Психологические, психофизиологические и социальные факторы формирования и реализации сексуальности человека

Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. В целом же, сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием психофизиологических, психических и социальных факторов. Сексуальность является одним из важных движущих факторов в познании человеком окружающей действительности.

1. Психофизиологические факторы развития сексуальности.

КБП регулирует сексуальную мотивацию. Гормональная система связана с реализацией сексуальности. Андрогены – мужские половые гормоны, экстрогены – женские. Сексуальность на этом уровне определяется выраженностью гормонов. Представляет собой процесс последовательных возрастных (рождение, рост, созревание, а затем - зрелость, инволюция и старость) изменений нейрогуморальных, сосудистых и уро - генитальных механизмов сексуальности на протяжении жизни человека.

2. Психологические факторы развития сексуальности.

Характеризующее изменения психического мира человека в процессе становления и развития сексуальности: формирование полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальных ориентаций и предпочтений, а также – возрастная динамика сексуальности в зрелом возрасте и инволюционном периоде.

Развитие сексуальности.

Среди психоаналитиков остается популярной динамическая концепция З.Фрейда, в которой выделен ряд стадий психосексуального развития, отличающихся доминированием определенных сексуальных проявлений.

Оральная стадия психосексуального развития (от лат. оris – рот) характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны слизистой рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Эта стадия проходит в первый год жизни человека.

Анальная стадия психосексуального развития (от лат. anus – задний проход) характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Стадия длится со второго по третий год жизни.

Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs - мужской половой член) характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год жизни.

К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различного рода увлечения. С этого времени наступает так называемый латентный период (6-12 лет).

Генитальная стадия психосексуального развития (от лат. genitale половые органы) характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Эта стадия достигается в подростковом возрасте и продолжается до последних дней жизни.

На каждой своей стадии развития человек разрешает определенные конфликты и устанавливает равновесие между фрустрацией и удовлетворением своих потребностей.

Также принято делить онтогенеза сексуальности, характеризующего возрастные этапы половой жизни человека на:

1) пренатальный период (от зачатия до рождения);

2) па­рапубертатный период (с 1 до 5-7 лет);

3) препубертатный период (с 5-7 до 11-13 лет);

4) пубертатный период (с 11-13 до 15-18 лет);

5) переходный период (с 15-18 до 25-30 лет);

6) период зрелой сексуальности (25-30 до 50-55 лет);

7) инволюционный период (50-55 до 70 лет и старше);

3. Социальные факторы развития сексуальности

Процесс половой социализации индивида: становление гендерной идентичности, формирование всего репертуара гендерных сценариев и гендерных ролей, реализованные брачные и внебрачные стратегии.

Поскольку к моменту начала полового созревания, когда начинают проявлять себя заложенные в человека сексуальные потребности, личность человека уже в значительной мере сформирована, на развитие сексуальности влияют уже имеющиеся в этот период личностные черты, такие как степень усвоения нравственных норм, агрессивность, иные позитивные и негативные социальные черты. Преобладание в период полового созревания агрессивных и иных антисоциальных черт характера может повлечь формирование отклоняющихся и даже деструктивных сексуальных потребностей. На формирование сексуальности оказывает влияние также уровень интеллектуального развития, поскольку в основе высшей формы развития сексуальности человека — эротической любви, наличие которой отличает человека от иных животных, лежит прежде всего интеллект.

Хотя основным в процессе формирования сексуальности является запечатление и другие формы самостоятельного освоения индивидом действительности, на него также оказывают влияние действующие в обществе целенаправленные программы формирования сексуальности, которые могут как подавлять все «ненормативные» формы её проявления, так и способствовать формированию её «нормативных» форм на основе научного сексуального просвещения. Необходимо учитывать, что подавление сексуальных реакций зачастую влечёт переход сексуального напряжения в иные эмоциональные формы, в том числе в связанные с агрессией.

Специфика человеческой сексуальности проявляется в том, что природная потребность в продолжении рода, инстинктивная по своему происхождению, имеющая четко очерченный круг безусловных стимулов, реализующаяся в виде цепного рефлекса в условиях, отвечающих этим безусловным раздражителям, с какого-то момента начинает подчиняться условностям, носящим не биологический, а социальный характер, и трансформируется в «генетически более сложную и высшую форму поведения». Иерархичность строения человеческой сексуальности отчетливо проявляется в феномене ее повторного расщепления, например, в случае «снятия» высших регулятивных механизмов в ситуациях алкогольного или наркотического опьянения, состояниях патологического аффекта, лобном синдроме или иных поражениях корковых отделов головного мозга. Как и при нарушениях других высших психических функций в отличие от «низших», в подобных условиях результат заключается прежде всего в том, что «непосредственная слитность стимулов и реакций в едином комплексе оказывается нарушенной».

Точно так же, как и другие высшие психические функции, человеческая сексуальность характеризуется прижизненным социальным характером формирования. Однако специфичность социализации сексуальности определяется сочетанием жесткости запрета с его внутренней противоречивостью и не всегда явной формулировкой. Радикальное отличие сексуальности от других высших психических функций состоит в том, что на интерпсихическом этапе формирования сначала усваивается не модель реализации, а стереотип торможения функции.

В процессе социальной детерминации сексуальности интериоризуется в первую очередь система ограничений, правил, нормативов, существующая в начале в видеразвернутой экстрапсихической совместной деятельности ребенка и его воспитателей.

Наши рекомендации