Регистрация избирателей и суды.

Поскольку в некоторых районах регист­рация избирателей срывается, фонд обратился к Фонду правовой защиты Национальной ассоциации за прогресс цветного населения, Комитету юристов за гражданские права и Гильдии юристов с предложением совместно возбудить судебные дела против регистрато­ров в более чем дюжине штатов. Адвокаты из Исследовательской группы защиты обще­ственных интересов и Федерации планирования семьи также приняли участие в этой коалиции. Так поступили и представители многих национальных организаций регистрации избирателей. Коалиция, в настоящее время возглавляемая Фондом правовой защиты Национальной ассоциации за прогресс цветного населения, начала возбуждение та­ких дел весной 1984 г., и хотя некоторые дела были выиграны, большинство дел было про­играно в судах низших инстанций.

Регистрации в организациях: Стратегия, время которой наступило.

Несмотря на все трудности, в своей первой двухгодичной кампании фонд добился значительных успехов. Успешность деятель­ности этой организации говорит о готовности Соединенных Штатов к регистрации избира­телей.

Теперь необходимо более решительное наступление в борьбе за регистрацию, осо­бенно со стороны общенациональных и мест­ных добровольческих организаций. В настоя­щее время не существует помех для регистрации в учреждениях во многих шта­тах. Любая добровольческая организация мо­жет облегчить регистрацию, организовав ее у себя и просто снабдив избирателей бланками. Эта стратегия, наряду с другими апробиро­ванными методами регистрации избирате­лей, способствует дальнейшему развитию американской демократии.

Ричард А. Клоуорд, Френсис Фокс Пайвен.

См. также: Политические действия и соци­альная работа.

• Burns J. M., et al. (1984). Government by the People (12th ed.). Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall.

РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РА­БОТА. См. Церковные агентства социаль­ной помощи.

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ.

Общество ожидает, что социальная рабо­та будет помогать людям, восстанавливать и повышать их функциональные возможности, способствовать наиболее полному, эффектив­ному и скоординированному выявлению и использованию внутренних, материальных и социальных ресурсов. Таким образом, термин "ресурсы" относится к той первейшей обще­ственной функции, которую выполняют со­циальные работники.

Природа и виды ресурсов.

К ресурсам относится все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворе­ния определенной потребности или решения проблемы. Это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения ка­кой-либо задачи или совершения тех или иных действий, в особенности, когда они носят необычный характер или осуществляются в критической ситуации. Так, близкий друг может стать источником необходимой фи­нансовой помощи. Полученные от него день­ги могут в свою очередь быть использованы для закупки необходимых товаров — к собст­венной выгоде или для других лиц.

Ресурсы рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности. Они могут быть, во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу или коллек­тиву; во-вторых, официальными (формаль­ными) или неофициальными (неформаль­ными); в-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми); в-четвер­тых, в разной мере управляемыми с точки зрения их использования для достижения оп­ределенной цели. Например, человек может располагать такими внутренними ресурсами, как интеллект, целеустремленность и жиз­ненные силы. Для семьи внутренними ресур­сами могут быть достаточная сумма сбереже­ний, а также член семьи, способный рачительно вести хозяйство или имеющий хороший заработок. Внешние ресурсы могут быть материальными (например, земельная собственность) или ресурсами общественных связей (например, добрые друзья). Офици­альные ресурсы может представлять собой го­родская пожарная охрана, неофициаль­ные — хорошие соседи и т. п.

Широко используется типология, пред­ложенная Ю. Фоа(1971), рассматривающая ресурсы с точки зрения их меновой стоимо­сти. Для характеристики ресурсов применя­ются два противопоставления: символиче­ские ресурсы в противовес конкретным и универсальные в противовес специальным. Предлагается шесть типов таких ресурсов: деньги, любовь, информация, статус, услуги и товары. Деньги, например, имеют универ­сальный характер, любовь — частный.

А. Лауфер (1982) делит ресурсы, нахо­дящиеся в распоряжении социальных агентств, на программные, людские и страте­гические. Стратегическими считаются сред­ства добывания и применения программных ресурсов, включая деньги, материальные средства, политическое влияние, профессионализм, юридический статус организации, правовые аспекты и энергия.

Д. Томас (1975) писал, что обществен­ные ресурсы воспринимаются жителями как финансовые, социальные и межличностные ценности и подразделяются следующим об­разом: материальные услуги (производство, школы, магазины, театры), средства органи­зационной поддержки (церкви и социальные учреждения), средства внутренней поддерж­ки (неофициальные ресурсы поддержания благосостояния, имеющиеся внутри семьи, получаемые от друзей и соседей).

Наши рекомендации