Направление политики после 1980г.
В течение первого срока президентства Р. Рейгана многие социальные программы подверглись нападкам по всем направлениям, роль федерального правительства в осуществлении политики была заметно уменьшена, проводилась налоговая политика, которая сделала федеральную налоговую систему более прогрессивной. Множество факторов способствовало проведению в жизнь политических мер такого рода. Прочная победа Рейгана на выборах и его твердый контроль над сенатом привели демократов в замешательство. Им не хватало лидеров, которые могли бы противодействовать консервативной политике. Обойдясь без сокращения определенных популярных программ, например социального страхования и медицинского ухода, президент смог получить поддержку своей политической линии.
Р. Рейган достиг больших успехов в области социальной политики в первый год своего президентства, проведя регулирующие, бюджетные и налоговые реформы. Тогдашний вице-президент Джорж Буш, возглавляя Президентскую группу по проверке эффективности правительственных распоряжений в области социальной работы, рекомендовал отменить многие федеральные правила-рекомендации, которые часто выполнялись большим количеством высокопоставленных чиновников в исполнительных органах, неприязненно настроенных в отношении правительственных регуляторных указаний (Л. Барретт, 1983; Л. Кэнон, 1982).
Р. Рейган за счет вербовки консервативных демократов получил широкую законодательную поддержку для двух важных бюджетных мер. Бюджетная резолюция установила общие потолки для бюджетных рекомендаций каждого комитета конгресса, и Закон о сбалансированном бюджете предусматривал набор грантов (субсидий), включающий фонды для социальных служб, общинных служб, борьбы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, психического здоровья, предупреждения заболеваний, охраны материнства и детства, развития общин и первостепенной заботы о здоровье.
Налоговые сокращения были достигнуты с помощью Закона о налоговой и финансовой ответственности. Эти сокращения воплотили в жизнь надежды экономистов, которые полагали, что экономический рост может произойти только тогда, когда фирмы и богатые люди получат большее количество ресурсов. Критики все-таки сетуют на тот факт, что бедные люди и отдельные граждане среднего достатка получили значительно меньшую пользу от принятых мер (Р. Лекэчмэн, 1982).
Первоначальное сокращение бюджета (1981) в последующие годы сменилось многими более серьезными сокращениями в индивидуальных программах. Крупное увеличение военных расходов вкупе с сокращением налогов и спадом производства привело к беспрецедентному и растущему дефициту федерального бюджета, что увеличило законодательное давление с целью дальнейшего сокращения расходов на невоенные цели. Тем не менее Рейган столкнулся с растущим сопротивлением своей политике. Некоторые из предложенных им сокращений расходов на отдельные программы не были приняты, как и начальные попытки сократить пособия на социальное страхование и медицинское обслуживание. Слабо был поддержан честолюбивый план передать штатам полную ответственность за выполнение Программы помощи семьям с зависимыми детьми и Программы продовольственных талонов. Критики сосредоточили свое внимание на величине оборонных расходов, а также на недостаточно справедливой бюджетной и налоговой политике.
Когда Рейган одержал победу на президентских выборах 1984 г., многие либералы боялись, что он продолжит сокращение программ, включая социальное обеспечение и медицинское обслуживание, подвергавшиеся опасности относительного обезналичивания в течение первого срока его президентства, особенно с того времени, когда он стал настаивать на уменьшении огромного федерального дефицита посредством урезания невоенных федеральных расходов.
Но его победа была скорее личной, чем политической, и не свидетельствовала о поддержке политики сокращения социальных программ. Политический тупик возникал в начале его второго срока, когда Рейган настаивал на том, что сокращение социальных программ должно продолжаться, а многие законодатели акцентировали внимание на росте налогов и резком сокращении сторонних расходов.
На волне рейгановских сокращений социальных программ американцы задумались о действительных заслугах правительства в области социального обеспечения. Многие считали, что программы "Великого общества", так же как и некоторые социальные реформы, с очевидностью доказали свою эффективность (С.Левитан и К. Джонсон 1984). Некоторые теоретики утверждали, что американцы настолько озабочены достижением своих личных целей, что само понятие социального долга стало подвергаться опасности (Р. Белла и др., 1985).
В дальнейшем росло признание того факта, что рейгановские сокращения расходов распределялись по социальным программам непропорционально, затронув те из них, которые были нацелены на помощь бедным, и сравнительно не коснувшись программ, помогающих средним и высшим слоям.
Брюс С. Янсон.
См. также: История социальной работы: важнейшие даты; Помощь семьям с зависимыми детьми; Программа продовольственных талонов; Социальное обеспечение: тенденции и пробяемы политики; Социальное обеспечение:финансирование; Социальное планирование в государственном секторе.
• BarrettL. I. (1983).GamblingwithIli.sli Reagan in the White House. N. Y.: Peng Books. • Bellah R. N., et al. (1985). Ha1 the Heart: Individualism and Commitim American Life. Berkeley, Calif.: Univeni California Press. • Bornet V. D. (1983) Presidency of Lyndon B. Johnson. Lawi University of Kansas. • Califano J. A. (I <JM| Governing America. N. Y.: Simon & SchusierJ Cannon L. (1982). Reagan. N. Y.: (.•] Putnam's Sons. • Davis K. (1975). Nallu Health Insurance. Wash., D. C: The Brooklj Institution. • GeifandD. E., OlsenJ. K. < 14% The Aging Network: Programs and Scrvl| N.Y.: Springer Publishing Co. • Haveman Я, (1977). A Decade of Federal Antipo Programs. N. Y.: Academic Press Levitan S. A., Johnson С M. (1984). H<vi« the Safety Net: Reviving the Promise Opportunity in America. Cambridge, M» Ballinger Publishing Co. • Levitan S Taggart R. (1976). Promise of Grcniii Cambridge, Mass.: Harvard University Pit: Lekachman R. (1982). Greed Is Not Km Reaganomics. N. Y.: Pantheon Books. • /л~ (1969). The End of Liberalism. N. Y.: W . Norton & Co. • Magill R. S. (141% CommunityDecision Making for Social Wclf< N. Y.: Human Sciences Press. • Marnuir I , (1970). Politics of Medicare. L.: Roullidg* | Kegan Paul. • Matusow A. J. (1984) mnvrllng of America: A History of Liberalism «Kir 1%0's. N. Y.: Harper&Row. • MerantP. i tfl7). The Politics of Federal Aid to Education • I M()5. Syracuse, N. Y.: Syracuse University. • Ifawihan D.P. (1973a). Maximum Feasible Kui"<lerstanding. N. Y.: Random House. • tHihlryA. J. (1981). Conservatives in an Age of Йвицс. Wash., D. C: The Brookings WHuiion. • Shoup L. H. (1980). The Carter NwMrncy and Beyond. Palo Alto, Calif.: Imparts Press. • Stan P. (1982). The Social information of American Medicine. N. Y.: ■ Books. • Steiner G. Y. (1971). State of jlfure. Wash., D. C: The Brookings ■tutlon. • Steinfels P. (1979). The ■conservatives. N. Y.: Simon & Schuster. • MquistJ. L. (1968). Politics and Policy: The fahower, Kennedy and Johnson Years. Ki D. C: The Brookings Institution. • Ш T. H. (1982). America in Search of Itself. ■Harper & Row.