Социальные и психологические факторы.
Клиническая перспектива.
Медики обычно описывают два вида сексуального насилия над детьми: кровосмешение и педофилия(половое влечение к детям). Особое внимание профессиональных социальных работников привлечено к семьям, где имело место кровосмешение.
Кровосмешение во многих случаях является сексуальным выражением несексуальных потребностей, таких, как самоутверждение посредством сексуального контакта с неугрожающим партнером. Традиционные взгляды на кровосмешение все чаще подвергаются сомнению из-за отсутствия реальных подтверждений. Например, представление о том, что сексуальное насилие над детьми — сексуальное выражение несексуальных потребностей, во многом изменяется даже среди тех, кто признает, что сексуальные взаимоотношения содержат несексуальные элементы. Важнее, что психологические определения сексуальных действий свидетельствуют: дети являются источником возбуждения. Есть данные, что по крайней мере 44% виновных в кровосмешении мужчин совершают домашнее насилиенад собственными детьми.
Результаты указывают на наличие общих характерных особенностей у лиц, виновных в кровосмешении. Во многих случаях это люди, находящиеся в подчиненном положении; прошлое их семей характеризуется конфликтами, разрушением, заброшенностью, насилием и эксплуатацией. Некоторые взрослые, имеющие половые сношения с детьми, сами были изнасилованы в детском возрасте. В то же время другие никогда не подвергались сексуальному насилию.
Исследования позволяют установить, что имеются следующие виды насилия, когда взрослые имеют половое сношение: 1) только со своими собственными детьми, 2) с не состоящими в родстве, но хорошо им знакомыми детьми, 3) с любым ребенком. Во всех случаях важно выявить совокупность социальных и психологических факторов, ставших причиной сексуального влечения взрослого к детям.
Влияние сексуального насилия.
Сексуальное преследование детей — предмет обсуждения в общественных и профессиональных организациях. Социальные работники наблюдают отклонения и болезни в связи с сексуальным насилием над детьмии предлагают их лечение. Не на всех жертвах ярко сказались последствия сексуального насилия. В то же время изнасилованные пациенты могут проявлять целый ряд симптомов: подавленность, маниакальный синдром, затруднения в учебе, половую заторможенность, припадки истерии, страх, кошмары, демонстративное самоуничижающее поведение и даже попытки самоубийства. Кроме того, они могут высказывать соматические жалобы (на головную боль, боль в животе).
Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте, также сохраняют воспоминания, связанные с прошлым, которые выражаются в их заниженной самооценке, депрессии, трудностях в личных взаимоотношениях (такие, как недоверие по отношению к мужчинам), а также в сексуальных проблемах, алкоголизме, применении наркотиков.
Имеющиеся данные о влиянии сексуального насилия указывают, что, однако, не всем детям такое насилие надолго наносит вред. Особое внимание социальные работники должны обратить на физическое и психическое состояние жертв насилия. Очень важны первые встречи с детьми, подвергшимися сексуальному насилию, и взрослыми, которые стали жертвами насилия в детстве.
Современные дебаты.
Профессионалы, имеющие дело с сексуальным насилием, затрачивают массу энергии на дискуссии о роли судебного преследования и лечения. Противники участия правовой системы в решении указанной проблемы считают, что при рассмотрении случаев сексуального насилия персонал системы правосудия проявляет некомпетентность и равнодушие. Они сравнивают меры, принимаемые системой правосудия, с наказаниями за проступки психически нездоровых людей и ощущают дискомфорт, работая с пациентами, которых могут передать правовой системе.
Другие социальные работники считают, что многие случаи сексуального насилия над детьми требуют вмешательства правовой системы, в том числе для того, чтобы принудить насильников к лечению. Они признают, что социальная работа не в состоянии обеспечить условия, при которых детей не будут принуждать изменять свои прежние показания о том, как они стали жертвами сексуального насилия или повторного насилия. Из-за катастрофического увеличения числа случаев сексуального насилия над детьми это стало первостепенной задачей, которую и пытаются решить многие социальные работники.
Серьезные разногласия связаны с вопросом, является ли сексуальное насилие проблемой психического здоровья без сексуальных показателей или, хотя бы частично, сексуальной проблемой. Эти дебаты имеют важное значение для определения побудительных мотивов взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми, следовательно, для успешного лечения.
Несмотря на улучшение раскрываемости случаев насилий над детьми, возрастает и количество неустановленных случаев подобных действий. Неясно, происходит ли это из-за перегруженности агентств по охране детства или же из-за увеличения числа ложных сообщений о сексуальном насилии над детьми и других причин. Однако ясно, что общественные и профессиональные круги столкнулись с широко распространенными фактами, приводимыми в печати, о лжи детей по поводу преследования их с целью сексуального насилия. Из-за отсутствия какого-либо анализа данных о ложных сообщениях детей, подвергшихся преследованиям, эта проблема все больше обостряется. Между тем клинический опыт подтверждает, что только незначительное число детей лжесвидетельствуют о преследовании.
Социальные работники должны убедить пациентов и население, что действия правовой системы не направлены на привлечение к ответственности предполагаемого насильника, если его вина не доказана, а непривлечение к ответственности не означает, что заявления детей являются ложными. Скорее, эти действия означают, что правовые критерии для принятия решения о привлечении и судебной ответственности недостаточно удовлетворительны. Однако под влиянием таких случаев формируется неблагоприятная общественная реакция на сообщения детей. Социальные работники могут сыграть важную роль в управлении такого рода реакцией, с тем чтобы не причинить вреда детям.
Клиническая практика в области сексуального насилия над детьми настолько нова, что пока не существует каких-либо регламентирующих норм. До настоящего времени не установлены качественные показатели для специалистов относительно того, в какой области они должны совершенствоваться, какие профессиональные навыки в лечебной практике им необходимы, какой уровень квалификации им потребуется.
Клиническая практика в случаях сексуального насилия имеет много общего с другими видами клинической работы; основными проблемами здесь являются нарушения закона, риск насилия и подобные уголовно наказуемые деяния. Они восходят к таким профессиональным проблемам, как конфиденциальность и правовая ответственность за незащищенных, легко уязвимых пациентов. Существует много теорий, на которых базируется клиническая практика, но нет квалификационных стандартов, идентифицирующих профессионализм и профессиональные навыки, столь необходимые для предотвращении доступа к пациентам мало подготовленных и не имеющих достаточного опыта специалистов. Целесообразно начать разработкy необходимых стандартов, которые помогли бы защитить пациентов и профессию от вмешательства некомпетентных лиц.
Роль социальной работы.
Поскольку по роду своей деятельности социальным работникам приходится общаться с детьми, испытавшими сексуальное насилие, или со взрослыми, на долю которых выпало стать жертвами насилия в детстве, и поскольку социальная работа занимает важное место во взаимоотношениях личности и окружающей среды, социальным работникам предоставлена уникальная возможность играть жизненно важную для пациентов роль при решении проблемы сексуального насилия над детьми.
Предстоит решение следующих задач: идентификация случая; исходная оценка и констатация кризиса; обращение к агентствам, занимающимся проблемами сексуального насилия над детьми, включая медицинское обслуживание; социальная и психиатрическая помощь; защита интересов каждого отдельного пациента; совершенствование процедур и политики для эффективной работывсех систем в интересах пациентов; оказание непосредственной помощи.
В эту деятельность необходимо включить целый ряд социальных служб, которые могли бы повлиять на улучшение общей ситуации и оказать необходимую помощь жертвам насилия.Например, помочь взрослым членам семьи обеспечить защиту детей, а не перспективу жить с кормильцем семьи, совершающим сексуальное насилие над детьми. В тоже втемя указанные службы должны располагать убежищами, необходимыми в критических ситуациях. Они должны обучать навыкам общения с детьми, подвергшимися насилию, а также с лицами, виновными в этом. Важной функцией является помещение детей в учреждения, где им не будет угрожать сексуальное преследование, и т. п.
Наблюдаемый сегодня взрыв сексуального насилия подтверждает, что деятельность в этой сфере остается весьма ответственной частью социальной работы.
Джон Р. Конт.
См. также: Дети, страдающие от плохого обращения; Сексуальное насилие: службы социальной помощи; Социальная защита детей.
'Berliner L., Stevens В. (1982). Clinical Issues in Child Sexual Assault.— Journal of Social Work and Human Sexuality, 1 (1/2), 93—108. • Conte J. R., Berliner L. (1981). Sexual Abuse of Children: Implications for Practice.— Social Casework, 62(10), 601—606. • Finkelhor D. (1979a). What's Wrong With Sex Between Adults and Children?— American Journal of Orthopsychiatry, 49(4), 692—697. • Russel D. E.H. (1984). Sexual Exploitation: Rape, Child Sexual Abuse and Work Harassment. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • «Sexual Assault Center» (1984). Statistics. Seattle, Wash.: Author.