П. 4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии

Для психологического изучения детей с нарушениями разви­тия используют различные методы исследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-едагогических исследованиях относится метод наблюдения психоло­га за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода яв-ся возможность изучения поведения и деятельности детей «в твенных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или вное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуа циях. С помощыо метода наблюдения можно оценить такие состав-ляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, на-



личие интеллектуальных действий планирования и программиров; ния деятельности, эмоционально-личностные проявления (например наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроение является преобладающим, каковы особенности развития двигатель ной сферы. Такая информация может стать основой для после дующего углубленного психолого-педагогического изучения ре бенка.

По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает пред положения о характере и степени выраженности имеющихся пару решений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психоло го-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специаль ного оборудования, исключает дополнительную «психоэмоцио нальную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводя щего обследование. Вместе с тем использование этого метод предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога вы сокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания пси­холого-педагогических особенностей детей с различными наруше ниями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования ос новной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопостав­ление результатов наблюдения с известными признаками имею щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с ис­пользованием метода наблюдения может быть различной в зависимо­сти от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, прово­дящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы де­тей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оста­ваться в позиции постороннего человека, наблюдающего со сторо­ны (пассивное наблюдение).

Как указывают многие специалисты в области практической пси­хологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостат­кам метода наблюдения относятся его относительная длительность И известная «субъективность», которая проявляется в зависимости ре­зультатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящею обследование, невозможности полноцеп-

- татистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализо-анным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обсле­дуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае по­является возможность более четкого и полного сопоставления ре­зультатов различных наблюдений. Существенно снижается субъек­тивность оценки данных наблюдения, появляется возможность сба-лансированного качественного и количественного анализа полу­ченных данных.

Экспериментальное исследование(обучающий эксперимент).

Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использова­ние обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих ме­тодов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положе­ние, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего экспе­римента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обу­чения включены в сам процесс психолого-педагогического исследо­вания. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест - обучение -тест) эффективность обучения получает определенное количествен­ное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше ин­формации получает педагог или психолог о проблемах и потенци­альных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответст­венно более содержательными будут его практические рекоменда­ции и прогностическая оценка.




Специально для исследования потенциальных возможностей

интеллектуального развития детей 7-10 лет АЛ. Иванова (1976) ра. работала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданц этой методики вызывает трудности и у нормально развивающее детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению кац дого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает во; можность использовать методику обучения в тех случаях, когда р нок не справляется с программой или еще не обучался.

В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается вы полнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказы вается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогично! задание.

Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второп контрольного задания:

- перенос образца правильного выполнения задания полный, < вербальной форме - например, ребенок называет все три признака;

- перенос частичный в вербальной форме - ребенок выделяет и на зывает не менее 2-х признаков;

- перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правиль­ных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

- перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок;

- перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из при знаков фигур второго набора.

Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:

- Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая здоровых детей носит активный характер и практически всегда на­рушена при сниженной умственной работоспособности и психиче­ском недоразвитии.

- Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением ин­теллекта - от 10 до 20.

- Способность ребенка давать словесные формулировки того при­знака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обу­чающий эксперимент можно организовать и на базе других методик:

«Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего, «Кубики Кооса» и др. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.

Наши рекомендации