Мезоуровень ценностей социальной работы

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации:

– человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;

– человек оценивает природу человека как добрую или злую,

– либо в сочетании добра и зла;

– человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее;

– человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;

– человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости.

В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов.

Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее – плохое» общество, «хорошая – плохая» семья, «престижная – непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обя­зательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от по­требностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.

Включает пять ценностных установок профессионального взаимодействия:

– поддерживающее невербальное поведение;

– ролевое поведение;

– конгруэнтность – безоценочное осознание социальным работником своих актуальных ощущений, переживаний, установок и выражение их способами, не травмирующими клиента;

– спонтанность – естественность;

– открытость – способность к самораскрытию при сохранении контроля над степенью открытости.

Уважение— способность ценить клиента как личность, принятие обязательств по отношению к нему, воздержание от критических суждений, демонстрация разумной меры теплоты.

Экспертностъ – понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивностъ– способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность– умение заслужить доверие клиента.

Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтаций, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

Наши рекомендации