Структура практического занятия.

Практическое занятие основная форма обучения в медицинском училище. В ходе его под руководством и контролем преподавателя студенты выполняют обучающие занятия. Обычно проводится в небольшой группе студентов (6-10). Цели и содержание по темам уже распределены при составлении программы дисциплины. Выделение часов учебного времени для проработки каждой темы проводится с учетом объема материала, целей изучения темы, используемых методов обучения, технических условий и составленного расписания занятий.

Планирование проведения практического занятия (определение последовательности и распределение времени между методами обучения внутри каждого занятия) можно назвать разработкой методики проведения практического занятия.

Сформировался общий план проведения занятия:

- организационная часть;

- контроль исходного уровня;

- самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, изучение препаратов, выполнение мануальных действий и др.)

- заключительный контроль по теме занятия;

- подведение итогов занятия, задание для подготовки к следующему занятию.

Теоретически при деятельностном подходе к обучению (при котором цели занятия в формировании умений) эффективнее то занятие, при проведении которого большую часть времени каждый студент группы выполняет какое-либо действие самостоятельно (под контролем преподавателя). Таким образом, при планировании занятий необходимо стремиться к созданию условий выполнения действий для каждого студента – решение задач, выполнение манипуляций и т.д. Распространенная ошибка – выполнение задания по типу демонстрации.

Время для педагогического контроля тоже нужно стремиться уменьшать – он только средство управления учебным процессом, обучающая функция его невелика.

Цели в обучении.

Педагогический процесс начинается с постановки цели. «Чего мы хотим достичь в ходе обучения?» - таков вопрос.

Цель должна соответствовать степени развития учащихся: слишком сложная - отбивает интерес, порождает неуверенность в себе; упрощенная не способствует развитию личности, прида­ет учебному процессу формальный характер.

Цели бывают близкие и отдаленные, основные и сопутст­вующие.

При прохождении конкретной дисциплины цели могут быть общими либо относиться к ее отдельным разделам, к част­ным темам урока.

По Ю.К. Бабанскому существуют

- общие функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

- специальные функции: организация и осуществление познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, контроль и самоконтроль учебно-познавательной деятельности.

- доминирующие функции: научить думать, чувствовать, понимать, самостоятельно длбывать знания, создать благоприятную среду обучения, сотрудничества.

Таким образом, существует три группы методов обучения и их основных цели: образовательная, воспитательная и цель раз­вития индивида.

Образовательные цели имеют дело с формированием зна­ний и умений; воспитательные цели - с формированием миро­воззрения, идейных, трудовых, эстетических и физических ка­честв; развития связаны с мышлением, волей, эмоциями, потребностями, способностями личности.

В школе основное внимание уделяется образованию и вос­питанию, реже ставятся задачи, направленные на развитие лич­ности. Ведь школьные занятия нужны не сами по себе, а как этап подготовки при выработке активной позиции человека в жизни, на производстве, в условиях НТР (имеется в виду авто­матизация, компьютеризация и т.д.) и изменения социальных отношений, общественных формаций.

Ю.К. Бабанскому (1987), цели должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть напряженными, ориентированными на максимум возможности учащегося;

- достижимыми (в противном случае учащиеся «самоот­ключаются» от обучения);

- ясно осознанными;

- пластичными, меняющимися в зависимости от условий и возможностей их достижения;

- конкретными, учитывающими возможности школы, медучилища, вуза, и перспективными.

В педагогике существует дерево целей и задач. Оно позво­ляет каждому педагогу лучше представлять эволюцию науки и предмета, их влияние на социальную жизнь, дает возможность подвести каждый раздел программы к конкретным понятиям, умениям и навыкам, составить календарно-тематический план занятий; лучшим образом связать учебный материал с учебно-методической литературой; продумать план развития каждого ученика (студента), выявить недостатки на этом пути.

В зависимости от задач обучения формулировки целей могут быть разными.

В общем смысле под целью образования понимают образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Под педагогической целью в более узком смысле понимают результат взаимодействия педагога и учащегося, т.е. приобретение учеником определенных ЗУН. Педагогические цели – системообразующий компонент процесса обучения на любом его уровне.

Требования к формулированию целей:

- должны быть сформулированы на языке умений с точной трактовкой

- помимо перечисления умений, в целях обычно формулируются знания.

Целями обучения в профессиональной школе являются либо профессиональные, либо познавательные действия (умения).

- цели должны быть диагностичными (их достижение легко проверить);

- каждая цель должна быть частью системы целей обучения. Существуют цели четырех порядков (1 – цели дисциплины, 2 – цели раздела , 3 – цели темы, 4 – цели задания)

- цели должны быть достижимы.

4. Государственный образовательный стандарт. Типовая и рабочая учебные программы.

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Он устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить:

- равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

- единство образовательного пространства в РФ;

- академические свободы обучающихся и педагогов;

- академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

- защиту обучающихся от перегрузок, сохранение их физического и психического здоровья;

- преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования; возможность получения профессионального образования;

- социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

- право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

ГОС второго поколения для средних специальных учебных заведений РФ введены в 2002/03 учебном году. В основе их формулирования были положены следующие принципы:

- приоритет качества подготовки специалистов

- усиление профессиональной направленности содержания образования путем обновления содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.

- проверка, измерение и оценка качества подготовленности выпускников, создание системы контроля основных показателей качества образования.

- соответствие содержания образования современным тенденциям развития образования. Этот принцип выражается в гуманитаризации образования (повышение коммуникативной культуры), фундаментализации образования, усилении естественно-научной подготовки, а так же профессиональной направленности социально- экономической подготовки.

- практикоориентированность;

- гибкость и вариативность образования;

- принцип непрерывности образования.

ГОСы разрабатываются на конкурсной основе, уточняются на реже 1 раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом и являются обязательными для исполнения. В ГОС общеобразовательных учреждений выделяют 3 компонента:

Федеральный, национально-региональный и школьный.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.

В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов производственной практики.

В каждом учебном заведении имеется 2 вида учебных планов: примерный (типовой) и рабочий.

Примерные учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе ГОС и утверждаются Министерством образования РФ.

Рабочие учебные планы составляются на основе примерных с учетом формы обучения (дн, веч, з/о), уровня базовой подготовки. Рабочий учебный план разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах выделяются федеральный (инвариантный) уровень – ядро профессиональной подготовки, и национально-региональный (вариативный) – дополнительные профили подготовки и специализации.

В учебных планах дисциплины в зависимости от их содержания и целей изучения объединены в блоки дисциплин «общие гуманитарные и социально-экономические», «математические и общие естественно-научные», «общепрофессиональные» и «специальные».

В каждом блоке предусмотрено время для изучения факультативных дисциплин.

Последовательность изучения дисциплин в учебном плане устанавливается матричным методом. Вычерчивается матрица – таблица, в которой число строк и столбцов соответствует числу дисциплин. Названия дисциплин вводятся в каждую клетку верхней строки и в каждую клетку первого столбца по предполагаемой последовательности изучения. Далее производят анализ целей и содержания дисциплин, и результаты вносят в сетку следующим образом. Если для изучения дисциплины с условным названием «дисциплина 2» нужно опираться на сведения из «дисциплины1», то маркируется клетка на пересечении столбца «дисциплина2» и строки «дисциплина1». Так отмечаются связи всех дисциплин. Все помеченные клетки должны оказаться в правом секторе матрицы – следовательно, порядок дисциплин выбран правильно. Если же окажутся отмеченными клетки в левом секторе, порядок дисциплин следует поменять, добившись перемещения всех клеток в правый сектор.

Организационными формами обучения являются лекции, практические и лабораторные занятия, производственная практика.

Лекция – последовательное монологичное изложение информации по дисциплине в концентрированной логической форме.

Практическое занятие – работа в аудитории под непосредственным руководством и контролем преподавателя.

Производственная практика – работа студентов на предприятии под руководством преподавателя или сотрудника с целью приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности.

В учебном плане указываются количество часов в неделю на изучение каждого предмета, проведение практических занятий, основные этапы и виды практики, их объем и ориентировочные сроки проведения. Предусмотрено так же время для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения материала.

Бывает типовая(разрабатывается централизованно), рабочая( в самом учебном заведении) и авторская.

Существует 2 способа построения учебных программ: концентрический и линейный.

УП Содержит

- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание учебного материала;

- ориентировочное количество времени, отведенное на изучение отдельных вопросов курса;

- указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

Наши рекомендации