фольга), емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами (температура, вес, плотность, упругость), гактильные дощечки, «чудесные мешочки» с мелкими предметами сделают занятия не только развивающими, но и увлекательными.
Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами, с тряпочными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана), которые одновременно успокаивают ребенка, меняют его настроение и самочувствие. Очень нравятся детям праздники «Вкуса и запаха», когда можно попробовать, понюхать и угадать (не видя!) лакомства, фрукты и овощи.
Зрительные и слуховые ощущения совершенствуются в играх детей с окружающими атрибутами пространства групповой комнаты. Дети с увлечением подбирают «музыку», ударяя металлической палочкой по бутылкам с водой, наполненным до разного уровня, звенят колокольчиками, имеющими различную тональность, ищут одинаково «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Музыкальный фон в группе с использованием классических произведений, детских песенок, специальных шумовых эффектов (шум моря, пение птиц) позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить перевозбудившихся детей.
Цветные стеклышки и пластинки делают мир зеленым, розовым, желтым, если через них выглянуть в окошко или надеть очки, где вместо стекол разноцветная прозрачная пленка. Преломляющие свет поверхности — стеклянные призмы, граненые шары или просто бусины — и вовсе делают окружающие предметы сказочно-радужными, полностью измененными. А разве не интересно наблюдать за причудливыми У юрами в калейдоскопе, вдруг непомерно «выросшими» собственными пальчиками или рисунками, увиденными через
увеличительное стекло? Детям очень нравятся игры со светом и темнотой, а ведь долгая зима дает массу возможностей устроить в спальне настоящее свегопреставление для желающих. И всего-то надо выключить свет и зажечь фонарик: поменял цветную пластинку — и комната стала синей, а после — малиновой, даже привычный прыгающий солнечный зайчик «перекрасился» в волшебные цвета. А воспитательница рассказывает чудесную сказку, показывает слайды, диафильм — и страшно, но так интересно, что дух захватывает. Игры с тенью (На что похоже? У кого получится такая же собака?), а мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым» огнем — это развитие зрительного восприятия, координации «глаз — рука».
Как показали наблюдения, у детей дошкольного возраста часто появлялись синестезии (соощушения). Им иногда даже легче, чем взрослым, «увидеть» цвет запаха или вкуса, представить, какого цвета музыка, сказка, стихотворение, и нарисовать их, «услышать» песенку синего цвета и грубый звук коричневого... Оказывается, даже «горячо и холодно» — разного цвета, вот вам и выход на понятия теплых и холодных тонов. Гораздо легче запоминаются детьми новые понятия, незнакомые слова, если с ними можно «поиграть»: понюхать, услышать их звук, увидеть цвет и потрогать, мысленно представить образ, подбирая флакончики с запахом, «звучащие коробочки», дощечки с разной поверхностью (мех, ткань, крупа и т.д.).
Построение развивающего пространства, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и аромате -рапии, оборудование «домашнего уголка» в спальне, где каждый ребенок может приклеить у своей кроватки рисунки и фотографии близких, принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, развивающей, учитывающей возрастные особенности детей.
Вопросы и задания
1. Какова роль среды в психокоррекции задержки психи
ческого развития у детей?
2. Перечислите атрибуты оборудования пространства, ко
торые могли бы помочь задачам развития ребенка с ЗПР.
3. Проведите наблюдение за тем, как дети с ЗПР осваива
ют пространство в помещении группы детского сада или
класса. Что привлекает их внимание? Какие элементы среды
можно назвать развивающими? Предложите новые способы
организации средового пространства исходя из принципов,
перечисленных выше.
4. В чем состоят возможности лечения средой и этнофун-
кциональной психотерапией? Проанализируйте предложен
ные в тексте способы построения среды и назовите их раз
вивающую направленность.