Концепции психической саморегуляции.
Психологический стресс повсюду окружает нас.
Стрессоустойчивость во многом зависит от самого человека, его умения пользоваться приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Рекомендации не могут быть одинаковыми для всех. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться регулярности в овладении ее приемами.
Принято считать, что человек способен влиять на самого себя, используя три пути, которые в той или иной степени используются в ПСР: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова.
Существует несколько концепций ПСР. А. С. Ромен определяет ПСР как регуляцию различных процессов и действий организма, осуществляемую им самим с помощью своей психической активности (самовоздействия). При этом за основу ПСР принимается самовнушение как сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости — его реализацию.
Сознательный (но не всегда во всех фазах осознанный) и целенаправленный (следовательно, активный) характер.
Виды психической саморегуляции:
1. Аутогенная тренировка (AT). И. Г. Шультц, 1932 г. Система приемов психического самовоздействия, обучающая управлению некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. Центральное звено AT - развитие навыка расслабления мышц (релаксация). Вместе с тем AT таит в себе возможности совершенствования личности, развития, усиления психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.), формирования навыков самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном овладении методом AT принадлежит самоконтролю. Главный постулат AT: мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы.
Методика СКР (самоконтроль-саморегуляция), созданная В. Л. Марищуком: формирование у обучающихся навыков управления своим эмоциональным состоянием по внешним проявлениям эмоций: сокращению мышц лица, конечностей и дыханию.
Эффективной методикой является применение систематической десенсибилизации - уменьшение или ликвидация неприятных чувств, эмоций.
2. Биологическая обратная связь (БОС). Инструментальные приемы реализации обратной связи: обучение сознательному контролю и произвольному воздействию на ряд исходно неощущаемых и несознаваемых процессов (функций) в организме (биоэлектрическая активность мозга, сердечный ритм, температуры тела, давление крови, мышечная релаксация и др.). БОС обеспечивается с помощью электрофизиологической аппаратуры, которая измеряет и представляет текущие результаты воздействия на протекание того или инго непроизвольного физиологического процесса, тем самым давая постоянную возможность субъекту саморегуляции контролировать характер его развития.
3. Медитация. От латинского meditatio — «сосредоточенность». Серия мыслительных действий, цель которых — достичь особого состояния организма человека, характеризующегося погруженностью в глубокое физическое и психическое успокоение, отрешенностью от внешнего мира, во время которого сохраняется способность к размышлениям. Достигается медитация путем концентрации внутренне направленного внимания. Преимущество - сравнительная простота.
4. Йога. Это детально разработанная система всестороннего физического и психического развития человека, укрепления и сохранения здоровья. Она рассматривает человека как единое целое, дает исчерпывающие рекомендации по здоровому образу жизни. Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке.
5. Психомышечная тренировка. 1966 г., А. В. Алексеев. Две части — «успокаивающая» и «мобилизующая». Психомышечная тренировка подразумевает, что работа мозга сосредоточивается в основном на тренировке представлений. Основное содержание метода составляют формулы, направленные на создание состояния пониженной активности различных систем организма.
6. Идеомоторная тренировка. Процессы, рождающиеся в виде мысленных представлений, идей и реализующиеся в моторике, в движении соответствующих групп мышц, получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты обычно непроизвольны, неосознаваемы и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Суть идеомоторного принципа построения движений состоит в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, а также назвать исполняемое движение точными словами. Под идеомоторной тренировкой обычно понимают планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.
7. Визуомоторная тренировка поведения. Методика контролируемых снов. Состояние контролируемого сна сочетает глубокую сосредоточенность и воображаемый сон с бодрствованием и контролем за пробуждением.