Основа ценностей социальной работы.
Целью социальной работы всегда было улучшение благополучия людей, имеющих проблемы, связанные с бедностью, психологическим состоянием, здоровьем, занятостью, обеспеченностью жильем, со старостью, детством, голодом, содержанием жилья и т. д. Со временем непрерывно усиливалась необходимость заботиться не только конкретно о клиентах, но и о способах, с помощью которых общество в целом реагирует на их нужды. Таким образом, в социальной работе предметом постоянного внимания всегда было индивидуальное благополучие и обеспечивающие его факторы. Оценка социальными работниками сложного взаимодействия между отдельными личностями и их окружением основывалась на постоянном наборе ценностей, которые обеспечивают достоинство, основные потребности человека и равные возможности. Концепция индивидуального достоинства подразумевает, что человек имеет право на уважение и достойное существование и что социальные работники не должны дискриминировать отдельных людей на основе расовых, этнических, родовых, половых характеристик или социально-экономического статуса. Социальные работники также исходят из того, что все люди имеют определенные основные потребности — питание, жилище, забота о здоровье, психологическом состоянии — и должны иметь равные возможности удовлетворять их.
В начале XX в. акцент делался на способах, которыми клиенты решали свои собственные проблемы. Социальные работники того времени, не без влияния благотворительных организаций, часто рассматривали проблемы клиентов скорее как доказательство недостатков характера, а не упущений общества. Поэтому социальные работники в качестве ценностей рассматривали моральные качества клиента. Важной частью их миссии было побудить клиентов научиться вести себя нравственно, честно, вести праведную жизнь.
Постепенно социальные работники стали лучше осознавать, как окружающие факторы формируют отдельные личности и ограничивают их возможности. Прогрессивная Эра, движение за создание поселений и "Великая депрессия" 30-х годов, например, заставили социальных работников обратить внимание на социальные и экономические проблемы, существенно повлиявшие на страдания, которые выпали на долю людей в те годы.
Интерес к изучению обстоятельств, влияющих на индивидуальные проблемы, до некоторой степени уменьшился в течение относительно спокойных лет сразу же после второй мировой войны, когда многие профессиональные работники были вовлечены в развитие психиатрической социальной помощи. Однако широко распространенное беспокойство относительно крупномасштабных социальных изменений вновь возникло в бурные 60-е годы. Таким образом, практики часто сосредоточивали внимание на глубине и качестве ценностей клиентов, но постепенно оно смещалось к анализу более широких ценностей общества и к нуждам тех, кто беден, болен или отягощен другими обстоятельствами. С начала 70-х годов и до последнего времени повышается заинтересованность в исследовании ценностей самих социальных работников и этических аспектов их практической деятельности. Этот интерес к этическим взглядам самих практических работников не уникальное явление в социальной работе. Рост интереса к профессиональныи ценностям и этике обусловлен несколькими причинами. Технический прогресс дал профессионалам этический выбор, который просто не был известен предыдущим поколениям практических работников. Развитие здравоохранения, ядерной энергетики и компьютерной технологии, например, сопровождалось чрезвычайным усложнением факторов, относящихся к ценностям и этике. Кроме того, современные профессиональные работники столкнулись с необходимостью распределения все более ограниченных ресурсов таких, как нефть, продовольствие, вода, земля, деньги, услуги здравоохранения, социальное обеспечение, — и это внесло свои изменения в их ценностные ориентации и этику профессиональной жизни. Так, широко обсуждавшиеся в обществе скандалы, которые происходили почти в каждой профессии, были связаны с плохим управлением и обманом с целью нанесения ущерба клиентам или их эксплуатацией.
Однако, кроме того, рост интереса к профессиональным ценностям и этике также в большой степени отражает развитие и становление самой профессии. На ранней стадии профессиональные работники стремились заниматься техническими аспектами своей работы. Если в той или иной области деятельности невозможно выполнять технические задачи достаточно квалифицированно (например, хирургия, диагностика, раскрытие преступлений, проектирование мостов), работники этой области не имени права называться профессионалами. Большинство профессий требуют уделять больше внимания факторам, относящимся к ценностям и этике, на которых прочно основывается их репутация. Этим можно объяснить, почему в таких современных, или "молодых", профессиях (не юриспруденции и медицине) недавно наблюдался всплеск внимания к этическим проблемам.
Этический кодекс.
Наиболее известная декларация о ценностях и этике, под которой подписываются все современные социальные работники, это Этический кодекс, принятый Ассамблеей делегатов НАСР в 1979 г., самый последний кодекс из нескольких, принятых профессиональными работниками за многие годы. Хотя ряд других организаций, занимающихся социальной работой, сформулировали свои проекты кодексов (например, Ассоциация за организацию семейной социальной работы, несколько глав — Ассоциация социальных работников Америки), общего кодекса не существовало до 1947 г., когда последняя группа — наибольшая организация социальных работников этого периода — приняла формальный кодекс. В 1960 г., пять лет спустя после образования ассоциации, НАСР приняла свой первый Этический кодекс.
Кодекс 1960 г. включает программные заявления относительно, например, обязанности каждого социального работника ставить профессиональную ответственность выше личных интересов; уважать тайну клиента; предоставлять соответствующие услуги в случаях общественных бедствий; предоставлять знания, мастерство и обеспечивать поддержку программам благополучия человека. Эти заявления от первого лица входят в преамбулу, которая устанавливает обязательства социальных работников поддерживать гуманные идеалы, улучшать службу социального обеспечения, развивать теоретические исследования и повышать свою квалификацию. В 1967 г. к декларации было добавлено обязательство исключить дискриминацию.
Однако вскоре после принятия Кодекса 1960 г. члены НАСР начали выражать озабоченность по поводу его теоретического уровня, широты охвата проблем, полезности для решения этических конфликтов и использования практическими работниками и агентами при рассмотрении этических проблем. В результате в 1977 г. Ассамблея НАСР создала комитет для пересмотра Кодекса профессиональной этики и усиления его соответствия практической деятельности.
Кодекс 1979 г. состоит из шести частей. Изложению принципов организации предшествует преамбула, определяющая общие цели Кодекса и долговременные ценности социальной работы, на которых он основывается, и включающая декларацию о том, что принципы Кодекса устанавливают те нормы, которыми следует руководствоваться при внедрении этических концепций среди социальных работников.
Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Принципиальные положения содержатся в шести основных частях, определяя ответственность и обязательства социальных работников.
В первой части Кодекса, которая касается общего поведения и образа действий практических социальных работников, рассматриваются отношения между личным поведением работника и его профессиональными обязанностями; участие в мошенничестве, оскорблении, обмане; профессиональное обучение и компетенция; дискриминация; профессиональная честность; участие в исследовательской деятельности. Вторая часть — "Этическая ответственность социальных работников перед клиентами" — наиболее детализирована. В ней фиксируются проблемы приоритета интересов клиентов, использования клиентов для получения частной выгоды или для частных консультаций, дискриминации, противоречий интересов, сексуальных отношений с клиентами, раскрытия информации о клиентах третьим лицам, окончания предоставления услуг, права клиентов на самоопределение, опекунства, установления вознаграждения, разделения вознаграждения.
Та часть Кодекса, которая относится к ответственности социальных работников перед коллегами, ставит проблемы, возникающие при контактах с другими профессиональными работниками, если этого требуют интересы клиента. В этой части принципиально поставлены проблемы сотрудничества, вежливости во взаимоотношениях с коллегами; использования коллег для получения личной выгоды; разрешения конфликтов с коллегами; наблюдения и оценки коллег, служащих и студентов; использования клиентов коллег; временного предоставления услуг клиентам коллег.
Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле, несколько менее детализированы.
Часть, озаглавленная "Этическая ответственность социальных работников перед работодателями и организациями, предоставляющими работу", касается необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентством социальной работы, т. е. действовать в соответствии с принятыми в нем процедурами; в интересах совершенствования его политики, повышения эффективности его деятельности; не способствовать использованию агентства для проведения собственных полевых исследований под угрозой наказания, предусмотренного за нарушение правил, установленных для персонала НАСР; не препятствовать профессиональной деятельности социального работника, проводимой в интересах его клиента; не преследовать его в связи с такой деятельностью; не допускать дискриминационной политики и практики в вопросах приема на работу; рационально использовать ресурсы агентства.
Пятая часть — "Этическая ответственность социальных работников перед своей профессией" — касается вопросов, связанных с сохранением ценностей и предназначения профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы. В частности, в этой части Кодекса устанавливаются границы ответственности работника, чтобы защитить и утвердить достоинство и честь своей профессии; дать ответ на неэтичное поведение коллег, включая незаконную или неквалифицированную практику социальной работы; избегать дезориентирующей рекламы; содействовать развитию профессии и связанной с ней политики; основывать практические действия на точных знаниях; исследовать неожиданно появляющиеся данные; вносить вклад в базу профессиональных знаний.
Последняя часть Кодекса оговаривает обязательства социальных работников способствовать благополучию общества. В нее включены обязательства социальных работников предотвратить и исключить дискриминацию любых лиц и групп; гарантировать всем людям доступ к необходимым ресурсам, услугам и возможностям (с особым вниманием к группам или лицам, находящимся в невыгодном положении или притесняемым); содействовать культурному многообразию в Соединенных Штатах; предоставлять услуги при чрезвычайных обстоятельствах общественного масштаба; защищать изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий и содействия социальной справедливости; способствовать квалифицированному участию общественности в формировании социальной политики и учреждений.
Широкий ряд принципов, включенных в Этический кодекс НАСР, показывает, что Кодекс имеет несколько целей. С одной стороны, более абстрактные, идеалистические принципы, относящиеся к социальной справедливости и общественному благополучию, указывают социальным работникам, к чему следует стремиться. Другие принципы устанавливают перспективные специфические правила, с помощью которых практические работники, как ожидается, будут исполнять свои задачи, причем нарушения этих правил дают основания для подачи формальной жалобы. Кроме того, Кодекс вооружает социальных работников такими этическими принципами, которые помогают решать этические дилеммы, встречающиеся на практике. К этой проблеме в последние годы привлечено серьезное внимание.