Социальная защита престарелых.
Только в 50-х годах государственные ведомства в Соединенных Штатах осознали, что некоторые граждане страны испытывают трудности в получении своих ежемесячных пособий, которые должны выплачивать им правительство (по линии социального страхования) и Управление по делам ветеранов или службы социального страхования. Ранее предполагалось, что эти проблемы могут решить семья, друзья заинтересованного лица или же назначенный судом опекун. Признание того факта, что столь многие люди не в силах самостоятельно получать полагающиеся им государственные пособия, привело к выводу о необходимости введения государственной опеки. Если у человека нет родственника или друга, которые могли бы взять на себя эту функцию, возникает вопрос о необходимости социальных служб, способных выполнять указанную роль.
Первоначально государственная опека распространялась только на людей, которые уже находились в тех или иных институциональных заведениях, и имела целью обеспечить выполнение государственными ведомствами своих обязательств. Это создавало недопустимую ситуацию, когда людей, иногда без достаточных оснований, помещали в указанные заведения, чтобы наложить государственную опеку на их финансовые средства и имущество. Положение начало меняться с принятием в 1968 г. в Калифорнии Закона о психическом здоровье, который дал право на опеку со стороны государства любому взрослому лицу, страдающему неполноценностью и имеющему ограниченные возможности. Вслед за этим и другие штаты заняли аналогичную позицию по вопросам, связанным с государственной опекой над людьми, не имеющими близких родственников или друзей, а также в случаях, когда возникала опасность злоупотребления своим положением со стороны опекуна.
Определение.
Под социальной защитой престарелых понимаются все юридические и практические действия в интересах неправоспособного престарелого лица, а также "совокупность профилактических или поддерживающих социальных услуг, предпринимаемых oт имени престарелого лица, признанного неправоспособным, в его интересах, с тем чтобы формально установить над ним попечение, основанное на юридических полномочиях в санкционированных законом нормах и имеющее форму опеки или отдельного поручения. Эти услуги характеризуются готовностью со стороны тех, кто их оказывает, сотрудничать с юридическими властями, действовать в соответствии с данными им законом полномочиями и установленной законом процедурой". Для этих услуг характерно также, что право клиента на принятие решений делегируется другому лицу, несущему профессиональную и юридическую ответственность за то, что клиент получит именно необходимые для него услуги.
Определение социальной защиты npистарелых вызывает споры в связи с таким существенным вопросом, как время, когда следует начинать оказывать услуги. Э. Форгюсон (1978) считает, что неправоспособное лицо вовсе не обязательно является кандидатом на защиту его интересов. Главное, чтобы существовало такое надежное лицо, к которому можно было бы в случае необходимости обратиться за поддержкой. Таким образом социальная защита престарелых охватывает более широкий круг проблем, чем непосредственная ситуация человека, нуждающегося в помощи.
Социальная защита престарелых включает в себя несколько компонентов, в том числе профилактику, поддержку и представительство.
Профилактика.
Профилактические услуги имеют своей целью не столько удовлетворить потребности клиента, оказавшегося в критической ситуации, сколько сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска и тем самым предотвращая институционализацию.
Поддержка.
Этот вид услуг представляет собой помощь, необходимую неполноценному престарелому лицу, чтобы сохранить максимально возможный уровень самостоятельности.
Представительство.
Представительство необходимо для защиты интересов. Лицо, оказывающее представительские услуги, должно выступать от имени неполноценного престарелого человека или помогать кому-то выступать в этом качестве. Задача при этом заключается в том, чтобы клиенту была оказана необходимая поддержка, причем независимо от его согласия.
При разработке указанных целей мало думают о том, в чем конкретно выражается потребность старых людей в защите. По-видимому, защита их интересов должна охватывать четыре сферы:
1) охрану жизни и собственности ограниченно дееспособных клиентов, находящихся вне учреждений институционального ухода;
2) защиту гражданских свобод;
3) защиту профессионалов, работающих в этой сфере;
4) защиту окружающих от опасности, исходящей от недееспособного лица (Дж.Лайнс, 1970).
Распространение понятия социальной защиты престарелых на работников социальной сферы и окружение недееспособного лица придает этой проблеме экологическое измерение. Косвенно речь идет о равновесии между компонентами защиты. Чем большая защита требуется престарелому клиенту, тем выше уровень потенциального юридического риска для того, кто ею занимается, и, возможно, тем большей опасности подвергается община, где живет клиент.
Идея взаимности, заложенная в защите интересов клиента, предполагает наличие двух уровней — во-первых, оказание поддержки престарелому лицу и, во-вторых, юридическая возможность лишить клиента определенных прав для обеспечения безопасности окружающих. Э. Вассер (1974) пишет об этих уровнях следующее: "Социальная защита престарелых должна отражать заботу общества о тех своих членах, которые по достижении определенного возраста не способны позаботиться о себе и уже не имеют или никогда не имели никого, кто взял бы их на свое попечение. Социальную защиту можно также рассматривать как меры, принимаемые обществом в связи с поведением клиента, которое рассматривается как девиантное. Это относится к престарелым людям, живущим в определенном окружающем их сообществе". С одной стороны, общество признает потребности престарелых, неспособных самостоятельно функционировать и обеспечивать себя. Однако эта потребность оценивается как некое отклонение от нормы, и личности, требующие помощи, рассматриваются как девиантные. Поэтому их удаляют из их окружения, помещая в психиатрические заведения, дома для престарелых и другие учреждения, изолированные от потока общественной жизни. Система социальной защиты, которая отвечает определенным потребностям престарелых и одновременно удовлетворяет потребности общества, не всегда может в полной мере обеспечить ту защиту, в которой нуждаются старые люди.