Структура отчета практического (лабораторного) занятия.
1. Теоретическое введение и постановка проблемы. Дается краткая характеристика метода, его особенности, даются определения необходимых терминов.
2. Цель и задачи работы. Формулируются в соответствии с темой работы и общей проблемой, рассмотренной в теоретическом введении.
3. Оборудование и материалы. Описание использованной аппаратуры и программного обеспечения.
4. Испытуемый. Ф. И. О. шифруются, указывается возраст, пол и образование.
5. Ход работы. Процедура опыта описывается подробно и понятно, приводятся инструкция иответы испытуемого. Если опыт состоял из нескольких серий, то указывается их порядок. Если процедура опыта была нарушена, то указывается причина.
6. Результаты. Описываются полученные данные, методы их обработки, приводятся основные результаты. К работе вместе с данными прилагается протокол исследования, наблюдение экспериментатора за испытуемым исамоотчет испытуемого, в которых указываются реакции, поведение, самочувствие и т.д.
7. Обработка результатов.Описываются методы обработки результатов и сама процедура обработки результатов с помощью данных методов. Представляются на основе необходимых вычислений вторичные результаты. Они могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков и т.п., которые должны быть пронумерованы, иметь соответствующее название и все параметры.
8. Интерпретация результатов. Обсуждение полученных результатов в соответствии с целью и задачами работы. Сопоставление с данными литературы. Индивидуальная оценка интерпретируетсяв сравнении с оценками других индивидов, с нормами, представленными в руководстве теста. В том случае, если получен нестандартный и неожиданный результат, то следует уделить особое внимание его интерпретации и попытаться объяснить причины его появления.
9. Выводы. Должны быть короткими и конкретными, соответствовать цели и задачам работы. Данный пункт можно опустить, в частности, если проводится работа по изучению личности с помощью психодиагностических тестов. В данном случае результатом работы является характеристика на испытуемого, поэтому сам вывод представлен в пункте №8 (интерпретация результатов).
Глава 1. Физическое, психическое и социальное здоровье
Занятие 1. Оценка физического состояния
Д. Н. Давиденко
Вводные замечания.Физическое состояние определяется как минимум:
· здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности возрастной норме и степенью устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям);
· телосложением;
· состоянием физиологических функций.
- Поскольку физическое состояние определяется морфологическими и функциональными показателями, отражающими состояние основных систем жизнеобеспечения организма, то обращение к нему в практике оценки физического здоровья человека вполне оправданно.
Цель занятия.Овладеть методикой оценки физического состояния.
Оснащение.Секундомер, весы, ростометр, тонометр для определения уровня артериального давления.
Порядок работы.Измеряются частота пульса, масса тела, рост и уровень артериального давления. Частота пульса определяется в состоянии покоя с помощью секундомера по числу пульсаций лучевой или сонной артерии за 10 с с дальнейшим перерасчетом за 1 мин. Измерение артериального давления производится в положении сидя, при этом манжета тонометра накладывается на плечо и в ней создается давление выше предполагаемого систолического (до 140 мм рт. ст. и более). Постепенно давление в манжете снижается, и с помощью фонендоскопа чуть ниже места сжатия плечевой артерии прослушиваются звуки («тоны Короткова»). Первый тон характеризует систолическое давление, а исчезновение тона — диастолическое.
Обработка результатов.Для оценки уровня физического состояния (УФС) используется формула:
УФС = (700 – 3 ×ЧСС - 2,5 × АДср - 2,7 × В + 0,28 × т)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------,
(350 - 2,6 × В + 0,21 × h)
где ЧСС — частота сердечных сокращений (уд/мин) в состоянии покоя; АД кр — среднее артериальное давление (определяется как сумма диастолического давления и 1/3 разности между систолическим и диастолическим давлением); В — возраст (годы) на момент обследования; т — масса тела (кг), h — рост (см). Полученная величина оценивается в соответствии с данными, приведенными в табл. 1.1.
Таблица 1.1