Необходимость говорить правду.

Другим принципом, обычно принимаемым в этой профессии, является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких случаях можно или даже нужно скрыть правду от клиента или предоставить дезинформацию. Это связано с тем, что иногда бывает необходимо защитить клиента от ущерба. Многие социальные работники считают, что никогда нельзя отказывать в правдивой информации или предостав­лять, дезинформацию клиентам, но другие указывают на случаи, касающиеся, например, больных клиентов или детей, для кото­рых правдивая информация может считаться вредной, по крайней мере при определенных обстоятельствах.

Патернализм и самоопределе­ние.

Стремление защитить клиентов от ущерба связано со сложной проблемой патернализма в социальной работе. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага. Ограничение саморазру­шительных действий клиентов или требова­ние к ним принять услуги против их желания, утаивание от клиентов информации или предоставление им дезинформации — это все примеры патернализма, когда действия осуществляются, чтобы защитить клиентов от них самих. И в этом случае, однако, социаль­ные работники часто спорят о том, при каких условиях допустим патернализм. Некоторые считают, что клиенты имеют право на опре­деленные формы саморазрушительного пове­дения и принятия риска, а другие заявляют, что социальные работники ответственны за защиту клиентов от них самих, когда они тер­пят неудачу, делая попытки принять "хоро­шее" решение. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Законы, политика и постановле­ния.

В некоторых случаях социальные ра­ботники заявляют, что законам, политике и постановлениям не следует подчиняться, так как очевидным результатом будет вред. В ря­де случаев, например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в извест­ность при сообщении ребенка о злоупотребле­ниях, так как считали, что ребенок подверга­ется большему риску, если об этих случаях сообщается местным правозащитным вла­стям. Хотя громадное большинство социаль­ных работников не считают такие нарушения допустимыми, некоторые защищают их, счи­тая, что любые действия с целью защиты бла­гополучия клиента допустимы, даже если это нарушает другие этические принципы, закон или политику.

Доносительство.

Социальные работ­ники, нарушающие закон или правила уч­реждений, возлагают особое бремя на коллег, которые знают об этих нарушениях. Чувства дружбы, профессиональная лояльность и уг­роза собственному положению и репутации побуждают некоторых практических работ­ников опасаться выявлять правонарушения в своей профессии. Социальные работники, которые получили доказательства професси­онально неблагоразумных поступков или не­правильных практических действий своих коллег, должны тщательно взвесить свои обя­зательства по отношению к собственной профессии и своей клиентуре, коллегам, агентст­ву и риск в отношении собственной карьеры.

Распределение ограниченных ре­сурсов.

Постоянной проблемой в социаль­ной работе является необходимость распреде­лять ресурсы, которые неадекватны социальным нуждам. К таким ресурсам отно­сятся запасы продовольствия, жилище, фон­ды для выполнения каких-то программ, оплата реабилитационных программ или времени патронажных услуг. У социальных работни­ков есть различные критерии для распределе­ния ограниченных ресурсов. В некоторых случаях они используют принцип равенства, разделяя ресурсы на части равного размера (например, деньги или время работника), или обеспечивают клиентам равные возможности обращаться за помощью или претендо­вать на получение индивидуальных ресурсов (первым пришел — первым обслужен). В не­которых случаях для обеспечения клиентам равных возможностей может быть проведена лотерея.

Другой критерий социальных работни­ков основывается на потребности. Стратегия многих программ заключается в предоставле­нии услуг сначала тем, кто наиболее в них нуждается. Однако другая стратегия состоит в том, чтобы предоставить приоритет людям, которые в прошлом пострадали от несправед­ливости или дискриминации. Этот принцип лежит в основе программ положительных действий.

Наши рекомендации