Размещение финансовых средств.

Когда становится известным объем денежныx средств, выделяемых на тот или иной финансовый период, организация должна распределить имеющиеся финансовые и другие средства между конкурирующими областями своей деятельности. Если организации удается получить все финансовые средства, запрошенные первоначально, и если ее первоначальное официальное предложение былореалистично с точки зрения требований клиента и проводимой политики, задача распределения ресурсов представляется довольнопростой, — тогда предполагаемый бюджет становится действительным бюджетом. Однако это вряд ли возможно даже во времена расширения финансирования программ. Когда же объемы финансирования сокращаются, размещение имеющихся средств может представлять значительную трудность и, потенциально оказывать существенное негативное влияние на многие подразделения ор­ганизации (Р. Хиршхорн и др., 1983). Стра­тегия организаций, которая оказывается успешной во времена увеличения финанси­рования, часто терпит неудачу в результате трудностей, связанных с бюджетным сокра­щением. Когда планирование производится во время, благоприятное для финансирова­ния, организация может позволить себе допу­скать ошибки при размещении средств, так как они могут быть компенсированы за счет новых поступлений. В условиях же упадка организация практически не имеет права на ошибку.

В ходе дальнейшего обсуждения возника­ют два подхода к процессу размещения средств организацией. Он может рассматри­ваться в контексте структуры программ орга­низации или с точки зрения межличностного воздействия, а также значения, которое име­ет размещение средств для принятия реше­ний.

Структура программ.

Структура программ агентства социального обеспече­ния представляет собой способ организации всего запланированного и оформленного в программы обслуживания. Главными в этой структуре являются те услуги, которые соот­ветствуют профилю организации и ее основ­ным целям.

Определение "программные услуги" до сих пор является предметом споров и разно­гласий. Существуют два главных препятст­вия, мешающих достичь в этом вопросе согла­сия.

Во-первых, каждое агентство определяет свои услуги по-разному — вероятно, вследст­вие того, что агентство ориентируется на кон­кретные потребности своих клиентов и исхо­дит из различия своих профессиональных обязательств, а также финансовых возмож­ностей. Это особенно ярко проявляется на уровне штатов, где местные агентства обычно значительно различаются между собой по масштабу и интенсивности оказываемых ими программных услуг.

Во-вторых, структуры программ разли­чаются в зависимости от исторически сло­жившихся базовых различий организаций. Например, агентства социального обеспече­ния детей обычно связывают большинство оказываемых ими услуг с окружением, обста­новкой, в которых живут дети (учебные заведения для детей, приюты и т. д.). С другой стороны, агентства по обслуживанию семьи ориентированы прежде всего на индивиду­альные формы работы и консультации. Дру­гие оказываемые услуги могут быть связаны целью их оказания (адаптация, реабилита­ция) , способом оказания (оказание услуг на дому) или состоянием, которое требует ока­зания услуг (психическое здоровье) (Р. Элкин, 1967).

Эта путаница в номенклатуре и класси­фикации услуг представляет серьезную про­блему для каждого, кто попытается оценить или сравнить такие показатели, как сто­имость оказываемых услуг или эффектив­ность организаций по сравнению друг с дру­гом, т. е. получить информацию, которая помогает принять решение о размещении средств (Р. Элкин, 1980). Стандарты бухгал­терских и финансовых отчетов для добро­вольческих организаций здравоохранения и социального обеспечения требуют указания функциональных расходов, что дает возмож­ность рассматривать расходы на программ­ные или запланированные услуги отдельно от административных расходов, общих расхо­дов и расходов на привлечение средств.

Среди многочисленных попыток прояс­нить определение "программные услуги" на­иболее успешной является система определе­ния услуг, предложенная организацией "Общий путь Америки". Эта система описы­вает программы в рамках фундаментальных целей социального обеспечения как такового. Она намечает основные цели социальной политики и системы услуг, которые способст­вуют достижению этих целей: специальные услуги в рамках этой системы; программы, в рамках которых осуществляются эти услуги; некоторые элементы этих программ, а также предлагаемые результаты программ с точки зрения типов клиентов, обслуживаемых про­граммами социального обеспечения, и тех усилий, которые затрачиваются на это обслу­живание.

Влияние размещения средств на межличностные отношения и при­нятие решений.

Эта сторона распределе­ния ресурсов является важнейшей составля­ющей укрепления организации, особенно во времена сокращения, ассигнований. При рассмотрении вопросов о размещении средств руководитель организации должен в первую очередь выяснить, какую ценность имеет первоначальное бюджетное предложе­ние с точки зрения клиентов его организации и ситуации в общине. Вследствие бюджетной политики организация может запросить больше, чем ожидает получить, чтобы создать себе возможность для маневра в ходе перего­воров. С другой стороны, особенно в ситуаци­ях, когда бюджетные предложения должны быть сделаны за 18 месяцев или раньше до начала финансового года, сумма, запрошенная агентством, может оказаться через полтора—два года недостаточной. Это особая проблема правительственных агентств, в компетенцию которых входит обслуживание конкретных групп населения.

Хотя рациональная техника принятия решений помогает определить альтернативы, нет оптимального алгоритма наилучшее решения проблем финансирования. Р. Хиршхорн с соавторами (1983) сделал вывод, хотя руководители всегда основывают свои решения на субъективной информации и на своих взаимоотношениях с персоналом как в самой организации, так и вне ее, сокращение финансирования предъявляет особо сложные требования и к руководителям, и к персоналу. Оказывается, что отрицание, беспокойство, постоянное колебание между оптимизмом и пессимизмом — это и есть контекст принятия рациональных решений. Исследователи обнаружили, что как к эмоциям, так и к неопределенности подобных ситуаций необходимо относиться реалистически, поскольку один лишь реализм позволяет принять трезвые решения, необходимые для организации, которая лицом к лицу сталкивается с одновременными изменениями в финансовой политике. В некоторых случаях технологический, законодательный и финансовый климат изменяется так резко, что многие организации вынуждены кардинально менять свою ориентацию. Эти обстоятельства требуют усилить внимание к совместной работе с другими организациями.

Документация.

С расширением сферы оказываемых услуг и материальных фондов возникает необходимость оформления отчетности по деятельности социальных агентств, которая берется за основу при составлении отчета как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Систематизированное oформление оказываемых услуг и финансовой деятельности является необходимым для ведения текущей бюджетной отчетности, aнализа стоимости услуг, предварительной оценки стоимости в разных вариантах, а также подготовки отчетов для лиц, предоставляющих средства, координаторов проектом и доверителей. Как отмечалось выше, определение объема и стоимости оказываемых yслуг является главной нерешенной проблемой в сфере социального обеспечения. Однако каждая организация должна внести вклад в решение этой проблемы и подробно определить объем оказываемых ею услуг таким образом, чтобы эта информация могла быть обобщена в единой системе координат.

Концепция подотчетности правительст­венных и добровольческих некоммерческих организаций исторически складывалась на основе оценки использования доверенных им средств. В демократическом обществе ответственность предполагает, что официальные назначенные по результатам выборов, отчитываются перед своими избирателями ( Р.Ли и Р. Джонсон, 1977). Концепция распоряжения средствами имеет основополагающее значение для принципов отчетности, которые действуют в правительственном и добровольческом секторах. Хотя существует сильное движение в пользу переоценки критериев эффективности социальной работы, направленное на то, чтобы исключить оценку эффективности на финансовой основе, тре­бование о финансовой отчетности остается на повестке дня и должно постоянно быть в центре внимания руководителей некоммерческих организаций.

Наши рекомендации